Файл: Раскройте понятие, предмет, метод и периодизацию истории государства и права зарубежных стран.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 383
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общественный строй Шумеро-аккадского царства при III династии Ура характеризовался существованием более четко различающихся по своему правовому статусу социальных групп: свободные и рабы.
Господствующее положение среди свободных занимал класс рабовладельцев, который составляли служилая знать, высшее жречество, родовая аристократия, разбогатевшая верхушка общин. Процесс имущественного разорения переживал класс мелких производителей: свободных общинников и ремесленников. Развитие товарно-денежных отношений приводило к потере ими экономической свободы. В качестве поденщиков и батраков они работали в царском хозяйстве. Разорившиеся ремесленники и крестьяне составляли третью социальную группу – класс подневольных работников и рабов. Класс рабов увеличивался, главным образом, за счет военнопленных. О широком распространении рабства говорит тот факт, что рабами владели даже люди маленького достатка: пастухи, ремесленники. Царские рабы подвергались нещадной эксплуатации, положение частновладельческих рабов было несколько лучше: они могли иметь семью, имущество, откупиться на волю, обращаться в суд.
Государственный строй Шумеро-аккадского царства в эпоху III династии Ура представлял собой классическую восточную деспотию. Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носящий титул царя Ура, Шумера и Аккада. Его власть легитимизировалась религией. Считалось, что ему покровительствует во всех делах верховных бог Баал, царю воздавались божественные почести, был учрежден его культ. Жречество было подчинено царю.
В управлении страной царь опирался на разветвленный бюрократический аппарат. Его возглавлял верховный советник – суккалмах. Города-государства полностью потеряли свою самостоятельность. Вся страна была разделена на наместничества, которые управлялись назначаемыми царем наместниками (их по традиции называли энси), полностью подчиненными царю. Были созданы царские суды. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы, назначаемые правителем. В общинах сохранялись общинные суды. Судопроизводство осуществлялось на основе кодифицированного права. Был разработан один из древнейших судебников в мире "Законы Ур-Намму" (XXII в. до н.э.), детально регламентировавший имущественные, семейные, трудовые отношения. Целостность столь обширного государства опиралась на военную силу деспота. В этот период существовала
профессиональная армия, состоящая из наемников (кочевников-амореев) и воинов-колонистов, получавших за службу царский надел.
6.Охарактеризуйте Законы Ур-Намму как правовой источник
Более развитыми в юридическом отношении были законы Ур-Намму (конец III тыс. до н. э.), правителя Шумера в период нового возвышения г. Ура. Они заключали до 35 правил-статей касавшихся главным образом охраны брачно-семейных устоев: разрешалось невозбранно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем составлялся особый договор. В этих законах впервые упоминалось о приниженном социальном статусе рабов: так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма своеобразное наказание – промывание рта 1 кг соли. Законы карали лжесвидетельство в суде, членовредительство в драке, разного рода оскорбления. Самым древним и основным уголовным наказанием были штрафы. Некоторые правила регулировали охрану частных аграрных хозяйств. Они заключали до 35 правил-статей.
-
Охарактеризуйте общественный и государственный строй Древнего Вавилона.
Общественный строй:
Все население подразделялось на свободных и рабов.
Свободный гражданин именовался авилум – человек. Однако свободное население Вавилона не было однородным в социальном отношении и включало крупных земельных собственников, гамкаров (торговые агенты), жречество, телохранителей царя – рабовладельцев, а также крестьян-общинников и ремесленников, входивших в класс мелких производителей.
С точки зрения объема прав и обязанностей свободное население разделялось на полноправных граждан, имевших имущество, земельный надел, обладающих правами и несущих повинности в пользу государства, и неполноправных мушкенумов – "склоняющихся ниц". Они были свободными, но экономически зависимыми от царя и работали в царском хозяйстве. Утратив связь с общиной в результате процесса расслоения, они потеряли свой земельный надел (собственность) и получали его за царскую службу в условное владение. Они были ограничены в гражданских правах. Так, членовредительство в отношении
мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении авилума действовал принцип талиона.
Низший класс вавилонского общества составляли рабы – вардум. Были внешние отличия рабов от свободного населения: табличка на груди, особая прическа, клеймо, проткнутые уши. Источниками рабства были: война; расслоение, приводившее к закабалению соплеменников; власть отца, позволявшая ему продавать в рабство детей; обращение в рабство за преступления; рождение рабом; самопродажа в рабство за долги. Законы Хаммурапи рассматривали рабов как вещь, находящуюся в собственности хозяина. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждением имущества их господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Различались рабы частновладельческие, государственные (дворцовые), храмовые, рабы мушкенумов. Раб не мог самостоятельно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, заключать сделки, выступать истцом и ответчиком в суде. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Однако рабство в Древнем Вавилоне не было классическим. Рабы также обладали правами, хотя и очень ограниченными. Они могли иметь небольшое имущество (хотя оно считалось частью собственности хозяина). Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число законных наследников.
В зависимости от функций, выполняемых в обществе, их значимости судебник выделяет достаточно широкий перечень профессиональных групп. Особое место среди них занимает военное сословие – опора власти правителя.
Предметом особой заботы государства была торговля, которой занимались тамкары. Судебник определяет подробно их правовое положение. Они вели крупную государственную торговлю, часто осуществляя ее через мелких торговцев-посредников – шаммалумов. Тамкары пользовались широкой свободой торгово- финансовой деятельности, выступали арендаторами царской земли.
Государственный строй
По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.
Монархи Древнего Вавилона осуществляли свою власть с помощью большого по численности центрального чиновничье-бюрократического аппарата, который возглавлял наиболее приближенный к монарху вельможа, именуемый термином «нубанда». Он считался управителем царского дворца и фактически осуществлял текущее управление страной. Назначаемый царем и ответственный перед ним нубанда практически мог решать любые вопросы, кроме принятия законов. В его ведении были вопросы строительства и поддержания в надлежащем порядке всей ирригационной системы;
В общине главным должностным лицом был назначаемый чиновник-рабианум, который отвечал за положение дел в общине, осуществляя управление с помощью народного собрания и через избираемых свободным населением общины старейшин. Старейшины общины и народное собрание общины решали не только хозяйственные, финансовые, военные, но и судебные вопросы.
Определенную роль в государственном управлении на местах играли и храмы, которые не только проводили идеологическую работу, связанную с религиозными праздниками и культовыми обрядами, но решали хозяйственные, финансовые и судебные вопросы.
8.Охарактеризуйте Законы Хаммурапи как источник права Древнего Вавилона.
Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.
Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:
• введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
• 282 статьи законов;
• обширное заключение. 16 Источниками при составлении сборника послужили:
• обычное право;
• шумерские судебники;
• новое законодательство.
При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:
• царские; • храмовые; • общинные; • частные. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. , Законодательству Хаммурапи известны договоры: • аренды; • имущественного найма; • личного найма; • займа; • купли-продажи; • хранения; • товарищества; • мены; • поручения. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
Законы подробно регулировали следующие положения: • ограничение максимального срока отработки долга тремя годами; • ограничение процентов, взимаемых ростовщиком; • ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: • против личности; • имущественные; • против семьи.