Файл: Организация и содержание коррекционнологопедической работы в детском саду.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. Практический анализ логопедической деятельности
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ ПО ФГОС
ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.
ФГОС направлен на осуществление принципов:
Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня).
Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта. Создание специальных логопедических групп, организация и проведение логопедической работы в них осуществляются в несколько этапов:
1. отбор и комплектование групп;
2. комплексное обследование детей;
3. составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы;
4. основной этап, связанный с реализацией планов занятий;
5. контроль — обеспечение промежуточного и итогового контроля;
6. результативно-аналитический (анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей).
Большое значение в работе МППК по отбору и комплектованию логопедических групп в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи имеют обстановка и оформление кабинета, расположение игрушек и наглядно-иллюстративного материала, предназначенного для обследования детей.
Диагностическая работа педагога — средство выявления особенностей и трудностей в речевом развитии ребенка, под них в перспективе подстраивается вся система коррекционно-речевой работы. В рамках диагностического блока воспитатель общеразвивающей группы действует по следующему алгоритму:
- изучает уровень и динамику речевого развития своих воспитанников;
- выделяет детей с опережающим и нормативным речевым
развитием, с негативными тенденциями, задержками и недостатками в этом развитии;
- квалифицирует (самостоятельно или с помощью специалистов) вид речевых недостатков, устанавливает их возможные причины;
- конструирует групповые и индивидуальные программы речевой работы с детьми профилактической и/или коррекционно-развивающей направленности.
Педагог обязательно должен помнить о том, что дошкольный возраст — период наиболее полного и интенсивного овладения детьми не только правильным звукопроизношением, определенными лексико-грамматическими средствами языка, но и речью как социально значимой и постоянно востребованной деятельностью. Поэтому его профилактическое воздействие в широком смысле следует рассматривать как совокупность необходимых и достаточных действий, ориентированных на стимуляцию развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников ДОУ в единстве ее мотивационно-потребностной и операциональной составляющих.
Профилактическая работа в более узком смысле может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности. Детская речь, как известно, в период своего интенсивного становления — чрезвычайно ранимая, чувствительная к негативным внешним воздействиям система. В связи с этим в обязательную составную часть профилактической деятельности воспитателя входят:
- охрана нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
- обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, психологической комфортности воспитывающей среды и предупреждение стрессовых для ребенка внешних воздействий;
- раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии
речи;
- подготовка детей к возможным трудностям на начальном этапе школьного обучения
В отношении тех воспитанников, которые уже имеют речевые недостатки, необходимо использовать иные, отличающиеся от подготовительных формы и приемы воздействия, характеристика которых возможна с позиций выделения еще одного — коррекционно-речевого — блока деятельности воспитателя ДОУ.
Среди недостатков в речевом развитии детей, с которыми может столкнуться педагог, наиболее распространенными являются следующие:
- изолированные недостатки фонетической стороны речи;
- фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи;
- общие, системные (лексико-грамматические и фонетико-фонематические) недостатки речи;
- недостатки просодической (мелодико-интонационной и тем-по-ритмической) организации речи
Кабинет для медико-психолого-педагогического обследования, оформляется так, чтобы ребенок в незнакомой ситуации чувствовал себя свободно, раскованно, легко вступал в контакт с членами комиссии.
Наиболее типичным оборудованием такого кабинета являются игрушки, дидактический и изобразительный материал. Дидактический и изобразительный материал (картинки) размещается на столе членов комиссии, а игрушки — на отдельном детском столе так, чтобы во время обследования они не отвлекали ребенка, но при необходимости их можно было бы в любой момент взять со стола, поменять или убрать. Игрушки следует подбирать так, чтобы они были не только привлекательными, но и помогали при обследовании выявить максимальный объем знаний, умений, речевые ипознавательные возможности детей. Игрушек может быть немного, но подобрать их надо так, чтобы они по внешнему виду (цвету, форме и т. д.) имели сходство с реальными предметами, были красочными и интересными. Правильный подбор дидактического материала обеспечивает точность и результативность речевого обследования, интеллектуального развития, состояния слуха при минимальных энергетических и временных затратах.
Перечень логопедических документов для речевых групп ДОУ:
- протокол обследования ПМПК;
диспансерный лист обследования ребёнка всеми специалистами
Журнал движения детей
Журнал учёта посещаемости.
Перспективный план работы логопеда (на год)
Речевая карта
Планы индивидуальной работы с детьми
Тематический план логопедических фронтальных занятий
Планы - конспекты фронтальных и подгрупповых занятий
Расписание занятий и циклограмма рабочего времени
Индивидуальные тетради детей
Тетрадь взаимосвязи логопеда с другими специалистами ДОУ
Паспорт кабинета
Отчёт логопеда о проделанной работе за год
Список рекомендуемого оборудования логопедического кабинета
Список рекомендуемого оборудования логопедического пункта
Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100)
Зеркало для индивидуальной работы (9х12)
Логопедические зонды, шпатели
Разрезная азбука (настенная)
Кассы букв (индивидуальные)
Учебно-методические пособия
Настольные игры, игрушки, конструкторы
Умывальник
Классная доска
Шкафы для пособий
Стол канцелярский
Стулья
Комплект «парта—стул»
Песочные часы
Секундомер
2.2 АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЫ № 518
При написании данной курсовой работы, мной была проанализирована работа логопеда в дошкольном отделении Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Школы №518. Я ознакомилась с оснащением и наполняемостью кабинета логопеда, в котором проводятся занятия. Так же, мной были изучены документы, которые были предоставлены мне частично.
При первом посещении, состояние лого-пункта мной было оценено как удовлетворительное. Большая часть игрушек по возможности были убраны, что бы предотвратить фактор отвлекаемости и сенсорного перенасыщения.
Из списка рекомендуемого оборудования отсутствовали:
Зеркало для индивидуальной работы (9х12)
Логопедические зонды, шпатели
Умывальник
Классная доска
Песочные часы
Секундомер
При ознакомлении с предоставленной документацией, на приказах и положениях отсутствовали подписи и номер. Речевые карты, учет посещаемости, журнал движения детей, журнал учёта посещаемости, план индивидуальной работы с детьми, тематический план логопедических фронтальных занятий, планы - конспекты фронтальных и подгрупповых занятий, и индивидуальные тетради детей заполнялись вовремя и корректно.
Во время занятия, специалист сумел направлять уклоняющееся внимание ребенка, тем самым довести занятие до логического завершения. Во время занятия учитывается эмоциональный фон ребенка, его самочувствие и личный настрой.
Учитель логопед в данном образовательном учреждении обладает навыками и качествами:
- достижение высоких результатов в логопедической коррекции и их стабильность;
- осознанные, творческие действия в профессиональной среде, осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности;
- устойчивость к профессиональным перегрузкам;
- чуткость, деликатность, доброжелательность, терпимости, но и требовательность;
- умение слушать и понимать собеседников, а также мобилизовывать их внимание, поддерживать интерес к занятиям;
- коммуникабельность, компетентность;
- высокий уровень развития логопедического творческого мышления;
- хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
- хороший слух (физический и фонематический);
- готовность к изменением, способность видеть недостатки в собственной работе и способы их преодоления;
- умение вызывать интерес к результатам своей профессиональной деятельность;
- чувство юмора, бескорыстность.
Рекомендации по деятельности специалиста и кабинета логопеда:
Проветривание помещения после каждого ребенка;
Приобрести в кабинет секундомер или песочные часы;
Обработка тактильных материалов;
Мыть руки с детьми перед занятиями;
Верно заполнять всю необходимую документацию (в том числе поставить все недостающие подписи).
Выводы.
Процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопедической группе дошкольного учреждения направлен на:
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ ПО ФГОС
ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.
ФГОС направлен на осуществление принципов:
-
Раннего выявления проблем. -
Сопоставления речи и развития ребенка. -
Сравнение речи в разных ситуациях. -
Индивидуальный подход к ребенку.
Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня).
Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта. Создание специальных логопедических групп, организация и проведение логопедической работы в них осуществляются в несколько этапов:
1. отбор и комплектование групп;
2. комплексное обследование детей;
3. составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы;
4. основной этап, связанный с реализацией планов занятий;
5. контроль — обеспечение промежуточного и итогового контроля;
6. результативно-аналитический (анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей).
Большое значение в работе МППК по отбору и комплектованию логопедических групп в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи имеют обстановка и оформление кабинета, расположение игрушек и наглядно-иллюстративного материала, предназначенного для обследования детей.
Диагностическая работа педагога — средство выявления особенностей и трудностей в речевом развитии ребенка, под них в перспективе подстраивается вся система коррекционно-речевой работы. В рамках диагностического блока воспитатель общеразвивающей группы действует по следующему алгоритму:
- изучает уровень и динамику речевого развития своих воспитанников;
- выделяет детей с опережающим и нормативным речевым
развитием, с негативными тенденциями, задержками и недостатками в этом развитии;
- квалифицирует (самостоятельно или с помощью специалистов) вид речевых недостатков, устанавливает их возможные причины;
- конструирует групповые и индивидуальные программы речевой работы с детьми профилактической и/или коррекционно-развивающей направленности.
Педагог обязательно должен помнить о том, что дошкольный возраст — период наиболее полного и интенсивного овладения детьми не только правильным звукопроизношением, определенными лексико-грамматическими средствами языка, но и речью как социально значимой и постоянно востребованной деятельностью. Поэтому его профилактическое воздействие в широком смысле следует рассматривать как совокупность необходимых и достаточных действий, ориентированных на стимуляцию развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников ДОУ в единстве ее мотивационно-потребностной и операциональной составляющих.
Профилактическая работа в более узком смысле может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности. Детская речь, как известно, в период своего интенсивного становления — чрезвычайно ранимая, чувствительная к негативным внешним воздействиям система. В связи с этим в обязательную составную часть профилактической деятельности воспитателя входят:
- охрана нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
- обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, психологической комфортности воспитывающей среды и предупреждение стрессовых для ребенка внешних воздействий;
- раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии
речи;
- подготовка детей к возможным трудностям на начальном этапе школьного обучения
В отношении тех воспитанников, которые уже имеют речевые недостатки, необходимо использовать иные, отличающиеся от подготовительных формы и приемы воздействия, характеристика которых возможна с позиций выделения еще одного — коррекционно-речевого — блока деятельности воспитателя ДОУ.
Среди недостатков в речевом развитии детей, с которыми может столкнуться педагог, наиболее распространенными являются следующие:
- изолированные недостатки фонетической стороны речи;
- фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи;
- общие, системные (лексико-грамматические и фонетико-фонематические) недостатки речи;
- недостатки просодической (мелодико-интонационной и тем-по-ритмической) организации речи
Кабинет для медико-психолого-педагогического обследования, оформляется так, чтобы ребенок в незнакомой ситуации чувствовал себя свободно, раскованно, легко вступал в контакт с членами комиссии.
Наиболее типичным оборудованием такого кабинета являются игрушки, дидактический и изобразительный материал. Дидактический и изобразительный материал (картинки) размещается на столе членов комиссии, а игрушки — на отдельном детском столе так, чтобы во время обследования они не отвлекали ребенка, но при необходимости их можно было бы в любой момент взять со стола, поменять или убрать. Игрушки следует подбирать так, чтобы они были не только привлекательными, но и помогали при обследовании выявить максимальный объем знаний, умений, речевые ипознавательные возможности детей. Игрушек может быть немного, но подобрать их надо так, чтобы они по внешнему виду (цвету, форме и т. д.) имели сходство с реальными предметами, были красочными и интересными. Правильный подбор дидактического материала обеспечивает точность и результативность речевого обследования, интеллектуального развития, состояния слуха при минимальных энергетических и временных затратах.
Перечень логопедических документов для речевых групп ДОУ:
- протокол обследования ПМПК;
диспансерный лист обследования ребёнка всеми специалистами
Журнал движения детей
Журнал учёта посещаемости.
Перспективный план работы логопеда (на год)
Речевая карта
Планы индивидуальной работы с детьми
Тематический план логопедических фронтальных занятий
Планы - конспекты фронтальных и подгрупповых занятий
Расписание занятий и циклограмма рабочего времени
Индивидуальные тетради детей
Тетрадь взаимосвязи логопеда с другими специалистами ДОУ
Паспорт кабинета
Отчёт логопеда о проделанной работе за год
Список рекомендуемого оборудования логопедического кабинета
Список рекомендуемого оборудования логопедического пункта
Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100)
Зеркало для индивидуальной работы (9х12)
Логопедические зонды, шпатели
Разрезная азбука (настенная)
Кассы букв (индивидуальные)
Учебно-методические пособия
Настольные игры, игрушки, конструкторы
Умывальник
Классная доска
Шкафы для пособий
Стол канцелярский
Стулья
Комплект «парта—стул»
Песочные часы
Секундомер
2.2 АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЫ № 518
При написании данной курсовой работы, мной была проанализирована работа логопеда в дошкольном отделении Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Школы №518. Я ознакомилась с оснащением и наполняемостью кабинета логопеда, в котором проводятся занятия. Так же, мной были изучены документы, которые были предоставлены мне частично.
При первом посещении, состояние лого-пункта мной было оценено как удовлетворительное. Большая часть игрушек по возможности были убраны, что бы предотвратить фактор отвлекаемости и сенсорного перенасыщения.
Из списка рекомендуемого оборудования отсутствовали:
Зеркало для индивидуальной работы (9х12)
Логопедические зонды, шпатели
Умывальник
Классная доска
Песочные часы
Секундомер
При ознакомлении с предоставленной документацией, на приказах и положениях отсутствовали подписи и номер. Речевые карты, учет посещаемости, журнал движения детей, журнал учёта посещаемости, план индивидуальной работы с детьми, тематический план логопедических фронтальных занятий, планы - конспекты фронтальных и подгрупповых занятий, и индивидуальные тетради детей заполнялись вовремя и корректно.
Во время занятия, специалист сумел направлять уклоняющееся внимание ребенка, тем самым довести занятие до логического завершения. Во время занятия учитывается эмоциональный фон ребенка, его самочувствие и личный настрой.
Учитель логопед в данном образовательном учреждении обладает навыками и качествами:
- достижение высоких результатов в логопедической коррекции и их стабильность;
- осознанные, творческие действия в профессиональной среде, осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности;
- устойчивость к профессиональным перегрузкам;
- чуткость, деликатность, доброжелательность, терпимости, но и требовательность;
- умение слушать и понимать собеседников, а также мобилизовывать их внимание, поддерживать интерес к занятиям;
- коммуникабельность, компетентность;
- высокий уровень развития логопедического творческого мышления;
- хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
- хороший слух (физический и фонематический);
- готовность к изменением, способность видеть недостатки в собственной работе и способы их преодоления;
- умение вызывать интерес к результатам своей профессиональной деятельность;
- чувство юмора, бескорыстность.
Рекомендации по деятельности специалиста и кабинета логопеда:
Проветривание помещения после каждого ребенка;
Приобрести в кабинет секундомер или песочные часы;
Обработка тактильных материалов;
Мыть руки с детьми перед занятиями;
Верно заполнять всю необходимую документацию (в том числе поставить все недостающие подписи).
Выводы.
Процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопедической группе дошкольного учреждения направлен на:
-
укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; -
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; -
коррекцию речевых нарушений дошкольников; -
формирование предпосылок к учебной деятельности; -
формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.