Файл: Проектный метод как средство повышения качества музыкальноэстетического воспитания детей Проект Сказка в музыке.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сугробы в сумерки упали,
На окнах выткалась парча.
Рисуя тени на рояле,
Играет пламенем свеча.
В уютной комнате все вместе
При этом маленьком огне
Тихонько петь мы будем песни
И сказки слушать в тишине…
(А.Н.Майков)
Творческое название проекта: «Изобразительная сила музыки»
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет)
Аннотация проекта:
-
тип проекта: творческий, коллективный;
-
доминирующая в проекте деятельность: восприятие музыки;
-
направленность деятельности: воспитательно-образовательная,
художественно-эстетическая;
-
число участников проекта: дети подготовительной группы (20 человек),
родители (20 человек), воспитатели (2 человека);
-
сроки проведения: 2005 – 2008 годы; -
характер контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность проекта
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:
-
развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций; -
развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки; -
дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке; -
развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок; -
дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Основные противоречия
-
между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии; -
между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки; -
между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности; -
между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе; -
между уровнем современных средств ТСО и слабой материально – технической базой ДОУ.
Гипотеза проекта
Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:
-
развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки; -
выработать более совершенные умения и навыки исполнительства; -
расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке».
Задачи проектной деятельности
-
Теоретически обосновать тему «Сказка в музыке», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения; -
приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»; -
проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста; -
разработать модель организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ для детей 5-7лет.
Предполагаемые результаты
-
Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
-
Развитое образное мышление и творческое воображение. -
Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности. -
Получение первого опыта самооценки. -
Творческое самовыражение воспитанников.
Предмет исследования
педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы «Сказка в музыке» для развития потенциальных музыкально-творческих возможностей детей старшей - подготовительной группы
Основные методы проекта
-
Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы и нормативных документов по проблеме. -
Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений. -
Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке». -
Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ музыкальных способностей детей.
Этапы реализации проекта
1. Концептуальный (декабрь 2005) | Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов |
2.Подготовительный (январь- февраль 2006) | Подбор методического материала, фонотеки. Создание театрально-музыкальной студии, включающей сцену и костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами. Разработка планирования работы над музыкальной сказкой, разработка интегрированных занятий, подготовка плана работы кружка «Журавлик». |
3.Вводно-диагностический (март-май 2006) | Разработка диагностического инструмента (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней эмоционально-ценностного отношения к музыке и творческого развития детей. Организация и проведение диагностического исследования. |
4. Внедренческий (сентябрь 2006 – апрель 2008) | Внедрение различных форм работы по теме «Сказка в музыке» в образовательное пространство ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников. |
5. Заключительный (май 2008) | Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой активности детей. Итоговая диагностика по результатам реализации проекта. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта, |
6. Итоговый (июнь – август 2008) | Сбор данных по результатам эксперимента. Создание модели организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей. |
Модель организации работы по теме
«Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ
«Сказка в музыке»
Содержание деятельности:
-музыкальные занятия разных видов;
-игровая форма обучения;
-театральная деятельность;
-самостоятельная музыкальная деятельность;
-праздники и развлечения;
-подбор разнообразных музыкальных инструментов
Диагностическая основа:
-исходная диагностика;
-промежуточная;
-итоговая
Программно-методическое обеспечение:
-программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»;
-перспективное планирование кружковой работы кружка музыкальной сказки «Журавлик»;
-перспективное планирование интегрированных занятий;
-работа городской экспериментальной площадки «Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии»;
-использование здоровьесберегающих технологий
Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое.
-
О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г. -
О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г. -
С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет). -
А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». -
Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети». -
Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007. -
Перспективное планирование.
2. Материально-техническое.
-
Комната сказки; -
Театральная студия с оборудованной костюмерной; -
Декорации, атрибуты; -
DVD проигрыватель ; -
Диски с музыкальными сказками; -
Музыкальный центр;
-
Комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры».О.П.Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г. -
Комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах
3. Диагностико-дидактическое.
-
Конспекты занятийпо теме «Сказка в музыке». -
Перспективный план работы кружка «Журавлик». -
Творческие задания, направленные на:
- формирование музыкального и импровизационного творчества.
- восприятие музыкального образа через синтез искусств.
-
Диагностическая методика по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности.