Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
Актуальность работы. Психология дошкольного возраста такова, что именно игровая деятельность выступает в качестве основного средства для дальнейшей социализации и коммуникативного развития детей. Соответственно, в случаях, когда дефект развития накладывает серьезный отпечаток на развитие игровой деятельности ребенка с задержкой психического развития, в первую очередь страдает способность ребенка к социализации и адаптации в обществе.
Игра вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игра способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы творчества. В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития.
Цель исследования: теоретически обосновать влияние игры на формирование личности дошкольника. На современном этапе развития общества возрастает роль образования в становлении личности ребенка. Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, представляется актуальным поиск средств обеспечивающих развитие личности посредствам игровой деятельности.
Задачи исследования:
-
выполнить анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу; -
раскрыть психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста; -
раскрыть понятие «игра», ее виды и значение в жизни дошкольника; -
определить значение сюжетной игры в жизни дошкольника обосновать влияние сюжетной игры на развитие личности ребенка; -
определить задачи и содержание работы по развитию личности посредствами сюжетной игры.
Гипотеза исследования: игра является ведущим видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы, которое позволит сформировать у дошкольника всестороннее развитие личности.
Объект исследования: процесс развития личности дошкольника.
Предмет исследования: сюжетная игра как средство развития личности ребенка.
При написании данной работы мы применяли следующие методы: анализ, синтез и обобщение при рассмотрении теоретического материала, а также метод сравнения при изучении различных источников.
Чтобы игры были содержательными и воспитывающими, надо познакомить детей с определенным кругом явлений из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности. Существенными факторами, влияющими на направленность детских игр, на расширение и углубление игровых образов, являются художественная литература и произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации).
В отечественной психологии и педагогике богатые традиции изучения игры, опирающие на работы Р.И. Жуковской [10], А.В. Запорожца [11], А.Н. Леонтьева [14], Д.В. Менджерицкой [16], А.П. Усовой [28], Д.Б. Эльконина [29]. Сегодня научный уровень исследования развития личности в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории Т.А. Марковой [15] и Д.Б. Эльконина [29].
В связи с поставленными задачами нами были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез и обобщение при рассмотрении теоретического материала, а также метод сравнения при изучении различных источников.
Глава 1. Теоретические основы значения игры в дошкольном возрасте
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это большой и ответственный период психического развития детей. Современные ученые показывают, что в дошкольном детстве у ребенка стремительно развиваются все психические функции, но, в тоже время, происходит закладка общего фундамента когнитивных способностей. В индивидуально-личностной сфере формируется сложная иерархическая структура мотивов и потребностей, эмоционально-волевое регулирование поведения, дифференцированная самооценка. Каждое звено в структуре механизма психологического развития
дошкольников занимает особенное значение, нарушение функционирования может сказаться на всем будущем ходе развития детей.
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент для развития индивидуальных личностных свойств, вследствие чего дети в этот период требуют огромного внимания к себе со стороны всех взрослых, и тех людей, которые принимают непосредственное участие в судьбе ребенка.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включены такие свойства, которые являются более или менее устойчивые и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Б.Г. Ананьев рассматривает личность в единстве четырех сторон:
- человека как биологического вида;
- онтогенезе и жизненном пути человека и индивида;
- человека как личности;
- человека как части человечества.[2]
К.А. Абульханова рассматривает личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность) способность к организации времени, социальное мышление.[1]
Так, по словам К. К. Платонова, личность - это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Исходя из его позиции, личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются:
- направленность;
- опыт;
- особенности психических процессов;
- биопсихологические свойства.
Развитие личности идет через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Процесс развития человеческой личности бесконечен. Личность является носителем существующих общественных отношений.
Личность развивается как родовой индивид, как индивидуальность совершенствуясь и совершенствуя других. Личность продукт общения и познания обусловленный конкретно историческими условиями жизни общества.
Притязая на признание, ребенок с помощью взрослого проектирует себя в будущем как сильную, все умеющую личность. Стремление соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности.
Проблемой личности старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн и другие.
Психическое развитие, становление личности дошкольника связана с формированием самосознания — осознанием себя и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
К 6 годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников.
Активно развивается в этот период и самооценка — важная форма проявления самосознания. Самооценка шестилетнего ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. Ведь, как справедливо заметил Б. Г. Ананьев, оценочное суждение ребенка, непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитателя.
С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. И.С. Кон считает, что самооценка тесно связана с уровнем притязания на признание. Уровень притязания - это желаемый уровень самооценки личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки его взрослости. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт.
Успехи детей старшего дошкольного возраста в познании окружающего мира поистине велики, хотя логическое мышление у них ещё не сформировалось. Этому в определённой мере мешает их эгоцентризм, когда ребенок считает, что он – центр вселенной и все вращается вокруг него. Препятствует этому и недостаточно развитое умение сосредоточиваться только на кокой-то одной стороне события, явления или предмета.
Отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и другие подчеркивают, что личностью следует называть человека, лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как указывала Л. И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для такого уровня психического развития характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды.
Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять её в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с точки зрения Л.И. Божович, которую мы разделяем, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения.
И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.
1.2. Сущность понятий «игра», игра дошкольников
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.
Игра - это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление привлекает внимание педагогов и психологов, философов и историков. В науке существуют различные точки зрения на природу детской игры. К. Гросс и другие сторонники биологизаторских течений в психологии утверждали, что игра свойственна ребенку как всякому примитивному существу и выступает как предварительное приспособление инстинктов к будущим условиям существования.