Файл: Проектный метод как средство повышения качества музыкальноэстетического воспитания детей Проект Сказка в музыке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Проектный метод - как средство повышения качества музыкально-эстетического воспитания детей

Проект «Сказка в музыке»

Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств с помощью объединяющего начала – художественного слова. Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребёнка заставляет нас искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Кроме того, использование проектного метода в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.

Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представление о красоте музыки, живописи и поэзии. Важно включить в этот процесс и родителей, которых необходимо убедить, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкально-эстетическом и художественном образовании детей. Работа с родителями – одно из важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Родители, хорошозная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя такие
средства воздействия как слушание музыки, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание репродукций картин и т.д.

В соответствии с задачами по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, нужно научить детей слышать, видеть, понимать.

Взаимодействие различных видов искусства (музыка-живопись, музыка- литература, литература-живопись и др.) и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения даёт больше возможностей и открывает новый путь в ходе реализации проектного метода. Особенно популярным становится детский театр. Он, как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое и предоставляет для тёплой встречи своё «компромиссное пространство» Об общности детской игры и театра говорить излишне. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты и сцены из окружающей действительности.

Введение ребёнка в мир искусства и эстетического познания мира, через интеграцию различных видов искусства – учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции - один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста.

Проектный метод в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников

Автором и организатором проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников сам ребёнок быть ещё не может. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, его склонности и желания, принять их. Мы, взрослые, помогаем ребёнку увидеть и зафиксировать проблему, сформулировать задачи, актуализировать свой опыт (в частности, ответить на вопросы: «Что я уже знаю об том? Что хочу узнать?). По ходу решения поставленных задач взрослый помогает детям находить необходимые средства и способы решения, знакомит детей с новыми, ещё не известными им. Опираясь на помощь взрослых, дети организуют поиск этого решения и, наконец, проводят рефлексию. Чрезвычайно важно, чтобы взрослые не делали ничего такого, что дети в состоянии сделать сами, чтобы у детей были все возможности проявить максимум самостоятельности, инициативы, творчества.



В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, при поддержке взрослых они становятся участниками исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Проектная деятельность нужна для того, чтобы развить в ребёнке личную позицию, его «самость».

Работа над музыкально-эстетическим проектом включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск форм реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Основная цель музыкально-эстетического проекта - формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

Задачи:

  • обеспечение эмоционально-психологического благополучия и здоровья детей;

  • формирование музыкально-эстетического сознания;

  • накопление ребёнком опыта восприятия искусства;

  • обогащение словаря детей;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие ассоциативного мышления;

  • активизация проявлений творчества.

  • развитие коммуникативности.

Принципы реализации проектов:

  • системность;

  • сезонность;

  • учёта возрастных особенностей;

  • интеграция;

  • координации деятельности педагогов;

  • преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.



Метод проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании можно использовать, начиная со второй младшей группы. В три года ребёнок воспринимает окружающий мир через игру, поэтому очень важно, чтобы краски, звуки пришли к нему как увлекательный игровой материал. Для этого возраста уместны игровые типы проектов, с тематикой сказки-игры. Это проекты:

- «Как играть с музыкой»:

- «Игры-путешествия в различные сказки», связанные со звуком, цветом, эмоциональным настроением;

В средней группе образное мышление ребёнка позволяет ему включиться в творческие проекты:

- «Театр сказки» (придумывание сказки на основе музыкальных интонаций и художественных иллюстраций)

- театрализованные игры (по выбору);

- настольные театры.

В старшей группе ребёнок способен находить общность эмоционального состояния образа в музыкальном произведении, в произведении изобразительного искусства и литературном произведении. Это возраст, когда начинает развиваться ассоциативно-образное мышление. Здесь можно использовать проекты:

- «Встречи в музыкальной гостиной»;

- «Времена года»

- музыкальная сказка (по выбору).

В подготовительной группе задачи становятся сложнее и возможности ребёнка позволяют ему принять участии в таких проектах как:

- «Путешествие в цветомузыкальное пространство»;

- «Сказка в музыке».

Названные проекты дают детям применить полученные знания, проявить творчество в различных видах музыкально-эстетической деятельности. Для каждого проекта характерны свои цели, задачи, формы работы. Работа по формированию у детей интереса к поиску, развитию творчества, инициативы, положительного отношения к занятиям начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, художественно-речевой деятельности. Для этого разрабатывается диагностический инструментарий отслеживания уровней музыкальности детей, их эмоционально-ценностного отношения к музыке.

В ходе реализации проекта используются перспективные планы работы над музыкальными спектаклями в сочетании с занятиями художественно-эстетического цикла, интегрированные занятия, на которых дети могут прослушать музыкальные произведения, рассмотреть иллюстрации художников, передать свои впечатления через творческую деятельность. Это помогает им нагляднее и эффективнее сопоставить свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными и музыкальными произведениями.


Работа над проектами музыкально-эстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Смысл музыкально-эстетической проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе

Работа по проектам художественно-эстетического направления органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.


Направление интеграции





Ознакомление с искусством и окружающим миром:

  • систематизация и углубление знаний о предметах и явлениях

  • развитие познавательной мотивации и понимания прекрасного

  • формирование интереса к различным формам познания мира: наблюдение,

экспериментиро - вание, обсуждение,

Развитие речи:

  • расширение и систематизация словарного запаса;

  • совершенствование грамматической структуры речи;

  • развитие связной речи

Продуктивная

деятельность:

  • реализация впечатлений,

знаний, эмоционального состояния детей в театральной деятельности, инсценировании песен и сказок, изобразительном творчестве;

  • реализация коммуникативных навыков в совместной

творческой деятельности



Педагогический проект

«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»