Файл: Содержание Введение Актуальность работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во втором полугодии деятельность педагога направлена на формирование у детей умения выстраивать в игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Средством формирования является совместная игра воспитателя с детьми, в которой он разворачивает двухфазные, а затем и более сложные сюжеты.

Таким образом, уже на первом этапе организации игры носят двучастный характер: совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой самих детей, в которой они воплощают приобретенные игровые умения.

Вторая младшая группа

В этом возрасте ребенок способен овладеть ролью. Ролевое поведение охватывает диапазон от ролевого подражания до осознанного оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения. Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера.

Овладение ролью складывается из умений осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог, по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, менять игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета. Эти умения формируются постепенно. Для детей четырех лет достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнера-игрушку, осуществлять парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог со сверстником.

Задача педагога – построить совместную игру с ними так, чтобы центром стало ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Ребенок вступает в инициированный взрослым ролевой диалог, приобретает опыт выполнения и развития разных ролей. Выделяются независимые (строитель, шофер, космонавт, пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли. Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей и сказочных персонажей. Игра может быть начата ребенком, педагог “угадывает”, что делает ребенок, подключается к игре, действует внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей. Для акцентирования внимания на диалоге в игре используется минимальное количество игрушек. Создать разговорные ситуации педагог может в играх типа “телефонный разговор”, где воспитатель участвует в диалоге и может подсказывать содержание ответов. Так же эффективно использовать игры-импровизации по известным сказкам типа “Колобок”, “Репка”.


Средняя группа.

Задача воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: использования многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа от однозначного соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Педагог на этом этапе развития сюжетно-ролевой игры вступает со многими детьми в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, “замыкает” детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной импровизации. Игра воспитателя с каждым из детей и микрогруппами стимулирует гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной игре детей. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером.

Старший дошкольный возраст.

В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения.

Сюжетосложение включает в себя:

– умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание;

– быть ориентированным на партнеров-сверстников;

– обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;

– умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.

Таким образом, изучив и определив факторы, способствующие обогащению сюжетно-ролевой игры педагогом, можно сделать следующие выводы:

  • сюжетно-ролевая игра формируется под воздействием окружающей жизни, влияния взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы.

  • современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми рассматривают его как процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов построения игры.

  • в связи с тем педагоги нуждаются в методической помощи, а именно: в обогащении знаний о природе сюжетно-ролевой игры, о механизмах ее развития, о способах формирования у детей игровых действий, ролевого поведения, сюжетосложения.


Заключение



Таким образом, игра является необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью. В игре, как утверждал Эльконин Д. Б., все события как бы пропускаются через переживание, дети не символизируют в игре, однако желают, исполняют желание, пропускают через переживание главные категории действительности.

Леонтьев А. Н. утверждал, что овладение детьми наиболее широкими, недоступными непосредственно им кругом действительности способно происходить лишь в игре.

Итак, в педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре, как в ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста, активно формируется или перестраиваются психические процессы.

Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Основные цели и задачи при проведении сюжетно-ролевых игр: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила
, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. В плане воспитательной работы уделяется большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-ролевой игры детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию сюжетно-ролевых игр.

Рассматривая принципы организации сюжетно-ролевой игры, выяснили, что их организация осуществляется в трех направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ. Также выяснено, что входит в подготовку к проведению сюжетно-ролевой игры. Также даны примерные разработки проведения сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, можно отметить, что дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали в игру воспитателя, даже уступая ему главные роли, то теперь, в более старшем возрасте, все главные роли они принимают на себя. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но они научились улаживать их самостоятельно.

Таким образом, владея методикой руководства сюжетно-ролевой игры дошкольников, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей.

Список используемой литературы





  1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 2014. – 336 с.

  2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Б. Г. Ананьев. - Москва: Дошкольное воспитание, 2016.

  3. Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития, № 8, 2013. – С. 192.

  4. Болотина Л. P., Баранов С. П., Комарова T. С. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1998. – С.8.

  5. Буре P. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011. – С. 30.

  6. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. –3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128с.

  7. Винокурова М. А. Формирование саморегуляции дошкольников посредством адаптивных замещающих действий // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», № 5, 2016. – С. 483.

  8. Выготский Л. С. Избранные психологические труды. – М.: Аспект-пресс, 1995. – 324 с.

  9. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М., 2004. – С. 210–211

  10. Жуковская Р.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сад,/Р.И. Жуковская — М.: Просвещение, 1989. — 57с.

  11. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. / А.В. Запорожец, К.: Либедь, 1998 — 356с.

  12. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста/Р.А.Иванкова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – 2002. – №4. – С. 51-57.

  13. Лебеденко О. А. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера, № 29, 2014. – С. 27.

  14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 2015. – 315 с.

  15. Маркова Т.А., Тумакова Г.А. Учите детей в игре. / Т.А. Маркова - М.: Просвещение, 1983.-515с.

  16. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре. / Д.В.Менджрицкая М.: Просвещение, 2012. — 439с.

  17. Мухина B. C. Возрастная психология / B.C. Мухина. 2-е изд., доп. и перераб.– М.: Педагогика, 2010. – 176 с.

  18. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Руководство фор- мированием игры // Дошкольное воспитание. 1981. № 4.

  19. От рождения до школы. Примерная основная образо- вательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 304 с.

  20. Поддьяков H. H. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар, 1997 – С. 27

  21. Погосян О.С. Режиссерские игры и их особенности // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Междуна- родной научно-практической конференции 28 ноября 2014 г.: в 14 частях. Часть 14. Тамбов: ООО «Консал- тинговая компания Юком», 2014. С. 123–125

  22. Подымова Л. С. Ильина С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», № 5, 2016. – С. 140.

  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т./ С.Л. Рубенштейн - Т. II. - М.: Педагогика, 1989. - 357 с.

  24. Севостьянова Е. О. Концепция формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий // Современные исследования социальных проблем, № 3, 2012. – С. 147.

  25. Солнцева O. B. Дошкольник в мире игры. СПб.: Речь, 2010. – С. 8.

  26. Солнцева О.В. Проектирование сюжетно-ролевой игры в образовательном пространстве детского сада/О.В.Солнцева//Детский сад: теория и практика. – 2015. – №1. –С.62-71.

  27. Сухомлинский B. A. Сердце отдаю детям. Изд-во «Радяньска школа», 1985.

  28. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. /А.П. Усова — М.: Просвещение, 1976. – 96 с.

  29. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978.