Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Зеленые» кадры пытались использовать политические силы: социалисты-революционеры, белые и красные в вооруженной борьбе. Эсеровской руководство повстанчеством в Черноморской губернии создало осенью 1919 г. Комитет освобождения Черноморской губернии. Однако выход на политический уровень очень быстро привел к подчинению вооруженных сил Комитета большевикам и потере местным ополчением собственно черноморского лица.
Военными лидерами зеленых становились, как правило, местные уроженцы, получившие боевой опыт в годы Великой войны. В большинстве они были обер-офицерами или унтер-офицерами. Можно выделить двух ярких лидеров, которые командовали небольшими организованными формированиями уже после окончания мощной волны зеленых выступлений весны – лета 1919 г. Это Сергей Никушин в Ряжском уезде Рязанской губернии и Георгий Пашков в Любимском уезде Ярославской губернии, на границе с Костромской. Оба они вели свою борьбу и дневники, которые ныне опубликованы.
Зеленое движение неизбежно соприкасалось с иными более или менее массовыми выступлениями и движениями периода Гражданской войны: мешочниками, уголовниками, движениями в защиту церкви и др. Известно, что зеленые часто принципиально отделяли себя от уголовников. В ходе подавления зеленых восстаний красными проявлялась жестокость в виде внесудебных расправ, сожжений населенных пунктов (село Саметь Костромской губернии, Малиновка Саратовской губернии и др.)
Зеленое движение трудно изучать из-за его слабой структурированности и скудости внутренней документации. На настоящий момент существует общий вид этого движения, а также целый ряд разработанных региональных сюжетов: тверской, ярославско-костромской, олонецкой, прихоперской «зеленовщины», рад современных исследований о проблемах борьбы с дезертирством из РККА в годы Гражданской войны11.
По масштабам и численности движение значительно превосходило белое движение. «Зеленые» не имели регулярных армий, объединялись в небольшие отряды, чаще из нескольких десятков, реже – сотен человек. Действовали повстанцы преимущественно в районах своего проживания, однако само движение охватывало всю территорию России. Не случайно Ленин считал «мелкобуржуазную контрреволюцию» опаснее, чем «взятые вместе» Колчак и Деникин.
Развертывание этого массового протеста крестьян приходится на лето – осень 1918 года. Осуществление «продовольственной диктатуры», означавшей изъятие «излишков» продовольствия у среднего и зажиточного крестьянства, то есть большинства сельского населения; «переход от демократического к социалистическому» этапу революции в деревне, в рамках которого началось наступление на «кулаков»; разгон демократически избранных и «большевизация» сельских Советов; насильственное насаждение коллективных хозяйств - все это вызвало резкие протесты в крестьянской среде. Введение продовольственной диктатуры совпало по времени с началом «фронтовой» Гражданской войны и расширением применения «красного террора» как важнейшего средства решения политических и экономических проблем.
Пик сопротивления «зеленых» в тылу красных войск приходится на весну – лето 1919 года. В марте - мае восстания охватили Брянскую, Самарскую, Симбирскую, Ярославскую, Псковскую и другие губернии Центральной России. Особенно значительным был размах повстанческого движения на Юге: Дону, Кубани и на Украине. Драматично развивались события в казачьих областях России. Участие казаков в антибольшевистской борьбе на стороне белых армий в 1918 году стало причиной массовых репрессий, в том числе против мирного населения Кубани и Дона в январе 1919-го. Это вновь всколыхнуло казаков. В марте 1919 году на Верхнем, а затем и на Среднем Дону они подняли восстание под лозунгом: «За Советскую власть, но против коммуны, расстрелов и грабежей». Казаки активно поддержали наступление Деникина в июне - июле 1919 года.
Сложным и противоречивым было взаимодействие красных, белых, «зеленых» и национальных сил на Украине. После ухода с ее территории германских и австрийских войск восстановление Советской власти здесь сопровождалось широким применением террора со стороны различных ревкомов и «чрезвычаек». Весной и летом 1919 года местные крестьяне испытали на себе продовольственную политику пролетарской диктатуры, что также вызвало резкие протесты. В результате на территории Украины действовали как небольшие отряды «зеленых», так и достаточно массовые вооруженные формирования
Внутренний фронт для Красной Армии стал главным. 1920 - первую половину 1921 года называют периодом «зеленого потопа», так как это было время наиболее кровавых расправ, сожжений сел и деревень, массовых депортаций населения.
И белые, и красные хорошо представляли своих врагов. Для большевиков это были буржуазия, помещики, офицеры, кадеты, казаки, кулаки, националисты, для белых – коммунисты, комиссары, интернационалисты, сочувствующие большевикам, социалисты, евреи, сепаратисты. Однако если большевики выдвигали понятные массам лозунги и выступали от имени трудящихся, то у белых ситуация была иной.
В основе Белого движения лежала идеология «непредрешенчества», согласно которой выбор формы политического устройства, определение социально-экономического порядка надлежало осуществить лишь после победы над Советами. Генералам казалось, что одного неприятия большевиков достаточно для объединения в один кулак их разнородных противников. А поскольку основная задача момента заключалась в военном разгроме противника, в котором главная роль отводилась белым армиям, то на всех своих территориях они установили военную диктатуру, которая либо резко подавляла (Колчак), либо задвигала на задний план организованные политические силы (Деникин). И хотя белые утверждали, что «армия стоит вне политики», они сами столкнулись с необходимостью решать острые политические проблемы
12.
Стоя на позициях «единой и неделимой России», военные подавляли любые попытки автономного обособления внутри страны, чем оттолкнули от себя национальные движения, прежде всего буржуазию и интеллигенцию; не единичными были проявления ксенофобии, особенно антисемитизма. Нежелание пойти навстречу казачеству и признать его права на автономию и самоуправление привело к разладу белых с их верными союзниками – кубанцами и донцами. (Белые даже называли их «полубольшевиками» и «сепаратистами».)
Глава 2. Деятельность основных лидеров движения.
§2.1 Нестор Махно
Одним из лидеров Зелёного движения являлся Нестор Махно. Вокруг его имени много мифов и труднообъяснимых фактов.Долгие годы имя Нестора Ивановича Махно у одних вызывало жгучую ненависть, у других - безграничную любовь. Советская пропаганда приложила немало усилий, стремясь сформировать отталкивающий образ, а крестьянская среда противопоставляла почти сказочный образ героя-защитника, что и нашло отражение в народных сказаниях и песнях о батьке, передаваемых из поколения в поколение. Вокруг его имени до сих пор нагромождено множество мифов и труднообъяснимых фактов. Его фантастическую популярность в годы гражданской войны трудно преувеличить. Тысячи людей шли за ним в бой и на смерть, узнавали среди толпы, внимали выступающему на митинге, верили ему, запомнили безгранично щедрым и не менее жестоким.
Любопытными представляются характеристики знавших Махно людей. Махно - человек воли, импульса, страсти, которые бешено кипят в нем, которые он старается сдерживать железным усилием под холодной и жестокой маской». Махно многих удивлял и поражал. Казалось, этот человек сложен из какого-то особого стойкого материала. Ни перед какими препятствиями он не отступал, в наиболее тяжелые минуты жизни оставаясь собранным и готовым к действию. В этом своем спокойствии он представлял собой сложный волевой порыв к победе над противником13.
Нестор Иванович родился 27 октября 1889 года. Его отец-бывший крепостной крестьянин. Умер когда Нестору было всего 11 месяцев. Детство было очень тяжёлым, обременённым лишениями и нуждой, т.к матери было тяжело одной растить 5-х детей. Школьные премудрости давались ему легко. Учился он хорошо, учителя его хвалили. Но уже с ранних лет в характере Махно проявлялись вспыльчивость, злость и упрямство, упорное неприятие всякого насилия над собой, острое нежелание кому-либо подчиняться. В 12 лет Махно пошел в «люди», пас овец и телят, во время молоть бы гонял в арбах волов. К своим хозяевам он испытывал чувство смертельной ненависти, его буквально разрывала жажда от мщения за оскорбления и унижения.
Грянула революция 1905 г. В те годы в Гуляйполе появилась группа анархистов «Союз бедных хлеборобов». Махно попытался вступить в организацию, но ее руководители сначала отказали ему в этом. Однако вечером 14 октября 1906 г он выследил одну из групп, которая направлялась на операцию, и,
перехватив ее на пути, решительно заявил: «Или убейте меня прямо здесь, или возьмите с собой». Тем ничего другого не оставалось, как взять его с собой. Вступив в организацию, Махно сразу же попытался завоевать популярность и лидерство, но долго «анархиствовать» ему не пришлось. Вскоре он оказался в местной кутузке, куда его доставили как подозреваемого в ряде грабежей. Следствие продолжалось весь 1909 г. «За принадлежность к злонамеренной шайке» Махно приговорили к смертной казни через повешение.
От смертной казни его спасло само Провидение. На момент вынесения смертного приговора по метрике (исправленной матерью) Нестору не хватало до совершеннолетия - 21 года -шести месяцев. 7 апреля премьер-министр П. А.Столыпин дал согласие на «смягчение участи» Н.Махно бессрочной каторгой. 2 августа 1911 г. он этапом отправлен в Москву, в Бутырскую тюрьму. Тюрьма для него стала школой, где он почерпнул знания, послужившие затем ему огромным подспорьем в последующей революционной деятельности.
О начале Февральской революции и крушении монархии Махно узнал от тюремных надзирателей. Спустя три недели после освобождения Нестор, несмотря на уговоры московских анархистов, поспешил в родное Гуляйполе. По возвращению Нестора в Гуляйполе его восприняли как авторитет. Ведь теперь времена изменились, и его считали теперь не неудачником, а единственным «своим » человеком, пострадавшим за « мужицкие идеалы ». А через несколько дней земляки сообщили Нестору об избрании его заместителем председателя волостного земства. Вскоре Махно создает боевую организацию - «черную гвардию». С началом лета Махно и его «черная гвардия» обрушили свои удары на местных помещиков.
Но вольная жизнь «гвардейцев» продолжалась недолго. Согласно Брест-Литовскому соглашению 22 апреля в Гуляйполе вошла германская пехота. Начались обыски и повальные аресты. У волостной управы расстреляли несколько человек, в том числе и брата Нестора - Емельяна. Гетманцы, раздосадованные бегством Махно, сожгли его дом. Нестор побывал в Таганроге, Ростове-на-Дону, Царицыне, Саратове и Астрахани. Прибыв в Москву, он сразу же отправился на поиски П. Аршинова, который состоял секретарем «Московского союза идейной пропаганды анархизма». Старый учитель свел Махно с патриархом российского анархизма П. А. Кропоткиным. Об этой встрече грезилось еще в Бутырках, и Нестор не обманулся в своих ожиданиях