Файл: Задание Выявите особенности и принципы аттестации учреждений дополнительного образования, охарактеризуйте их.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Практическое задание 3
Выполнил:
Обучающийся Туренко Мария Юрьевна
Преподаватель:
Драчева Юлия Александровна
Задание 1. Выявите особенности и принципы аттестации учреждений дополнительного образования, охарактеризуйте их.
Результаты представьте в виде таблицы
Принцип | Характеристика | Конкретные примеры реализации |
Принцип объективности | Принцип объективности выражается в том, что профессиональная и деловая деятельность учреждения рассматриваются с точки зрения их практического проявления, т.е. такими, какими они являются в действительности. Объективность должна проявляться еще и в том, что в процессе аттестации освещаются только реальные факты (успехи, недостатки, ошибки) в деятельности ОУ. Главной чертой принципа объективности оценки является беспристрастность, отсутствие предубеждений. | Реализация принципа объективности в полной мере возможна только при условии, что оценивать профессиональные качества аттестуемого ОУ будет человек, являющийся специалистом в области управления, а также в вопросах, связанных со спецификой практической деятельности государственного служащего, проходящего аттестацию |
Принцип гласности | Этот принцип заключатся в том, что аттестационная процедура осуществляется открыто. характеризуется доступностью всех аттестационных материалов, открытостью обсуждения профессиональных, личностных и нравственных качеств аттестуемого, всех сторон его служебной деятельности | Гласность выражается и в том, что подлежащему аттестации служащему предоставляется право ознакомления с подготовленной на него характеристикой. Он имеет возможность выдвигать свои возражения по существу характеристики и подготовить предложения и замечания по улучшению работы конкретного государственного органа или его подразделения. Результаты аттестации сообщаются открыто сразу же после голосования. |
Принцип Компетентности | Принцип предполагает привлечение для аттестации специалистов для проведения объективных экспертиз вне зависимости от деятельности ОУ | Использование комплекса обоснованных и апробированных методов анализа, анкетирования, социологических исследований, анализ фактов и документов, условий работы преподавательского состава и вспомогательный персонал, администрации, а также достижений студентов и отзывы родителей |
Принцип соблюдения норм педагогической этики | Соблюдение общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении мероприятий связанных с аккредитацией основанных на нравственных критериях международных стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем специалистам в сфере педагогики, независимо от занимаемой ими должности | В процессе аттестации специалисты обязаны воздерживаться от: -пренебрежительных отзывов о работе УДО, необоснованного сравнения их работы со своей; -предвзятого и необъективного отношения; воздерживаться от: -поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УДО; -пренебрежительных отзывов о деятельности УДО или проведения необоснованных сравнений его с другими образовательными организациями; -проявления лицемерия и лжи; -любого вида высказываний и действий дискриминационного или оскорбительного характера педагогического состава УДО -предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; -пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам. |
Задание 2. На основе анализа материалов лекции, учебно – методических материалов и материалов сети Интернет определите и охарактеризуйте основные параметры учебных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования (не менее трех).
Параметр | Характеристика | Конкретные примеры |
Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета | Критериями данного параметра могут выступать глубина и широта знаний, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям), уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях. | Оценить уровень усвоения содержания образовательной программы можно по следующим показателям: степень усвоения содержания; степень применения знаний на практике; умение анализировать; характер участия в образовательном процессе; качество детских творческих «продуктов»; стабильность практических достижений обучающихся. |
Устойчивость интереса детей к содержанию образовательной программы, к предлагаемой деятельности и коллективу | Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода ребенка из коллектива, характер участия ребенка в деятельности. | Показателями устойчивости интереса к деятельности и коллективу можно считать: текущая и перспективная сохранность контингента, наполняемость объединения; положительные мотивы посещения занятий; осознание обучающимися социальной значимости и полезности предмета (деятельности и коллектива) для себя; оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике; наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом. |
Приобщенность обучающихся к культурным ценностям (мировым, российским, региональным) | Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности). | Уровень воспитательных воздействий проявляется через показатели: характер отношений между педагогом и ребенком, между членами детского коллектива, микроклимат в группе; характер ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом, культура поведения обучающегося; адекватность поведения, выбора обучающимися позиций в отношениях и решений в различных ситуациях; освоение обучающимися культурных ценностей. |
Уровень творческой активности детей | Творческая активность и самостоятельность обучающихся. Выявлении позиции, отношения, желания ребенка в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию | Показатели степени творческой активности: владение технологиями поисковой, изобретательской, творческой деятельности; настроение и позиция ребенка в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность); эмоциональный комфорт (или дискомфорт) в творческой работе; способы выражения собственного мнения, точки зрения; количество и качество выдвигаемых идей, замыслов, нестандартных вариантов решений; желание освоить материал сверх программы или сверх временных границ курса обучения; степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом; разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности, удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки. |
Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся | Направленность динамики личностных изменений | Здесь показателями являются: характер изменения личностных качеств; направленность позиции ребенка в жизни и деятельности; адекватность мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту. |
Задание 3. Качество воспитательной системы УДОД можно синтезировать из следующих качеств:
• качество целей;
• качество условий;
• качество воспитательного процесса;
• качество конечного результата.
Охарактеризуйте данные качества, определив специфику каждого из них. Предложите методики оценивания каждого качества. Заполните таблицу
Качество | Специфика | Методика оценивания |
Качество целей | выявление и развитие способностей каждого ребёнка | Нужно создать ситуацию успеха, дать возможность ребёнку почувствовать себя не хуже других, развить природные задатки, найти свою роль в коллективе. |
Качество условий | Первое условие: сформированность образовательных компетенций в различных сочетаниях. Второе: констатация достижений . Третье: осознанный подход и объективная оценка качества образования педагогами. | предметные результаты (уровень освоения образовательной программы, подтвержденный результатом: высокий, средний и низкий); метапредметные результаты (умственная деятельность обучающихся в рамках образовательного процесса и решение проблем в реальных жизненных ситуациях); подтвержденных дипломами, грамотами и зафиксированных в журналах учета работы педагога, где учитываются достижения различных категорий: предметные, метапредметные, личностные. Анализ совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе. |
Качество воспитательного процесса | Для постоянного мониторинга работы объединения дополнительного образования в разработаны таблицы мониторинга, которые разработаны таким образом, что позволяют видеть динамику результатов ребенка по отношению к нему самому. | Для оценки уровня обученности учащихся предлагается фиксация достижений самостоятельности, коммуникативности, активности и участия в конкурсах в форме таблицы. В нее педагог заносит результаты, проведя свои исследования наблюдением, тестированием, беседами, включая и результаты участия учащегося в соревнованиях и контрольных мероприятиях. |
Качество конечного результата | Эффективность управления качеством образования в проявляется в четком представлении об объектах управления и возможности обдуманными управленческими решениями влиять на них | Этими объектами являются : 1. Требования потребителей результатов образовательной деятельности 2. Процедуры оценки качества образования 3. Процессы, протекающие в образовательном учреждении 4. Результаты образовательной деятельности (описанные в программе) 5. Субъекты образовательной деятельности 6. Условия, в которых протекает образовательный процесс. |
Задание 4. Проанализируйте определения понятия «воспитанность», опираясь на разные источники. Каковы признаки воспитанности обучающихся системы дополнительного образования. Предложите различные варианты диагностики воспитанности. Аргументируйте свой выбор. Заполните таблицу.
Признаки воспитанности | Диагностика |
«Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщённой форме отражающих систему человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям и самому себе». | В методике М. И. Шиловой и А. Н. Капустина уровень воспитанности детей оценивается по 10 показателям: долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, отношение к учёбе, отношение к труду, чувство товарищества, доброта и отзывчивость, честность и справедливость, простота и скромность, культурный уровень. В методике О. В. Белоусовой уровень воспитанности подростков оценивается по 6 показателям: отношение к отечеству, к труду, к культуре, к знаниям, к себе. |
Обобщенно под воспитанностью понимается определенный уровень нравственного развития, соблюдение нравственных норм и правил поведения, культуру речи, общения и взаимоотношений, образованность человека. | Критерии оценки избираются разные. Одни педагоги считают главным послушание и исполнительность, вежливость и культуру поведения. Другие отдают предпочтение дисциплинированности, ответственному отношению к учению и общественной активности. Третьи пытаются дать оценку мировоззрению и убеждениям своих воспитанников. |
Воспитание – это ориентация развивающей личности на общечеловеческие ценности с учетом потребности современного общества. | Содержание воспитательной деятельности включает работу со взрослыми: педагогами дополнительного образования, организаторами воспитательного процесса. Работа с детьми направлена на формирование личности обучающегося, на создание, развитие и укрепление коллектива, органов самоуправления, работу с ученическими активами, подготовку и проведение коллективных творческих дел. |
Ознакомившись с методикой проведения коллективного анализа качества воспитательной работы в учреждении дополнительного образования детей, выявите ее плюсы и минусы, предложите рациональные пути решения «минусов».
Когда следует проводить такой анализ? Если ситуация благоприятная и позволяет время, то можно провести его сразу после мероприятия. Если участники устали, возбуждены или нельзя нарушить общий эмоциональный настрой, то явно требуется отсрочка. Коллективный анализ в таких случаях можно осуществить на следующий день, через день, но не слишком откладывая, чтобы разговор строился на основе «свежих» впечатлений.
Очень важно научить детей умению анализировать. Если учащиеся не имеют опыта участия в аналитической деятельности, то лучше применять такие методы, как устный опрос или анкетирование с использованием методик «Недописанный тезис» или «Неоконченное предложение». В опроснике для начинающих не может быть много вопросов, и они должны быть понятными и вызывать у детей интерес. В дальнейшем их количество может увеличиваться, а содержание - усложняться. Когда умения и навыки аналитической деятельности у школьников сформированы, коллективное обсуждение дела можно проводить в форме круглого стола, с применением интерактивных методов.
В организации коллективной и индивидуальной аналитической деятельности используется целая палитра приемов и методов. Применяя их в воспитательном взаимодействии, педагог должен в процессе совместной аналитической деятельности позаботиться об избрании наиболее педагогически целесообразной позиции. Он может быть ведущим, ненавязчиво направляя обсуждение, или помощником ведущего, корректно помогающего одному из учеников, или рядового участника. Когда идет обсуждение в группах воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы в каждой из них школьники не навязывали свои мнения, агрессивно не отторгали точки зрения других, а строили совместную рефлексивную деятельность на основе принципов равноправия, взаимоуважения, сотрудничества. Педагогу, как участнику обсуждения, чаще всего следует высказывать свое мнение последним, аккуратно корректируя противоречивые воззрения, акцентируя внимание на важных моментах, сглаживая конфликтные ситуации, с одной стороны, давая объективную оценку, а с другой - формируя оптимистический настрой на дальнейшую работу.