Файл: Предыстория Руси кто такие индоевропейцы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Распад славянского единства. Восточные славяне в VI-VII вв.

Язычество восточных славян

Норманнская теория происхождения Древнерусского государства

Складывание восточнославянского межплеменного суперсоюза (к. IX-X вв.) во главе с Киевом

Первые христиане на Руси

Крещение Руси

Законодательство на Руси в нач. XI в. (правотворчество Владимира и Ярослава)

Князь и вече на Руси к. X-XI вв.

Борьба князей за Киев после смерти Владимира

Правда Ярославичей

Устав о закупах, устав о холопах, устав о резах

Образование городов-государств на Руси XI – сер. XII вв.

Город-государство в Смоленской земле

Город-государство в Галицко-Волынской земле

Начало русского летоисчисления

Центры летописания на Руси

Формирование феодальных общественных отношений на Руси XIII – XIV вв.

Ремесленное производство на Руси XIV – XV вв.

Войны Руси с татарами в XIV в.

Куликовская битва

Войны Руси с татарами в XV в.

Освобождение Руси от Татаро-монгольского ига: стояние на р. Угре

Расширение территории Московского княжества в XIV вв.

Политическое соперничество Москвы с Тверью в XIV-XV в

Присоединение русских земель к Москве в XV в

Завершение образования единого Русского государства

Судебник 1497 г.



В думу попадают представители княжеских линий, которые потеряли свою независимость (ростовские, ярославские, тверские князья).

Теперь «боярин» — это в первую очередь придворный чин, а сама боярская дума становится важным механизмом сплочения политической элиты. Все эти новшества отражали основную тенденцию государственного строительства - укрепление самодержавия.

Местное управление, подчиняясь социальным и политическим переменам конца XV - первой трети XVI в., а также изменениям в структуре центральной власти, тоже меняется.

Великие князья стремятся к более строгому контролю над своими порученцами - наместниками в городах и волостелями в волостях - и создают новые органы управления, которые опираются на преданное государю дворянство.

Новым явлением становится институт «городовых приказчиков», возникающий на рубеже XV-XVI вв. как результат общего усложнения структуры управления в центре и на местах. Городовые приказчики назначались из местных служилых людей и отвечали за поддержание в исправном состоянии городских укреплений.

Постепенно под их контроль переходит надзор за великокняжеским земельным фондом и сбор налогов.

Политику верховной власти в вопросах местного управления отражает Белозерская уставная грамота 1488 г. - древнейший из сохранившихся документов такого рода, составленный как проект аналогичного документа общерусского значения.

Важнейшую роль в работе государственной машины на рубеже XV-XVI вв. стало играть:

Местничество - система, в соответствии с которой высшие должности в войске и на гражданской службе могли распределяться исключительно в соответствии с родовитостью кандидата. Значение местничества неоднозначно.

С одной стороны, оно препятствовало доступу в администрацию талантливых управленцев из низов.

С другой стороны, ограничивало борьбу за назначения строгими рамками и подстегивало служебное рвение: ведь от успехов и неудач каждого конкретного лица зависело настоящее и будущее всего рода
  1. Церковно-монастырское строительство в XIV - XV вв.


Архитектура Руси данного периода, как и прежде, была в основном представлена зданиями культового характера.


Ранее всего каменное строительство возобновилось в Новгороде. В это время здесь возводится множество небольших, украшенных резьбой храмов.

Новгород: церковь Спаса на Ильине улице, Федора Стратилата на Федоровом ручье.

Псков: церковь Василий на Горке.

В Московской земле первыми храмовыми постройками были храмы в Звенигороде и Загорске, собор Андроникова монастыря в Москве. Они положили традиции владимиросуздальского белокаменного зодчества.

В XIV–XV вв. отстраивается Московский кремль. Первые белокаменные стены возвели еще при Дмитрии Донском (1367 г.).

Столетие спустя в Москве завершилось строительство грандиозного ансамбля Московского Кремля, сохранившегося и доныне.

Его стены – красный кирпич в белокаменном фундаменте. Кремль находился на мысу при впадении реки Неглинной в реку Москву, стал одной из крупнейших крепостей.

Архитектор – Аристотель Фиораванти – под его руководством был возведен главный собор Кремля – Успенский.

Собор был кафедральным храмом митрополита всея Руси, впоследствии здесь венчали на царство, собирались Земские соборы.

В 1484-89 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор – домовую церковь московских государей.

Алевиз Новый – усыпальница великих князей – Архангельский Собор.

Грановитая Палата – зал площадью 500 кв. метров для торжественных приемов.
  1. Культура Руси XIV-XV вв.


Этапы развития культуры:

  1. Первый этап (XIV-XV вв.) – основная идея преодоление катастрофических последствий татаро-монгольского нашествия, ликвидация ордынского ига.

  2. Второй этап (кон. XV-начало XVI в.) –основная идея укрепление государства, единство и централизация.

Фольклор. В XIV в. основная тема творчества – сказания (о битве при Калке, о разорении Рязани Батыем, о битве на поле Куликовом и другие).

Былинный жанр затухает, мы знаем лишь новгородский былинный эпос (Былина о Василии Буслаеве и Садко).

Развивается жанр исторической песни

(Песня о Щелкане Дюденьковиче).

В конце XV-начале XVI века продолжается осовременивание былин киевского цикла в новой форме (герои эпоса – участники борьбы с осколками Золотой Орды).

Просвещение. Монастыри – центры книжности и образования: книгописные мастерские и библиотеки (Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий монастыри).

На смену пергаменту приходит бумага (из Италии и Франции); смена графики письма: полуустав и скоропись (с XV века).

Литература. Основное произведение письменности – летопись (идея единства русской земли, государственный характер); центры: Москва, Тверь, Новгород.

1409 год – первый общерусский летописный свод Троицкая летопись.

Примеры произведений: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии Дмитрия Ивановича», «Повесть о Московском взятии земли русской» (события 1382 г.), «Хождение за три моря» (первое описание Индии, составленное европейцем), «Повесть о Петре и Февронье Муромских», «Житие митрополита Петра», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» и т.д.

Архитектура. В Московском княжестве каменное строительство появилось с сер. XIV века.

В 1367-1368 гг. строится белокаменный московский кремль.

В 1400 году строится Успенский собор в Звенигороде – древнейший памятник московского зодчества, дошедший до нас.

Троице-Сергиев монастырь (Троицкий собор – 1422 г.), Андриапольский монастырь. Ансамбль Соборной площади московского кремля: Успенский собор (Аристотель Фьораванти), Благовещенский собор (псковские мастера), Грановитая палата (Марко Руффо и Пьтро Антонио Солари) – конец XV века, Архангельский собор (Алевиз Новый) – начало XVI века.

Конец XV-начало XVI веков построены кирпичные стены московского кремля.

Живопись. Расцвет иконописи и новгородской монументальной живописи.

Феофан Грек работал в Константинополе, Новгорода (церковь Спаса на Ильинской улице), Москве (иконы Благовещенского и Архангельского соборов) – эмоциональность письма. Андрей Рублёв работал в Москве (фрески Благовещенского собора), Владимире (иконы Успенского собора), икона «Троица» (1425-1427 гг.) – персонажи Рублёва мягче, человечнее, нежнее. Дионисий работал в Москве (иконы и фрески Успенского собора), Ферапонтовом монастыре (роспись церкви Рождества Богородицы) – нежность, изысканность колорита, утончённость.

В начале XVI века возникает техника миниатюрной иконописи, установление чётких канонов, жанр исторического портрета (князья, античные мудрецы).


Ремесло. Ювелирное дело, работа по серебро, строительное дело (новые методы кладки стен и кровли), деревообработка, литейное дело (государственный пушечный двор, Андрей Чохов отлил Царь-пушку весом 40 тонн).