ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Распад славянского единства. Восточные славяне в VI-VII вв.
Норманнская теория происхождения Древнерусского государства
Складывание восточнославянского межплеменного суперсоюза (к. IX-X вв.) во главе с Киевом
Законодательство на Руси в нач. XI в. (правотворчество Владимира и Ярослава)
Князь и вече на Руси к. X-XI вв.
Борьба князей за Киев после смерти Владимира
Устав о закупах, устав о холопах, устав о резах
Образование городов-государств на Руси XI – сер. XII вв.
Город-государство в Смоленской земле
Город-государство в Галицко-Волынской земле
Начало русского летоисчисления
Формирование феодальных общественных отношений на Руси XIII – XIV вв.
Ремесленное производство на Руси XIV – XV вв.
Войны Руси с татарами в XIV в.
Освобождение Руси от Татаро-монгольского ига: стояние на р. Угре
Расширение территории Московского княжества в XIV вв.
Политическое соперничество Москвы с Тверью в XIV-XV в
Присоединение русских земель к Москве в XV в
При потомках Дмитрия Донского, Василии I, Василии II и Иване III Москва продолжает присоединять к себе новые княжества.
Тверь постепенно становится изолированной, а после присоединения Новгорода в 1378 году - и вовсе окружённой.
Тверь пыталась найти помощи у ВКЛ, за что московские войска захватили Тверскую землю, и князь признал себя “младшим братом”. Когда тверской князь снова стал интриговать, то войска послали во второй раз. Тогда тверской князь бежал в Литву, и Иван III посадил на тверской стол своего сына Ивана Ивановича.
Так, с 1385 года последний серьёзный противник Москвы пал, будучи присоединён к уже Русскому государству.
- 1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Присоединение русских земель к Москве в XV в
Дмитрий Донской в своем завещании передал великое княжение своему сыну Василию I (1389-1425), причем само великое княжение назвал “своей отчиной”, то есть сливались понятия московского и великого владимирского княжений.
Василий I присоединил Нижегородское, Муромское и Тарусское княжества, поддерживал дружеские отношения с Ордой и ВКЛ, так как был женат на дочери князя Витовта - Софье Витовтовне.
При Василии Васильевиче II (1425-1462) между ним, его дядей Юрием Звенигородским и сыновьями Юрия Василием Косым и Дмитрием Шемякой разразился конфликт за право обладания московским княжением из-за завещания Дмитрия Донского, в котором он завещал княжение всем своим детям, т.е. Юрий Звенигородский считал, что по праву старшинства княжить в Москве должен он, а не Василий Васильевич.
Феодальная война закончилась победой Василия II, хотя его противником несколько раз удавалось захватить Москву. Случилось так, что противникам Василия в основном помогали сторонники “демократии”, т.е. жители русского Севера - за Дмитрием Шемякой стоял Новгород.
А.А. Зимин отмечает, что в ходе феодальной войны столкнулись между собой старое и новое, причём “новое” — это монархическая власть московского строя, и именно новому строю удалось победить (также под новым и старым можно понимать династическую систему наследования и лествичную, которой придерживался Юрий Звенигородский)
Ещё при Василии II отношения с Новгородом заметно обострились. Не только из-за поддержки последним Дмитрия Шемяки, но и из-за Яжелбицкого мира 1456 года, который в значительной степени ограничивал права вече и выборность должностных лиц, а также делал Новгород менее самостоятельным в международной политике.
Поэтому, хоть фаза открытой конфронтации и несколько оттянулась со смертью Василия и вокняжением Ивана III Васильевича (1462-1505), обе стороны понимали её неизбежность и готовились к столкновению: Москва стала укреплять свои позиции на верхней Волге - было присоединено Ярославское княжество, а Новгород запросил помощи у ВКЛ
.
Это и спровоцировало в 1471 году поход на Новгород и последующую битву на реке Шелони, где превосходящее новгородское войско было разгромлено московскими войсками. А в 1478 году состоялся второй поход, который присоединил Новгород окончательно.
Последним крупным политическим противником Москвы осталась Тверь, теперь окружённая со всех сторон. Тверь также пыталась найти помощи у ВКЛ, за что московские войска захватили Тверскую землю, и князь признал себя “младшим братом”.
Когда тверской князь снова стал интриговать, то войска послали во второй раз. Тогда тверской князь бежал в Литву, и Иван Васильевич посадил на тверской стол своего сына Ивана Ивановича. Так, с 1385 года последний серьёзный противник Москвы пал, будучи присоединён к Русскому государству.
-
Присоединение Новгорода к Москве
Ещё при Василии II отношения с Новгородом заметно обострились.
Не только из-за поддержки последним Дмитрия Шемяки, но и из-за Яжелбицкого мира 1456 года, который в значительной степени ограничивал права вече и выборность должностных лиц, а также делал Новгород менее самостоятельным в международной политике.
Поэтому, хоть фаза открытой конфронтации и несколько оттянулась со смертью Василия и вокняжением Ивана III Васильевича (1462-1505), обе стороны понимали её неизбежность и готовились к столкновению. Москва стала укреплять свои позиции на верхней Волге - было присоединено Ярославское княжество.
В Новгороде же после смерти архиепископа Ионы, который хоть как-то сдерживал новгородцев от выступлений против Москвы, на очередном вече произошёл раскол на несколько группировок.
Одной из них была “антимосковская партия” во главе с Дмитрием Исааковичем и его матерью Марфой Борецкой.
Отстаивая древние новгородские вечевые традиции и самостоятельность, они обратились за помощью к Казимиру, князю ВКЛ, видя в Литве меньшее зло из-за менее централизаторской политики литовских князей, тем более что контакты с ВКЛ были не менее давними, чем с Московским государством. Марфа была гибким политиком и умела расположить к себе простое население.
После такого поход на Новгород стал неизбежностью. В 1371 году произошла битва на реке Шелони
, где превосходящее новгородское войско было разгромлено московскими войсками, Дмитрий Борецкий обезглавлен.
По заключенному Коростынскому договору Иван III оставлял Новгороду формальную самостоятельность и не трогал их вечевой строй. Однако Новгород признавался отчиной Московского князя, полностью терял самостоятельность во внешней, судебной и церковной политиках.
В 1478 году был совершён ещё один поход.
Новгород капитулировал, вечевой колокол — символ древнего славянского народовластия — был снят и увезён в Москву, Марфу Борецкую постригли в монахини и отправили в нижегородский монастырь. Вместе с Новгородом к Москве отошли огромные территории, простиравшиеся от Белого моря и до Урала, т.е. богатый Русский Север.
- 1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Завершение образования единого Русского государства
В правление Ивана III Васильевича (1462-1505) и его сына Василия III Ивановича (1505-1533) происходит то, что в исторической литературе традиционно и обоснованно именуют «образованием единого государства».
Действительно, можно сказать, что именно в это время произошел тот скачок, который суммировал накопление новых качеств, - на смену объединения земель вокруг Москвы пришло единое государство. Этот тезис можно подтвердить целым рядом фактов.
-Завершается территориальное оформление российской государственности.
В 1460-х гг. утратили самостоятельность Ярославское княжество,
В 1474 г. был присоединен Ростов.
Уже по Яжелбицкому договору 1456 г. в Новгороде усиливалась судебная власть великого князя, а новгородцы лишались права самостоятельности в международной политике.
Ситуация осложнялась тем, что в городе сформировалась «партия» Марфы Борецкой, заключившая договор с Казимиром IV.
- По условиям договора, тот должен был прислать своих наместников и обещал охранять Новгород от Москвы, Иван III двинул войска, и в битве на р. Шелони в июле 1471 г. новгородцы потерпели поражение.
А уже в конце 1477 г. был совершен еще один поход, Новгород капитулировал, вечевой колокол - символ древнего славянского народовластия был снят и увезен в Москву.
Вместе с Новгородом к Москве отошли огромные территории, простиравшиеся до Студеного (Белого) моря и до Камня (Урала), т.е. богатый русский Север. После присоединения Новгорода дни Твери, со всех сторон окруженной московскими владениями, были сочтены.
В сентябре 1485 г., когда московские войска подошли к Твери, тверской князь Михаил бежал в Литву. На тверской стол московский князь посадил своего сына Ивана Ивановича.