Файл: Предыстория Руси кто такие индоевропейцы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Распад славянского единства. Восточные славяне в VI-VII вв.

Язычество восточных славян

Норманнская теория происхождения Древнерусского государства

Складывание восточнославянского межплеменного суперсоюза (к. IX-X вв.) во главе с Киевом

Первые христиане на Руси

Крещение Руси

Законодательство на Руси в нач. XI в. (правотворчество Владимира и Ярослава)

Князь и вече на Руси к. X-XI вв.

Борьба князей за Киев после смерти Владимира

Правда Ярославичей

Устав о закупах, устав о холопах, устав о резах

Образование городов-государств на Руси XI – сер. XII вв.

Город-государство в Смоленской земле

Город-государство в Галицко-Волынской земле

Начало русского летоисчисления

Центры летописания на Руси

Формирование феодальных общественных отношений на Руси XIII – XIV вв.

Ремесленное производство на Руси XIV – XV вв.

Войны Руси с татарами в XIV в.

Куликовская битва

Войны Руси с татарами в XV в.

Освобождение Руси от Татаро-монгольского ига: стояние на р. Угре

Расширение территории Московского княжества в XIV вв.

Политическое соперничество Москвы с Тверью в XIV-XV в

Присоединение русских земель к Москве в XV в

Завершение образования единого Русского государства

Судебник 1497 г.



Христианская община, обосновавшаяся в Киеве при Игоре, похоже подвергалась гонениям.

983 г. - произошло крупное восстание под языческими лозунгами на славянском Балтийском Поморье, резко направленное против насаждавшегося немецкими феодалами христианства.

Гонениям подвергались и славяне, перешедшие в христианство.

Именно в этом году в жертву языческим богам были принесены варяги-христиане – сын и защищавший его отец.

 - На Руси это было первое человеческое жертвоприношение, и мученики позднее были причислены к лику святых.

Обострение отношений между двумя общинами (языческой и христианской), непопулярность в Киеве извне привнесенных языческих богов, побудили Владимира искать иную веру, которая могла бы смягчить ситуацию.

Однако древнерусское язычество было настолько укоренено, что Древняя Русь и с принятием христианства в 988 г. являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры.

Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться и в последующее время, некоторые продолжают соблюдаться и сейчас.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Крещение Руси


Непопулярность проведенной языческой реформы побудила Владимира искать иную веру, которая смогла бы смягчить внутренний разлад.

Таковой и стало христианство, установившееся в конце X в. и отличавшееся на Руси большой терпимостью к язычеству, вплоть до усвоения многих языческих праздников.

Официальная дата Крещения Руси – 988 г. – по всей видимости является условной.

Существует целый ряд гипотез, предлагающих другие датировки Крещения Руси, и они связаны с обращением к разным источникам.

Согласно летописный легенде Владимир устроил своеобразный «смотр религий»:

-о своих верованиях ему рассказывали мусульмане из Волжской Булгарии;

-иудеи из Хазарии;

-христиане - латиняне из немецких земель, представители православной византийской церкви.

Князь с приближенными долго взвещивал все плюсы и минусы:

-Западная религия несла в себе угрозу подчинения римскому папе;

-Мусульманство было слишком чуждо;

-Иудаизм – религия побежденных хазар.

Более всего подходило христианство по византийскому образцу.

Оно несло необходимый культ верховной власти, учение о безоговорочном подчинении подданых правителю. Византия была знакомым, но слабым соседом, не представляющим для России прямой военной обязанности. Следовательно, можно было не опасаться, что принятие православия повлечет зависимость Руси от империи.

Один из вариантов крещения Руси выглядит так:

В Византии взбунтовалась армия, во главе с Вардой Фокой и грекам понадобилась помощь русских в борьбе с мятежниками. Положение Василия II было критическим, и он обратился за военной помощью к соседнему киевскому князю. Русский правитель согласился оказать императору военную помощь на следующих условиях:

  1. Русь желает креститься. Для этого Византия учреждает особую Русскую епархию, подчиненную константинопольскому патриарху, и предоставляет все необходимое для ее деятельности.


  2. Владимир, крестившись, женится на сестре Василия II Анне, тем самым вступая в родственные отношения с императором.


  3. В ответ Владимир обязывается предоставить Василию II военную помощь.


В итоге полки Владимира разгромили Варду Фоку, но византийцы не выполнили своих обязательств.

Тогда Владимир решил захватить главную военно-морскую и торговую базу Северного Причерноморья – Херсонес-Таврический (Корсунь).

Некий муж корсунянин, под именем Анастас пустил стрелу, на которой было написано, что необходимо перекопать трубы колодцев. Жажда заставила горожан распахнуть ворота перед врагом, Корсунь была взята. Здесь то и крестился Владимир с дружиною своей.

Одни исследователи полагали, что Владимир крестился в Киеве, другие исследователи полагают, что он крестился в Корсуне. Так или иначе, в Корсунь приезжает Анна и после крещения они отправляются в Киев. После этих событий стали выпускать монеты с изображением Владимира в императорской одежде и диадеме.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ.

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраиных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве или Новгороде.

Последствия:

-Сближение Руси с другими христианскими странами, укрепление и расширение её международных связей.

-Обогащение русской культуры (распространение письменности, грамотности, школ; появление храмового зодчества, иконописи, мозаики, фресок и т. д.).

-Укрепление сплочённости восточнославянских племён и территориального единства Древнерусского государства.

-Укрепление верховной власти киевского князя.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – десятину.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется «Равноапостольным» - он так же, как и апостолы Христа, принес свет христианской веры целому народу.
  1. Кризис родоплеменного строя на Руси и возникновение новой социальной и политической организации (к. Х – н. XI вв.)



В княжение Владимира Святославича создался мощный племенной союз во главе с Киевом. Это объединение шло с установлением даннических отношений (прообраз налоговой системы). Но едва союз был сформирован, начался процесс его распада.

Конец X-начало XI веков условно характеризуют как период распада родоплеменного общества и начало формирования общества, построенного на территориальных принципах.

На смену родоплеменным отношениям приходит народность – этническое единство, основанное на территориальном принципе. Признаком народности является языковая общность.

Она проявлялась в:

1) Полногласие (глава – голова)

2) Смена начальных звуков (езеро – озеро)

3) Смена к/л на ц/з (квезда - звезда)

4)Появление новых слов, среди которых есть слова ирано-тюркского и финноугорского происхождения.

Выделилось 3 языковых группы: северная, средняя и южная.

1) Смычное «Г» (как у нас), цоканье (печка – пецка), дзеканье, смена «Ш» на «С» (наши – наси).

2) Аканье (безуд о=а, смена предлога «В» на «У»)

3) Оканье, фрикативная г. Но все было несущественно.

Помимо введения христианства и образования древнерусского общества, происходят изменения в социальной среде: на смену роду приходит семья, появляются бедные (неимущие) люди.

Князь Владимир проявлял большую заботу о бедных. Люди, вышедшие из родовых коллективов, стали называться изгоями.

В это время возникает своё собственно (туземное) рабство: люди обращались в рабство за долги, самопродажа в рабство.

Раньше соплеменников нельзя было склонять в рабство, рабом мог стать только пленник (обычное право запрещало склонять соплеменников в рабство).

Х-XI вв. – развитие литературного языка.

Также среди признаков народности необходимо отметить: единство территории, материальной культуры, духовной культуры, психологического склада (свободолюбие, социальная мобильность, воинственность, мужество, выносливость, гостеприимство), религиозное единство.

Весьма интересные признаки мы наблюдаем в сфере политической: вече (народное собрание на Руси) как институт власти ослабевает, а княжеская власть усиливается.

Начинается борьба между вечем и князем. Некоторые элементы власти и вовсе уходят с исторической сцены или сменяются другими, так
старцы градские уже не фигурируют в XI веке, жрецы после принятия христианства сменяются священнослужителями.

Усиливается княжеская власть и изменяются его функции: военный и административный руководитель (роль его заключается в законодательном творчестве, что зафиксировано в «Русской Правде»). «Русская Правда» появляется в начале XI века во время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). Есть также сведения, что в это время появляется много беглых рабов.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28