Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание.
Введение……………………………………………………………….. 2-3
Глава 1.Зарождение «зеленого» движения и его основная
характеристика…………………………………………………………4-11
Глава 2. Деятельность основных лидеров движения.
§2.1 Н. Махно……………………………………………….………12-18
§2.2 А. Антонов………………………………………………………19-22
Заключение…………………………………………..………………….23
Список использованной литературы………………………………….24
Приложение………………………………………………….………25-27
Введение.
В массовом представлении гражданская война 1917-1921 годов рассматривается, в основном, как военное столкновение «красных» и «белых». Однако в гражданской войне большевикам пришлось бороться не только с белым движением, но и с «демократической контрреволюцией» (сторонниками Учредительного собрания), и со своими бывшими союзниками - левыми эсерами и анархистами1
В конце 1920 года, когда Гражданская война была «победно завершена», в стране разразился глубокий экономический и политический кризис. Промышленное производство по сравнению с 1913 годом сократилось в семь раз; валовая продукция сельского хозяйства в 1920 году составляла лишь 67% довоенного уровня. Население испытывало нужду в самом необходимом: хлебе, соли, спичках.
Крестьянство, мирившееся в годы войны с системой мер «военного коммунизма», теперь стало требовать отмены продразверстки и свободу торговли. В разных концах страны (в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Западной Сибири) вспыхнули антиправительственные восстания крестьян, были созданы крестьянские армии, руководимые Махно и Антоновым. Этот период получил в истории название зеленого движения.
Актуальность данной работы заключается в объективной потребности изучить все движущие силы гражданской войны, в том числе и малоизученное «зеленое движение», т.к. в советское время эта тема практически не рассматривалась. Лично для меня эта тема является интересной, так как я увлекаюсь историей и люблю изучать темы-загадки. Я много слышала о «красных» и «белых» в годы Гражданской войны, а вот о «зеленых» ранее ни когда не слышала.
Цель данной работы - дать характеристику периода зеленого движения в годы гражданской войны в России и изучить их роль в годы войны.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности «зеленого движения»
2. Охарактеризовать деятельность основных лидеров движения - Махно и Антонова
3. Выявить основные последствия «зеленого движения» в рамках Гражданской войны в России.
В работе использованы труды авторов о гражданской войне (Бровкин В.Н2., Галин В.В3., Левин М4.), а также учебная литература (Муджабаева А.М, Валиуллин К.Б5., Зарипова Р.К6.).
Предмет исследования – зеленое движение в годы Гражданской войны в России
Объект исследования- деятельность Н.Махно и А Антонова в рамках «зеленого движения»
Хронологические рамки исследования : 1919 (пик зеленого движения) -1921(распад движения)
Глава 1. Зарождение зеленого движения и его основная характеристика.
Октябрьская революция явилась, по сути, шоком, для многих в России, и не довольные взялись за оружие. Началась гражданская война. Помещики не могли примириться с потерей своей земли, фабриканты - с потерей предприятий и хотели все это вернуть.
Однако не только они оказались противниками Советской власти. Крестьянство, которому революция дала землю, было довольно, пока государство не потребовало от него хлеб по продразверстке, и тогда оно переметнулось в стан врагов новой власти. Правда, довольно скоро выяснилось, что здесь им грозит возвращение помещиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Наиболее дальновидные из белых генералов - А.И.Деникин, П.Н.Врангель - попытались подкупить крестьянство определенными уступками, в той или иной мере признавая «черный передел», произведенный революцией. Но полностью удовлетворить запросы крестьян они не могли – иначе терялся весь смысл белого движения. Успехи и неудачи противников на фронтах в решающей степени определялись прочностью положения на прифронтовых территориях и в тылу, зависели от отношения к власти основной массы населения – крестьянства. Получившие же землю крестьяне, не желая участвовать в Гражданской войне, помимо своей воли втягивались в нее активными действиями белых и красных7.
Это породило движение «зеленых». Так назывались крестьянские повстанцы, боровшиеся против реквизиций продовольствия, мобилизаций в армию, произвола и насилия как белых, так и красных властей. Название можно выводить из цвета лесов, в которых группировались и скрывались зеленые. Наименование «зеленые» вошло в официальный лексикон и делопроизводственные документы как красных, так и белых инстанций. «Зеленая» тема обыгрывалась в агитационной деятельности, художественной и публицистической литературе
8.
Нередко под зелеными понимают практически все нерегулярные, повстанческо-партизанские формирования, которые в той или иной степени противостояли красным и белым или, по крайней мере, существовали автономно от них. В этой интерпретации яркими представителями зеленых оказываются, например, Н. Махно или А. Антонов. Однако такое расширительное толкование представляется некорректным и бытует в основном в историко-публицистических сочинениях.
В более узком смысле зеленое движение - это один из способов самоорганизации широких масс крестьянства в Гражданской войне, сориентированный на защиту местных ресурсов и неучастие в войне, причины и цели которой оставались непонятными или чуждыми. Зеленое движение представляло собой не только вооруженную сторону общегражданского конфликта, но и способ выстраивания параллельного существования в условиях государственного давления.
Год классического зеленого движения - 1919, с весны по осень (май - сентябрь), территориальный охват - преимущественно центрально-промышленные, северные и западные губернии. Это территории, которые большую часть Гражданской войны пребывали под властью большевиков. В 1920 г. «зеленое» наименование передвинулось на восток, зеленые формирования появились на южном Урале.
Большевики, пришедшие к власти под лозунгом социального раскрепощения и окончания войны, уже летом 1918 г. начали избирательно использовать призыв в новосозданную РККА. Осенью 1918 г. последовал первый большой призыв, вызвавший волну восстаний и массовое уклонение. Призывы продолжились, и крестьянство продолжало отвечать абсентеизмом или сопротивлением. Советское государство создало инфраструктуру «выкачивания» дезертиров из деревни. Это Центральная, губернские, уездные и кое-где волостные комиссии по борьбе с дезертирством, революционные военные трибуналы, система агитационных мероприятий, оперирование периодическими амнистиями для дезертиров. В июне 1919 г. было решено не производить следующих мобилизаций, а сосредоточиться на изъятии из деревни дезертиров. Усилия советского государства в этом направлении вызвали сравнительно организованное сопротивление крестьянства, вылившееся в зеленое повстанчество июня – июля 1919 г.
Массовой базой зеленого движения было столь же массовое дезертирство из РККА, а также из некоторых белых армий. Дезертиры в РСФСР делились на «злостных» и «по слабости воли». При миллионах случаев дезертирства (учитывая нередкое повторное дезертирство) около 200000 злостных дезертиров составляли базу активного зеленого и иного повстанчества. В середине мая 1919 г. с Новохоперского уезда Воронежской губернии пошла мощная повстанческая волна, наименованная «зеленовщиной»
9. Она охватила смежные уезды Воронежской, Саратовской и Тамбовской губерний. Зеленые дезорганизовали тылы отступавших красных 9-й и 8-й армий Южного фронта, вызвали бегство местных уроженцев из рядов РККА. Главными объектами ненависти восставших были местные коммунисты и советские работники. Села, нередко под давлением уже восставших соседей, присоединялись к движению, формировали отряды, штабы, назначали комендантов. В соседних невосставших уездах активизировались дезертирские отряды. Энергичные карательные меры красных и изменение ситуации на фронте сравнительно быстро погасили зеленое движение в регионе. В войска ВСЮР влилась небольшая часть наиболее активных повстанцев, образовавшая при Донской армии два «народных» полка.
В центральных губерниях массовое движение охватило Тверскую, Костромскую, Ярославскую губернии. Многочисленное дезертирство в июне - июле превратилось в активное антибольшевистское вооруженное движение. Несколько значительных очагов возникло в Тверской губернии. Наиболее крупным стало Ясеновическое восстание. В Ярославской и Костромской губерниях выявилось три наиболее крупных очага: Угличский, Мышкинский и Мологский уезды; Пошехонский уезд и смежные районы Рыбинского и Тутаевского уездов с дальнейшим распространением на прилегающие уезды Вологодской губернии; Любимский, частично Даниловский уезды с переходом в костромские уезды. В Костромской губернии выделялся также отдаленный Уренский край (пять волостей Варнавинского уезда, ныне территория Нижегородской области), который дал длительную борьбу, вплоть до 1922 г. Зеленая армия, возглавлявшаяся эсерами, возникла в это же время на юге Нижегородской губернии. Штаб ее находился в лесу вблизи станции Суроватиха. Штабные структуры «армии» были разгромлены чекистами осенью 1919 г.
На севере, в условиях дефицита хлеба и голода, деревня не в силах была ресурсно поддерживать зеленых. Поэтому вооруженные крестьянские отряды на фронтовой линии превращались в белых или красных партизан, при этом проявляя готовность сменить флаг при передвижении линии фронта по своим родным местам. В тылу же советского Северного фронта зеленые были в уездах Северо-Двинской, Вологодской, Олонецкой, Архангельской губерний.
Активное зеленое движение развивалось летом 1919 г. в Псковской, Витебской, Могилевской, Минской и других западных губерниях. Многие зеленые Псковщины взаимодействовали с белой Северо-Западной армией, частично переходили в ее ряды. Как раз псковские зеленые стали основой для «партизанских» формирований С.Н. Булак-Балаховича со специфическими понятиями о дисциплине и добыче
10.
На территории белорусских губерний не было структурированного белого движения, неоднократно менялась власть (советская, оккупационная германская, польская), государственные и административные границы и названия. В этих условиях крестьянский уход в леса в зеленые подкреплялся усилиями местной интеллигенции выстраивать национальные белорусские структуры власти. Часть актива Партии социалистов-революционеров планировала переворот в красноармейских частях, что оставило некие организационные следы. В результате в Западном регионе структуры сопротивления советской власти просуществовали до середины 1920-х гг. Они аккумулировались в рамках белорусской организации «Зеленый Дуб», савинковского Народного Союза защиты родины и свободы, структуры Булак-Балаховича, с опорой на второй отдел генерального штаба Войска Польского. Массовой основой этих организаций были профессионализировавшиеся зеленые кадры 1919-го года. В Смоленской губернии значительную роль в становлении и организации зеленого партизанского движения сыграли братья, офицеры А., В. и К. Жигаловы.
В белом тылу зелеными именовались крестьяне, скрывавшиеся от мобилизаций и промышлявшие грабежом. Это Таганрогский округ ОВД, наиболее крестьянский по составу, Черноморская губерния, с осени 1919 г. и далее до крушения ВСЮР - Кубань, и горы Южного Крыма. Советское подполье и военное руководство стремилось организовать и политизировать их, превратив в «красно-зеленых».
После установления советской власти в Крыму, на Кубани, в Черноморье развернулось бело-зеленое движение, хотя оно включало уже не только и не столько крестьянско-дезертирские элементы, сколько осколки белых формирований, скрывавшихся офицеров, на Кубани – казаков, вновь поднявшихся против политики военного коммунизма.
Дезертирство из Красной армии было одинаково развито во всех губерниях, однако наименование «зеленые» употреблялось не везде. Оно неизвестно в Сибири и на Дальнем Востоке, на Среднем Урале, мало распространено в черноземных губерниях, в среднем Поволжье, на Украине. Аналогичными наименованиями в разных регионах служили «партизаны», «повстанцы», «повстанческие войска», наименования, сориентированные на фигуру вожака, как «махновцы», «григорьевцы», «антоновцы», «вакулинцы». Это представляется неслучайным. Зеленое движение локализовалось, в основном, в великорусских неземледельческих губерниях.