Файл: Раскройте понятие, предмет, метод и периодизацию истории государства и права зарубежных стран.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На выборах в парламент в декабре 1912—феврале 1913 г. большинство мест получил Гоминьдан (Национальная партия), созданный в результате преобразования Союзной лиги.
14 мая 1914 г. была объявлена новая Временная Конституция, предоставившая президенту диктаторские полномочия. В конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении монархии. Накануне этого акта диктатор принял «21 требование» Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию.
В феврале 1928 г. на четвертом пленуме ЦИК Гоминьдана было образовано новое национальное правительство, считавшееся общекитайским. В 1931 г. функции политической опеки Гоминьдана были оформлены государственным документу том, в соответствии с которым национальному съезду Гоминьдана предоставлялось право осуществлять власть от имени Национального собрания. 25 декабря 1946 г. Национальное собрание приняло Конституцию Китайской республики. Страна представляла собой осколки феодального общества с пережитками более ранних исторических эпох. Местными органами власти провозглашались Советы депутатов, которые формировали исполнительные комитеты. Местными судебными органами в советских районах Китая являлись судебные отделы местных советских правительств.
Синьхайская революция была спровоцирована комплексом причин. В стране назревал системный кризис, который требовал ломки старых форм общественных отношений. К причинам революции относят:
-
Недовольство китайцев тем, что страной правит маньчжурская династия Цин; -
Ослабление властной вертикали после смерти императрицы Цы Си, -
Конфликт императорского двора и местной бюрократии; -
Нарушение самоизоляции и превращение Китая в полуколонию. Китай был консервативной страной, оберегавшей традиционалистские конфуцианские устои. -
Влияние революции в России; -
Очередной циклический кризис. На протяжении тысячелетий развитие Китая двигалось по кругу: новая династия приносила порядок и богатство, но через несколько столетий императоры уже не справлялись с народным недовольством или внешним врагом.
После окончания революции Сунь Ятсен, чтобы объединить мятежный юг и консервативный север, передал Юань Шикаю президентские полномочия. Лидер революции уступил пост генералу, чтобы не отпугнуть крупных землевладельцев от революции. Юань Шикай, обещавший сохранить революционные завоевания, немедленно начал разрушение республиканских институтов. Он перенёс столицу в Пекин и при помощи армии подавил очаги восстания. Юань Шикая поддержали помещики и либералы.
Сунь Ятсен пытался сопротивляться президенту и учредил партию Гоминьдан для представления интересов беднейших слоёв в парламенте. Но Гоминьдан имел слабую организацию и не представлял угрозы для Юань Шикая. В 1913 году президент лишил членов партии депутатских мест, а затем вовсе распустил парламент. Ничто не мешало Юань Шикаю окончательно демонтировать республиканский строй и объявить себя императором. Но внутренний кризис и неудачи внешней политики негативно сказались на его популярности. В 1916 году Юань Шикая отстранили от власти.
98. Охарактеризуйте государственно-правовое развитие Китая во второй половине XX в. Дайте характеристику государственному строю КНР. Охарактеризуйте статус Тайваня.
Период «большой скачка» и «культурной революции»
С 1958 г. начинается чистка аппарата («борьба против правых буржуазных элементов»), «исправление стиля» государственного управления. Кроме того, был взят курс на скорейшее и многократное увеличение экономической мощи Китая («большой скачок» под таким лозунгом: «Три года упорного труда и десять тысяч лет благоденствия»).
Противопоставление своего режима всему миру и разрыв отношений с СССР привели к тому, что с 1964 г. под лозунгом «Весь народ — солдаты» идеалом общественного устройства стала НОАК. Милитаризация страны привела к замене местных органов власти (советов народных представителей) ревкомами из военных, с 1969 г. приобретшими функции местных правительств.
В ходе «культурной революции» 1966—1976 гг. «правым элементам» и «сторонникам иностранщины» — представителям интеллигенции — власти объявили настоящую войну. Силами специально сформированных многочисленных отрядов молодежи (хунвейбинов, красноармейцев и цзаофани, бунтарей) их искали повсюду, а найдя, увольняли с работы, исключали из учебных заведений и ссылали в особые воспитательно-трудовые учреждения в сельских районах страны («лагеря перевоспитания»). Курс на «коммунизацию» привел к тотальным обобществлениям, даже питание осуществлялось исключительно в общественных столовых.
В этих условиях было прекращено действие многих конституционных органов власти и принципов. Так, ВСНП не собиралось с 1964 по 1974 г., а созванное было представлено не избранными депутатами, а назначенными после неких «демократических консультаций».
В 1975 г. была принята Конституция КНР 1975 г. Ее основными положениями стали:
-
объявление КНР государством диктатуры пролетариата, которое должно находиться в постоянной готовности к войне и борьбе с империализмом, поэтому важнейшее значение приобретают вооруженные силы (армия и народные ополчения), на которые возлагалось большинство хозяйственных функций; -
упразднение некоторых «несоциалистических» прежних государственных учреждений (поста Председателя КНР, ГКО, Верховного государственного совещания); -
существенное сокращение полномочий Постоянного комитета ВСНП; -
оставление у Всекитайского съезда народных представителей только права назначения премьера Государственного совета; -
объявление Государственного совета центральным органом государственной власти; -
упразднение прокуратуры; -
передача революционным комитетам функции контроля деятельности судов и всей полноты управления на местахпри формальном сохранении собраний народных представителей.
Однако этой конституции не суждено было воплотиться в жизни. Со смертью Мао Цзедуна в 1976 г. все его соратники («банда четырех») были отстранены от власти. Был взят курс на освобождение от «культа личности» и возрождение прежних начал в политической и экономической системах.
Тайвань считает себя суверенным государством, но не признается международным сообществом. При этом у него одна из лучших экономик в мире
Председатель КНР Си Цзиньпин считает, что присоединение Тайваня должно быть достигнуто мирным путем. Но Тайвань хочет дальше развиваться отдельно и как демократическое, а не коммунистическое государство.
Китай же считает Тайвань своей 23-й провинцией, но его государственно-политический статус не урегулирован. А ДПП – Демократическая Прогрессивная партия Тайваня – выступает за независимость Тайваня, что беспокоит Китай.
99. Охарактеризуйте государственно-правовое развитие Японии в первой половине XX в.
Государственно-политическое развитие Японии в первые десятилетия XX в. характеризовалось дальнейшим возрастанием преимуществ правительственной власти сравнительно с институтами парламентаризма — пусть весьма ограниченного, в соответствии с принципами действовавшей Конституции 1889 г. Это возрастание роли правительства было предопределено общими особенностями социально-политической ситуации в стране, сохранением значения традиционных административных институтов монархии, а также особым влиянием на государственную жизнь военных кругов в условиях колониальной экспансии Японии и агрессивного внешнеполитического курса.
Японский парламент — коккай — в целом остался неизменным в своих организационных основах. В связи с общим снижением общественного веса дворцовой аристократии, старых сословий стало сокращаться и их влияние на парламентские институты. В 1925 г. была осуществлена реформа верхней Палаты пэров. Согласно новым порядкам теперь в ее составе количество назначенных (по инициативе правительства или двора) пэров могло и превышать число наследственных; вырос и численный состав Палаты; к началу 1930-х гг. в ней было 396 мест, в т. ч. около 190 назначенных. Палата представителей (нижняя) также численно возросла — до 500 депутатов. Изменились и принципы ее формирования. Реформы избирательного права 1919 и 1925 гг. были направлены к практическому установлению всеобщего мужского избирательного права. Согласно закону 1925 г. правом выбирать обладали лица старше 25 лет (в отношении пассивного права ценз повышался до 30 лет) при соблюдении ценза оседлости в 1 год. Все ранее существенные имущественные ограничения были сняты. По-прежнему не допускались к участию в выборах лица без определенного места жительства и живущие на социальные пособия. Существенным препятствием для участия в выборах осталось и требование о внесении за кандидата избирательного залога (около 2 тыс. иен), который терялся при неудаче на выборах. При всем том закон значительно увеличил общее количество избирателей, могущих влиять на формирование парламента — до 12,5 млн. чел.
Политические партии в Японии оставались преимущественно парламентскими и узкоправительственными, они создавались на непродолжительный срок и легко трансформировались одна в другую. Частым явлением был переход из одной партии в другие по политическим мотивам. В партийно-парламентской жизни большую роль играли боссы, чем даже количество поддерживающих партии избирателей или чиновников. И сами партии в значительной степени воспроизводили клановые полуфеодальные группировки, сложившиеся во второй половине XIX в. и тесно связанные с соответствующими финансово-промышленными объединениями (Мицубиси, Мицуи, Сумитомо и др.).
Парламентско-правительственные партии, стоявшие у истоков японского парламентаризма — дзиюто, кайсинто и др. (см. § 73) — просуществовали только до конца XIX в. Новая система партий сложилась на рубеже XIX–XX в. Всесторонняя политическая поддержка трона и императорской власти составляла программу партий тайсейкай (1890) и тейкокуто (1894), причем последняя вобрала в себя и прежние националистически ориентированные движения. Наиболее очевидными преемниками либерально-правительственного курса, включавшего возможность ответственного перед парламентом правительства, стали партии шимпото (прогрессивного пути) и, затем, кенсинто (1898) во главе с прежним лидером Окумой. Некоторое время эти две партии, объединившись, включали до трети депутатов Палаты представителей. Для упрочения своего единства партии сформировали
подобие постоянного организационного комитета, который, однако, не вел никакой предвыборной работы. В отличие от Запада, в Японии того периода партии возникали и оживали, как правило, после новых выборов в парламент, порой полностью прекращая свое существование с проигранными теми или другими депутатами выборами (либоих переходом под «знамена» другой партии). Наиболее устойчивой политической силой начала XX в. была партия, возглавлявшаяся премьером Танакой — сеиюкай (1900 г.). Она объединила сторонников укрепления национального государства, активного внешнеполитического курса как в правительстве, так и в парламенте. Сейюкай доминировал в государственных верхах до 1915 г. Более или менее устойчивые партии сложились только в конце 1920-х гг. Основными политическими силами последующих лет партии какусинто («реформ») и минсейто (демократическая), образовавшиеся почти одновременно в 1927 г. в преддверии парламентских выборов. Последующее десятилетие главенство в парламенте в основном принадлежало партии минсейто, тесно связанной с кланом и концерном Мицубиси. Деятельность партий охватывала, однако, только нижнюю палату и правительство (которое с 1919 г. формировалось в значительной степени по партийной принадлежности депутатов). В Палате пэров существовали свои объединения-партии (Общество взаимных достижений, Партия справедливости), которые только взаимодействовали с основными правительственными группировками сейюкай и минсейто.
Партии 1920–1930-х гг. располагали уже некоторой организационной структурой. Во главе партии стоял председатель, которого выбирал на 7 лет старейший член самой партии. Кроме этого были управляющий, исполнительный комитет, секретари, выбиравшиеся таким же образом на 1 год. Партии стали формировать комитеты в префектурах и тем самым связывали свою деятельность уже не только с общегосударственными, но и местными выборами.
Развитие рабочего, социалистического движения в 1920-е гг., особенно под влиянием революции в Китае, привело к возникновению целого ряда демократических и социалистических объединений. В 1922 г., во многом благодаря инициативе Коминтерна, сформировалась Коммунистическая партия Японии марксистского направления, вскоре однако самораспустившаяся (1924) под давлением правительственных репрессий. К концу 1926 г. существовали еще три легальные партии, представлявшие главным образом интересы трудящихся и социал-демократические программы. Наиболее крупной и влиятельной из них была Номин Родото (Рабоче-крестьянский союз), главной опорой которой стало профсоюзное движение. Деятельность левых партий, была значительно затруднена правительственной политикой и запретительным законодательством. Особым Законом о сохранении общественного мира (1925) под угрозой значительных сроков тюремного заключения было