ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30. Нравственная философия в России: Ф. Достоевский и Л. Толстой.
Самобытным русским мыслителем был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (182&-1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с о = пазом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. По Толстому, «царство бо-жие внутри нас» и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него. Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему определенный душевный и социальный порядок, то. очевидно, что полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло. В этом проявилась противоречивость исходных принципов и сделанных из них выводов в утопической философии Толстого.
Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия; зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру.
Огромное место в истории русской и мировой философcкой мысли занимает великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в кружке петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства. Самобытный путь
России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата».
Достоевский — один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора — вот идеал этого великого мыслителя, который был тончайшим психологом-художником. Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, способной объединить народы , на основе христианского братства. Сильные религиозные , мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными сомнениями в области философии Достоевский был скорее великим прозорливцем, нежели строго логичным и последовательным мыслителем. Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персонал и стекой философии на Западе.
33. Проблема человека в философии экзистенциализма.
Одним из наиболее глубоких и влиятельных течений философской мысли XX века является философия экзистенциализма. "Экзистенция" – означает существование. Именно в экзистенциализме наиболее наглядно демонстрируется поворот к проблематике человека в объяснении мира, наметившийся уже в конце XIX века и связанный с именами С. Кьёр-кегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Наибольшее влияние на идеи экзистенциализма оказали работы немецкого философа начала XX века Э. Гуссерля. После первой мировой войны эти идеи получили широкое распространение в Германии. Непосредственными родоначальниками немецкого экзистенциализма признаны известные философы Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс. Французскую ветвь экзистенциализма представляют писатели и философы Жан-Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю.
В России идеи экзистенциализма наиболее наглядно прослеживаются в наследии Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова. Поставленные и разрешаемые в экзистенциализме вопросы, тесно связанные с самоосмыслением, самореализацией человека, оказались созвучными с поисками творческой интеллигенции, что предопределило широкое распространение идей этой философии в ее кругах. Так, в произведениях Э. Хемингуэя, А. Сент-Экзюпери, Кобо Абэ и др. отчетливо видны связь и влияние идей экзистенциализма.
В доперестроечный период в силу существенной изоляции отечественной философской мысли, тотального господства моноидеологии, проблемы и тенденции развития экзистенциализма рассматривались лишь в контексте противостояния марксистской и буржуазной философии и критики последней. Собственно тексты представителей этого философского течения были доступны малому числу узких специалистов. В последние годы, в результате осмысления негативных последствий принципа изоляционизма в развитии философской культуры, со многими трудами философов-экзистенциалистов может ознакомиться широкий круг читателей.
Одна из центральных проблем философии экзистенциализма – проблема сущности и существования человека. Ж.-П. Сартр в работе "Экзистенциализм – это гуманизм" поясняет специфику существования человека следующим образом. При изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею. Ремесленник, изготавливающий нож, исходит из своих представлений о том, что такое нож и какой именно нож сейчас надо сделать: сущность здесь предшествует существованию вещи. Принципиально иным образом обстоит дело с человеком.
Человеческое дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Здесь существование предшествует сущности. Разделяя экзистенциализм на два основных направления – христианское (Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистическое (М. Хайдеггер, А. Камю), Ж.-П. Сартр себя относит к последнему. Утверждение атеистических экзистенциалистов: "Бога нет, бог умер", – не повторяемые вслед за Ницше фразы, рассуждает Сартр, а исходный пункт для развертывания философских тезисов и обращенных к реальному человеку нравственно-практических выводов.
Центральным положением философии Ж.-П. Сартра является тезис об абсолютной недерминированности человеческой реальности. Это "абсолютное событие", "дыра в недрах бытия", "избегание каузального порядка мира".
Осознание своей уникальности, "инакости" – есть основополагающий конституирующий момент человеческой реальности. Единственная допустимая "зависимость от мира" – быть отличным от мира, не быть вещью, не быть объектом. Человек – причина самого себя, это – свобода (как свобода от общества, от других людей и даже самого себя). Но человек – "ничто", т. е. у него нет природы. И от человека зависит то, каким он будет, каков будет мир, в котором ему придется жить. Другими словами, по Ж.-П. Сартру, у человека нет сущности, как чего-то предопределенного, заданного извне. Отсюда знаменитое заявление: "Существование предшествует сущности".
Подлинная сущность человека обнаруживает себя в экзистенции. Экзистенция означает то, что может быть. Подлинная сущность человека проявляется в его исторической исключительности и незаменимости. Семья, род, церковь, государство – это общественные коммуникации, где человек думает и делает, как все. "Экзистенциальные коммуникации" включают внутренние, свободно избранные связи людей, в которых люди открываются друг другу как самоценные и неповторимые существа. Это требует сосредоточения в самом себе, осознания своих действительных устремлений и желаний, а также стремления понять другого. Отмеченное относится к позитивным средствам уничтожения отчуждения и прорыва к подлинному бытию человека. Отрицательные средства включают вину, страдание, смерть.
35. Понятие культуры и цивилизации.
Термин культура традиционно приято относить к числу наиболее значимых и богатых по своему содержанию. Сегодня существует достаточно большое количество определений данного понятия, в зависимости от области использования. Изначально термин «культура» значил возделывание, культивирование почвы, другими словами, изменение природного объекта под непосредственным влиянием деятельности человека. В широком смысле слова культура представляет собой все то, что был создано человеком. Помимо этого культура является своего рода оппозицией природе, в итоге этого она передается по традиции средствами языка. Культура является предметом исследования самых различных наук, а именно культурологии, истории, философии, искусствознания, педагогики, и многих других. Зачастую под культурой понимается деятельность человека в каждом его проявлении и самовыражении. Так, культура исследуется как определенное проявление субъективной и объективной мысли человека. В XXI веке были определены следующие значения рассматриваемого понятия: конкретная стадия в становлении человека; параметр определенного общества; область деятельности общества, общественной группы; уровень образования и воспитания человека; критерий конкретной степени культуры. Проблема относительно определения культуры в настоящее время является одной из наиболее не простых в гуманитарной области. Таким образом, культура представляет собой взаимодействие наиболее устойчивых форм деятельности человека, в случае отсутствия которых она не сможет существовать. Культура включает в себя конкретный перечень кодов, которые внедряют в человека определенное поведение, ценности, а также различные моральные нормы. В данном понимании культура находится во взаимодействии с социокультурным окружением, а именно с обществом. Главным источником появления культуры является именно деятельность человека, а также его творческие и созидательные компоненты. Соотношение культуры и цивилизации Термины культуры и цивилизации достаточно тесно связаны между собой, вследствие чего зачастую не различаются, а воспринимаются как равные. Так, все многообразие мнений относительно взаимодействия культуры и цивилизации можно свести к трем. Согласно с первым мнением, данные понятия – синонимы, они не имеют никаких существенных отличий между собой. Наиболее значимым примером является теория известного английского историка по имени А. Тойнби. Он исследовал цивилизацию как конкретный этап культуры, делая основной акцент на ее духовной области. При этом религия ее главный компонент. В соответствии со вторым подходом, между культурой и цивилизацией есть некие сходства, а также отличия. Данного мнения придерживался французский историк Ф. Бродель, который являлся основным представителем школы «Анналов». Он считал цивилизацию основой всей культуры. В центре его внимания стояла именно цивилизация, которую он изучал сквозь призму духовных явлений, основным среди которых была ментальность. Третий подход делал акцент на том, что культура и цивилизация полностью противопоставляются друг другу. Примером является концепция немецкого философа О. Шпенглера, которую он изложил в своей книге под названием «Закат Европы». В соответствии с данной теорией, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация полностью следует за культурой. Помимо этого он указывал на то, что культура – это живой и растущий организм, вследствие чего он предоставляет простор для активного становления искусства и литературы, а также для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, так как в ней преобладает техника и интеллект.
39. Актуальные проблемы философии ХХ века
Прежде всего надо обратить внимание на своеобразную интеграцию в решении проблем бытия различных философских дисциплин. Классическая философия более или менее четко разграничивала онтологическую, гносеологическую и аксиологическую проблематику. В современных условиях в связи с резким возрастанием значимости проблемы человеческого бытия границы между онтологией, гносеологией и аксиологией становятся подвижными и для решения мировоззренческих проблем используется весь набор философских категорий.
Примечательна в этом отношении феноменология Э. Гуссерля, положившего начало новому подходу к проблемам бытия. Он не ставит под сомнение существование реального мира, однако предметом философии объявляет чистые принципы и структуры сознания Философия трактуется им как наука о феноменах сознания. Сознание, по Гуссерлю, не является осознанием реального предмета, а выступает как бытие осознанности.
Одновременно феноменология выступает и против полного отделения объекта от субъекта. Одним из важнейших свойств психических феноменов объявляется направленность сознания на предмет, т.е. интенциональность, и соотносительность того и другого. В ходе движения сознания к предметам создаются поля значений реальных (а также и воображаемых) предметов и возникает спектр различных значений предметов.
В итоге в сознании возникают феномены, имеющие сложною структуру: языковые оболочки; психические переживания; предмет, мыслимый в сознании, смысл как содержание языковых выражений. Последние два элемента выражают упомянутую выше интенциональность сознания. Само бытие предметов приобретает смысл лишь будучи включенным в сознание. Очень часто этот смысл, по Гуссерлю, затемняется идеологическими, мифологическими и другими установками, противоречивыми мнениями и оценками. Задача феноменологии – найти подлинный смысл предмета, а для этого необходимо освободить сознание от эмпирического содержания. В результате такого очищения остается нетронутой только интенциональность, которая одновременно выражает и имманентный мир сознания, и трансцендентный мир предметности и позволяет «усмотреть сущность», т.е. значение предмета. Таким образом, только «чистое сознание» может осуществить смысловое смыкание с предметом.
На основе этого, чрезвычайно краткого изложения содержания феноменологии Гуссерля