Файл: Организация и содержание коррекционнологопедической работы в детском саду.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет психолого-педагогического и специального образования

Кафедра специального дефектологического образования
курсовая РАБОТА



на тему:

«Организация и содержание коррекционно-логопедической работы в детском саду»



Студент











Подшибнева Светлана Александровна


4 курс

СД3А18/09




(Подпись)




(Ф.И.О.)



Руководитель


















(Подпись)




(Ф.И.О.)







К защите ______________________________

(дата, подпись руководителя)









Работа защищена с оценкой_________________







Москва 202?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты логопедической помощи дошкольникам в системе дошкольного образования

1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

1.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОКАЗАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ДЕТСКОМ САДУ

1.3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА,ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

ГЛАВА 2. Практический анализ логопедической деятельности

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ ПО ФГОС

2.2 АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЫ № 518

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Из сказанного следует, что речь не только сама является высшей психической функцией, но и способствует переходу в эту категорию других психических функций.
Речь не только делает более совершенным поведение человека, но и является основой специфически человеческого высшего вида мышления, возникающего в процессе усвоения заимствуемых у социума средств. «Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Он подробно изложил свои представления по этому вопросу в работе «Мышление и речь» (1934). Свое дальнейшее развитие они получили в исследованиях П.Я.Гальперина (1959).
Коммуникативная функция речи является одной из наиболее ранних и способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Обусловленная недостатками развития языковой системы, коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи ограничена. Они, как правило, неохотно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, не умеют четко правильно сформулировать мысль. У них обнаруживается беспомощность при выражении мысли в связном высказывании. Речевая активность снижена, не формируется языковая способность. Таким образом, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и не способствует активности речи.

Познавательная функция речи тесно связана с возможностью общения ребенка с окружающими. Недостатки речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, так как ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Недостаточная речевая способность детей с нарушениями речи препятствует правильному восприятию информации при речевом общении с окружающими. По итогу ребенок испытывает затруднения в овладении понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации в соответствии с возрастными требованиями. Формирование регулирующей функции речи связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, программированием интеллектуальной деятельности.



В России около 60% школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым также добавляются проблемы с письмом и чтением. Об этом в 2021 году заявила ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, член экспертного совета Ассоциации родителей детей и взрослых с дислексией Маргарита Русецкая. В 2017 г. о проблеме увеличения количества речевой патологии заявила  глава Минобрнауки Ольга Васильева. На 2017 год 58% детей имели логопедические проблемы. При этом на одного школьного педагога-психолога приходится 850 учащихся, а в детских садах — 420 детей. В 2000х г более подробные исследования проводились в Санкт-Петербурге психолого-педагогическим центром «Здоровье». Обследовали 580 детей подготовительных групп (дети шести лет) из 44 обычных районных детских садов по единой схеме (состояние звукопроизношения, словарный запас, сформированность грамматики и словоизменения, простейший звуковой анализ слов). Результаты исследования показали, что дефекты звукопроизношения имелись у 52,5% детей, причем 16,7% из этого числа приходилось на полные звуковые замены. Остальные 35,8% составили в основном стертые и выраженные дизартрии.

Общепризнанно, что речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Она свойственна только человеку, являясь дифференциально видовым признаком биовида homo sapiens («человек разумный»).
В последнее время количество детей, имеющих различные речевые нарушения, возрастает. Именно поэтому, необходимость оказания профессиональной логопедической помощи является крайне актуальным именно с раннего возраста.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее ос­новных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

Цель исследования: изучение условий и содержания логопедической помощи в детском саду

Объект исследования: работа логопедической направленности в условиях государственного детского сада

Гипотеза исследования:  Эффективное оказание коррекционно-логопедического воздействия можно добиться только при условии комплексного подхода и при соблюдении нормативно-правовых основ.


Предмет исследования: диагностика речевых нарушений, планирование и условия осуществления оказания логопедической помощи.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с историей оказания логопедической помощи в России;

2.Проанализировать нормативно-правовую основу оказания логопедической помощи в детском саду;

3. Обозначить значимость коммуникации специалиста логопедического профиля детского сада с воспитателем и родителями;

4.  Исследовать структуру реализации коррекционно-логопедической помощи Дошкольного отделения Школы № 518;


5 Создание рекомендаций по улучшению работы логопедического пункта для более эффективной работы.

Глава 1. Теоретические аспекты логопедической помощи дошкольникам в детском саду

1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

Первые сведения о нарушениях речи можно найти у представителей науки древней Греции и Рима, где культура слова была доведена до высокого совершенства.

Уже в IV и III вв. до н. э. в Греции в трудах Гиппократа и Аристотеля появляются подробные данные о недостатках речи. Причину их видят в дефектах речевого аппарата, а также в неправильном выделении слюны и расстройстве работы мозга.

В средние века царил хирургический метод устранения нарушений речи. В XVI в. появляется ряд обстоятельных описаний речевых расстройств и их лечения (Авиценна, Меркуриалис), предлагающие медицинское, в том числе и хирургическое лечение, а также гимнастику речи. В то же время начинается систематическое обучение речи глухонемых в Испании. В начале XVIII в. Амман обучает глухонемых звуковой речи (перед зеркалом и путем чтения с лица) и создает основы физиологии речи; профессор Галлер (Германия) предлагает систему упражнений для устранения косноязычия. В начале XIX в. внесено большое оживление в патологию речи. Появляется ряд крупных работ: Беме пишет о болезнях речи и голоса, Итар первый отличает заикание от других недостатков речи, профессор Франк (Вильна) разрабатывает научную классификацию логопатии, становясь пионером логопедии. Целую революцию в области практической логопедии, а именно в борьбе с заиканием, производит знаменитая американка Ли, выработавшая свою систему упражнений речевых органов заики посредством вокальной гимнастики, которой она в течение двух лет избавила от заикания 150 человек.

Система коррекционной помощи детям в России складывалась постепенно и её можно поделить на периоды.

Первый период приходится на вторую четверть XIX в. — первую четверть XX в. Он же - «период предыстории и формирования предпосы­лок». В 1838 г. выходит в свет первая работа отечественно­го автора X. Лагузена — монография «О заикании».

Во второй половине XIX в. из цикла медицинских наук выделяется логопатология, появляются труды авторов, исследующих почти все формы патологии речи (А. Кожевников, 1874; В.М. Тар­ковский,