Файл: Стратегический менеджмент как средство повышения эффективности деятельности культурнодосугового центра.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Гжельский государственный университет»
(ГГУ)
Институт социально-гуманитарного образования
Кафедра социально-культурной деятельности и туризма
Реферат
по дисциплине:
«Стратегический менеджмент в сфере социально-культурной деятельности»
Тема: «Стратегический менеджмент как средство повышения эффективности деятельности культурно-досугового центра»
Выполнила: студентка 2 курса группы СКД-МЗ-21 Бирюкова Е.И. Проверил: Гадецкий В.Г. |
пос. Электроизолятор
2023 г.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Характеристика основных направлений деятельности учреждений
культуры……………………………………………………………………….4
2. Стратегический менеджмент и его роль в развитии учреждений
культуры……………………………………………………………………….9
Заключение…..………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………..16
Введение
Известно, что культура в широком смысле — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Формирование новых общественных отношений актуализирует исследование проблем социокультурной сферы. С одной стороны, культура испытывает на себе влияние формирующихся сегодня социально-политических и социально-экономических механизмов. С другой стороны, культура сама оказывает заметное влияние на их развитие, является своеобразным социальным катализатором.
Активное влияние культуры распространяется на досуг всех слоев и категорий населения. Досуг является временем для духовного развития личности, укрепления нравственного и физического здоровья, развития творческих способностей человека. Социально значимый досуг не может существовать вне рамок духовности, искусства, творчества, стремления людей к саморазвитию и самосовершенствованию. Он органично вбирает в себя неотъемлемые ценности современной культуры, выражает коренные интересы социума, реализует гуманные установки общества по обеспечению прав и свобод человека.
Как социальный феномен досуг уникален. Только в его рамках возможны реализация и развитие многочисленных видов и форм культурно- досуговой деятельности (далее – КДД). В настоящее время многообразие культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов определяет достаточно разнообразные виды организаций социально-культурной сферы различной ведомственной принадлежности: государственными, муниципальными, частными, общественными организациями, к которым относится и дома культуры. Данное учреждение, являясь центром общения, духовного развития и отдыха населения, призвано осуществлять культурную работу в области традиционного народного творчества и любительского искусства.
История свидетельствует, что деятельность домов культуры была наиболее востребованной в 60-90-е годы ХХ века, когда данные учреждения выполняли функции почти всех учреждений культуры– кинотеатра, театра, музея, любительских творческих коллективов, пропаганды культурного наследия, местом общения местных жителей.
Однако в последние годы наблюдается отток потребителей из домов культуры и культурно-досуговых центров. Причина подобного явления в бурном развитии компьютерных технологий, в приходе интернета в каждый дом, что позволяет каждому потребителю с легкостью найти для себя любую информацию, послушать любую музыку, посмотреть любой концерт. Таким образом, дома культуры должны искать новые формы взаимодействия с населением в области культуры и досуга, что может быть решено с помощью стратегического менеджмента.
1. Характеристика основных направлений деятельности учреждений
культуры
Известно, что культура как система порождения, сохранения и трансляции внегенетически наследуемого социального опыта, всегда образовывала материальную и духовную среду общества, способствующую формированию и возвышению человеческой личности.
В настоящее время многообразие культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов определяет достаточно разнообразные виды организаций социально-культурной сферы различной ведомственной принадлежности: государственными, муниципальными, частными, общественными организациями. Так, с точки зрения Е. И. Дискена, существует 18 видов учреждений, осуществляющих производство и реализацию продуктов социально-культурной сферы, и три вида предприятий, участвующих в создании материально-технической базы культуры:
• культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки,
музеи, парки, зоопарки, досуговые центры);
• выставочные залы;
• театрально-зрелищные организации (театры, концертные
организации, цирки);
• учебные заведения внешкольного эстетического образования (детские
музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические
школы); высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории,
институты культуры, кинематографии, хореографические училища);
• киносеть__ (кинотеатры, киноустановки, видеотеки);
• базы и конторы проката;
• киностудии;
• издательства;
• редакции газет и журналов;
• предприятия полиграфической промышленности;
• учреждения книжной торговли;
• телеграфные и информационные агентства;
• редакции радио и телевидения;
• радиодома;
• телестудии и телевизионные технические центры;
• студии звукозаписи;
• предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков
Кроме того, данные учреждения классифицируют по виду продуктов (результатов деятельности), создаваемых и реализуемых организациями социально-культурной сферы:
а) производящие материальные продукты;
б) оказывающие материальные услуги;
в) предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный (в том числе финансовый) результат;
г) предоставляющие преимущественно нематериальные услуги;
д) осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры.
В группе «г» принято выделять три подгруппы учреждений в зависимости от следующих видов нематериальных услуг: культурных (театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досуга), образовательных (внешкольные учебные заведения эстетического образования, средние специальные и высшие учебные заведения) и информационных (библиотеки, архивы, рекламные и информационные агентства).
Понятия «культурно-досуговая деятельность» и «культурно-досуговое учреждение» появились в культурологии сравнительно недавно, с начала 1980-х годов. Тем не менее, до сих пор отсутствует четкое законодательное закрепление этих понятий, что приводит к неопределенности в понимании основных направлений культурно-досуговой деятельности и установлении основных функций культурно-досуговых учреждений. Рассмотрим подробнее существующие определения составляющих данного понятия.
В справочно-энциклопедической литературе понятие «культура» рассматривается как
– целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества;
– высокий уровень владения людьми нормами, стандартами деятельности, закрепленной в той или иной области социальной практики;
– активное направление деятельности, аспект государственно практики, объект правого регулирования и т.д.
Досуговая деятельность – деятельность, развивающаяся в рамках культуры данного сообщества, организующаяся на основе общественно значимых норм и представлениях о художественно-эстетической активности и творчества в целом.
Мотивом досуговой деятельности личности является не осознанное желание участвовать в той или иной деятельности (эстетической, художественной, спортивной и т.п.), синтезирующее в себе потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. При этом целью данного вида деятельности становятся представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях.
Проведение человеком свободного времени, сбалансированного по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполненного социально-значимым смыслом и согласованно с традициями данного общества и его современными требованиями принято называть «культурой досуга».
Досуговая деятельность выполняет компенсаторные, воспитательные, образовательные, рекреационно-оздоровительные, терапевтические функции.
В научной литературе принято выделять следующие типы культурно- досуговой деятельности: культурно-досуговая, образовательно-развивающая,
природно-рекреационная, санаторно-оздоровительная, туристическая, спортивно-зрелищная, самодеятельно-любительская, зрелищно- развлекательная.
Все выше перечисленное определяет функции учреждений культуры и особенности их деятельности, определяющие и основную характеристику учреждения.
В настоящее время существует достаточно большое количество определений понятия «культурно-досуговая деятельность». На наш взгляд наиболее полным является определение, данное Т.К. Киселевой и Ю.Д. Красильниковым в книге «Социально-культурная деятельность» (2012), согласно которому «культурно-досуговая деятельность – социально- культурологический процесс, способствующий свободному, духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно-значимого общения,
разумного и полноценного отдыха».
Культурно-досуговая деятельность, предоставляемая населению различными учреждениями культуры и искусства, всегда составляла и составляет в настоящее время важную область общественной жизни. Она является частью системы социального воспитания, организации жизнедеятельности людей в соответствии с их потребностями в общении, отдыхе, досуге и в саморазвитии. Складывающаяся в процессе активного освоения личностью опыта общественных отношений культурно-досуговая деятельность напрямую зависит от интересов и потребностей индивида в области политики, культуры, морали, отдыха.
В настоящее время систему культурно-досуговой деятельности принято рассматривать как процесс постоянного развития в единстве теории, организации и методики, что обусловлено не только расширением сферы предоставляемых услуг населению в области досуга, но и появлением новых самостоятельных систем – сети учреждений культуры разных типов: центров
досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.
Наблюдается наращивание платных программ и услуг, поэтому смысловое содержание деятельности учреждений культуры, по мнению А.Д. Жаркова, утрачивает «ценностно-культурные смыслы, а развлекательно- прагматические ориентации материализуются в конкретные предметы, вещи,
значимость которых определяется, прежде всего, их практическим смыслом».
В то же время к деятельности учреждений культуры предъявляются повышенные требования творческого характера: создать условия для самостоятельной творческой деятельности специалистам, дать им возможность развиваться как субъекту рыночной экономики, т.е. сделать учреждение культуры самоорганизующейся системой, способной развиваться лишь при условии успешной коммерческой деятельности, которая в свою очередь дает возможность для поощрения инициативы специалистов учреждений культуры, для введения всевозможных новшеств.
Практика показывает, что в настоящее время дома культуры и культурно-досуговые центры остаются единственными очагами для полноценной досуговой деятельности населения в области реализации своих потребностей в различных видах творчества. Однако собственная нематериальная база сельского хозяйства остается слабой по многим параметрам, а замещение бесплатных форм социально-культурного обслуживания платными закладывает фундаментальные основы для закрепления поляризации населения по имущественному признаку, увеличивая разрыв в социально- экономическом развитии города и села, т.к. сельское население привыкло не тратиться или дешево платить за социально-культурные услуги.