ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 2707
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
68 го, существует более разумный подход – распределять усилия по управлению запасами в соответствии с относительной важностью предметов хранения.
Метод А-В-С классифицирует запасы по какому-то определенному показа- телю важности, обычно по годовому использованию данного товара в денеж- ном выражении (т. е. денежная стоимость единицы товара на складе, умножен- ная на годовой показатель использования данного товара). В соответствии с этим распределяется деятельность по контролю и управлению запасами.
Как правило, используются три класса предметов: А (очень важные),
В (предметы средней степени важности), С (наименее важные). Тем не менее, действительное число категорий в различных предприятиях различно, в зави- симости от избранного уровня «подробности» и проработки деятельности по управлению запасами. При использовании трех классов, класс А составляет от
10 до 20% из общего числа предметов по объему, и от 60 до 70% по цене. На другом «полюсе важности», предметы класса С могут составлять до 60% по объему хранения и всего лишь около 10-15% по цене. Конечно, на практике это соотношение может меняться, но обычно большая часть стоимости запасов приходится на очень немногие наименования предметов на складе, поэтому они должны получать больше внимания при общем управлении запасами.
Как видно из рис.9, группа А составляет только 10% по количеству, но бо- лее 60% по стоимости всех запасов. Таким образом, запасы группы А должны тщательно контролироваться, а их количество поддерживаться на сравнительно низком уровне. С другой стороны, в наличии имеются другие основные произ- водственные запасы как, например, болты и гайки, но они дешевы и можно себе позволить иметь их в большом количестве. Это запасы категории С. Запасы группы В должны контролироваться с учетом их промежуточного положения.
Рис. 9 Структура материальных запасов по методу АВС
Модель экономически обоснованного заказа (EOQ)
Модель экономически обоснованных потребностей является широко из- вестным способом расчета оптимального уровня заказа, который даст мини- мальную годовую стоимость хранения запасов и стоимость выполнения заказа, при заданном объеме производства. При этом закупочная стоимость товара не
69 включается в общий показатель, потому что она не влияет на объем заказа, если только не действуют количественные скидки.
Основная модель имеет несколько основных условий и предпосылок, не- которые из них могут показаться идеалистическими.
1. Все расчеты относятся только к одному виду товара.
2. Известны нормы годового спроса.
3. Спрос равномерно распределен по всему годовому периоду, поэтому уровень потребления относительно стабилен.
4. Время исполнения заказов не меняется.
5. Каждый заказ поступает единой поставкой.
6. Количественные скидки не действуют.
Цикл начинается с получения заказа на Q единиц, которые расходуются с постоянной скоростью в течение определенного времени. Когда остается объем запасов достаточный, чтобы удовлетворить текущий спрос в течение времени осуществления заказа, то поставщику отправляют заказ на подобную партию в
Q единиц. Поскольку изначально задано, что скорость расхода запасов и осу- ществления заказа постоянна, то заказ будет получен как раз в тот момент, ко- гда наличный уровень запасов становится нулевым. Следовательно, заказы рас- пределены таким образом, чтобы избежать как избыточных, так и недостаточ- ных запасов (см. рис. 10).
Рис. 10. Графические изображение модели экономически обоснованного заказа
Оптимальный объем заказа – это разумный компромисс между стоимо- стью хранения и стоимостью выполнения заказа: с изменением объема заказа один вид расходов возрастает, а второй уменьшается. Например, если объем за- каза относительно невелик, то средний уровень запасов будет низким, а склад- ские расходы соответственно небольшими. Однако, если объем заказа мал, то придется возобновлять заказ достаточно часто, что повысит годовую стоимость выполнения заказа (в частности, затраты на транспортную доставку, приемка товаров). И напротив, годовую стоимость выполнения заказа можно умень- шить, закупая крупные партии через большие интервалы времени, – но это при- ведет к повышению среднего уровня запасов и повысит стоимость хранения.
70
Таким образом, идеальное решение – не слишком большой и не слишком малый объем заказа. Точная величина будет зависеть от конкретной стоимости хранениям выполнения заказа (см. рис. 11).
Формула для определения размера экономически обоснованного заказа уже приводилась на стр. 46 настоящего пособия.
ЭОЗ(EOQ)=
∗К∗
, где ЭОЗ(EOQ) – оптимальный размер заказа в модели Уилсона;
V – спрос или интенсивность (скорость) потребления запаса (шт.);
S – норматив затрат на хранение запаса (у. е.);
K – норматив затрат на осуществление заказа, включающие оформление и доставку заказа (у. е.) – не зависят от величины заказа
Рис. 11. Графические изображение точки оптимального размера партии заказа
Кривая общих расходов на рис. 11 имеет U-образную форму, и что ее ми- нимум приходится на ту точку, где стоимость хранения равна стоимости заказа.
Пример. Предприятие по реализации покрышек предполагает продать в будущем году приблизительно 10 тыс. единиц определенной модели шин. Го- довая стоимость хранения – 400 руб. за шину, стоимость заказа 3 тыс. руб.
Предприятие работает 288 дней в году. Каков экономичный размер заказа?
Сколько раз в год следует возобновлять заказ? Какова продолжительность цик- ла заказа?
Решение:
EOQ =
= 386 шин
Число заказов в год = 10 000/387 = 26 раз
Продолжительность цикла заказа = 387/10 000 = 0,04 г., т. е. 0,04*288 =
11 рабочих дней
71
Стоимость хранения иногда выражается как процент от закупочной цены единицы товара (а не как сумма за единицу). Тем не менее, так как проценты пересчитываются в денежную стоимость, формула EOQ по-прежнему приме- нима.
Стоимость хранения и стоимость заказа, а также годовой спрос – все это по своей сути ориентировочные показатели, их невозможно точно рассчитать (на- пример, на основании бухгалтерских записей). Иногда менеджер не рассчиты- вает, а просто сам устанавливает определенную стоимость хранения. Соответ- ственно, экономичный объем партии заказа нужно считать приблизительным, а не точным показателем. Так, вполне допустимо округление полученной вели- чины; расчеты с точностью до нескольких десятичных знаков могут создать ложное впечатление о точности данного показателя.
Для запасов готовой продукции задача минимизации операционных затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии про- изводимой продукции (вместо среднего размера партии поставки). Если произ- водить определенный товар мелкими партиями, то операционные затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции (H) будут минимальными.
Вместе с тем, при таком подходе к операционному процессу существенно воз- растут операционные затраты, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и другие (S). Используя вместо показателя объема производственного потребления (Qo) показатель планируемого объема произ- водства продукции, мы на основе Модели EOQ аналогичным образом можем определить оптимальный размер партии производимой продукции и оптималь- ный средний размер запаса готовой продукции.
Вопросы для самоконтроля по теме 6
1. На какие три основные группы делятся производственные запасы пред-
приятия?
2. В каких целях на предприятии создаются запасы товарно-мате-
риальных ценностей?
3. В чем состоит положительное влияние значительного объема товарно-
материальных запасов?
4. В чем состоит отрицательное влияние значительного объема товарно-
материальных запасов?
5. В чем суть способа А-В-С в управлении производственными запасами
предприятия?
6. Чем определяется оптимальный уровень заказа (партии ТМЦ) в модели
экономически обоснованного заказа EOQ? Изобразите ответ графически.
7. Перечислите основные условия и предпосылки, используемые в модели
EOQ? Встречаются ли такая ситуация на практике?
8. Как определяются затраты на хранение условной единицы материаль-
ного запаса в модели EOQ?
9. Как определяются затраты на размещение заказа в модели EOQ?
10. Является ли экономичный объем партии заказа EOQ точным показа-
телем?
72
11. Для чего используется страховой материальный запас в модели EOQ и
как он рассчитывается?
12. Для запасов какой категории (А. В или С) целесообразно применять
модель экономически обоснованного заказа?
Практическая работа по теме 6
Задание 1. Решить предлагаемые задачи.
1. Предприятие по реализации покрышек предполагает продать в будущем году приблизительно 10 тыс. единиц определенной модели шин. Годовая стои- мость хранения – 400 руб. за шину, стоимость заказа 3 тыс. руб. Предприятие работает 288 дней в году. Каков экономически обоснованный размер заказа?
Сколько раз в год следует возобновлять заказ? Какова продолжительность цик- ла заказа?
2. Рассчитать размер партии экономически оправданного заказа для раз- ных видов продуктов торговой сети. Какой из этих товаров будет скорее всего отнесен к категории «С» при методе АВС – анализа и почему?
Таблица 12
Исходные данные для расчета параметров модели EOQ
Показатель
Вид товара
Велосипед
Колбаса копченая
Пакет упаковочный
Стоимость пополнения запаса, руб.
420 300 200
Спрос в день, ед.
2 шт.
10 кг
150 шт.
Расходы на хранение, %
16 25 20
Стоимость единицы товара, руб.
12 000 620 4,50
Значение EOQ, ед.
?
?
?
Интервал завоза, дн. календ.
?
?
?
3. Предприятие имеет возможность оплатить сразу всю стоимость матери- альных годовых запасов. Следует ли ему закупить и завезти весь годовой объем единовременно? Пояснить точку зрения.
4. Выбрать по данным табл. 13 наиболее подходящий материал для произ- водства продукции, если полная стоимость единицы продукции составляет
300 руб.
Таблица 13
Возможные варианты использования материалов в производстве продукции
Показатели
Вид материала
А
Б
В
Г
Расход материала на ед. продукции в кг
0,63 0,72 0,55 0,67
Стоимость закупки 1 кг материала, руб. (без НДС)
244 225 250 230
Затраты материала на ед. продукции, руб.
?
?
?
?
Материалоемкость
?
?
?
?
73 4. Предприятие имеет возможность оплатить сразу всю стоимость матери- альных годовых запасов. Следует ли ему закупить и завезти весь годовой объем единовременно? Пояснить точку зрения.
5. Предприятие расположено рядом с месторождением сырья (транспорти- ровка занимает 15 минут). Какой график поставки сырья ему целесообразно ис- пользовать? Пояснить точку зрения.
ТЕМА 7. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Труд – один из важнейших факторов производства, наряду с капиталом и прочими экономическими ресурсами. За счет объединения ресурсов труда и ка- питала предприятие может создавать экономические блага.
Трудовые ресурсы предприятия – это совокупность работников различных профессий, категорий и квалификаций, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.
Выделяют следующие задачи управления трудовыми ресурсами пред- приятия:
планирование потребности предприятия в трудовых ресурсах;
поиск необходимых трудовых ресурсов всеми имеющимися способами: самостоятельно, с помощью менеджера по персоналу, обращаясь к услугам кадровых агентств и т. д.;
прием на работу персонала оптимальной численности и состава с точки зрения эффективности деятельности предприятия;
проведение мероприятий, направленных на повышение качества и ре- зультатов работы каждого отдельно взятого сотрудника (аттестация, контроль использования рабочего времени, повышение квалификации и т. п.);
постоянный поиск все более эффективных методов мотивации и повы- шения личной заинтересованности персонала предприятия (материальные сти- мулы, социальные гарантии и т. п.). в целях повышения производительности труда;
создание такой структуры управления трудовыми ресурсами, при кото- рой экономические интересы предприятия максимально совпадают с личными потребностями каждого сотрудника.
Характеристика категорий персонала предприятия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Персонал (трудовые ресурсы) предприятия –это совокупность физиче- ских лиц, состоящих с предприятием как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором трудового найма и входящих в его списочный состав
В зависимости от выполняемых функций персонал делится на следующие категории:
74
В мировой практике чаще всего используется классификация, при которой работники делятся на менеджеров и исполнителей. Менеджеры – это органи- заторы производства различных уровней.
В России персонал промышленных предприятий делится прежде всего, на
промышленно-производственный и непромышленный персонал.
К промышленно-производственному персоналу относятся работники, ко- торые непосредственно связаны с производством и его обслуживанием: рабо- чие производственных цехов и участков, заводских лабораторий, управленче- ский персонал.
К непромышленному персоналу относятся работники, занятые в непроиз- водственной сфере: жилищно-коммунальных хозяйствах, детских садах, столо- вых, принадлежащих предприятию и т. д.
По характеру выполняемых функций в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных раз- рядов (ОКПДТР) промышленно-производственный персонал (ППП) подразде- ляется на четыре категории:
руководитель;
специалисты;
служащие;
рабочие.
К руководителям относятся работники, занимающие должности руководи- телей предприятий и их структурных подразделений.
Руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделе- ний, предприятий, отраслей и их заместители, относятся к линейным. Руково- дители, возглавляющие коллективы функциональных служб и их заместители, относятся к функциональным.
Линейный руководитель – это руководитель подразделения, создающего продукт (начальник цеха. мастер – в производственных предприятиях, началь- ник отдела продаж – в торговых организациях и т. п.).
Функциональный руководитель – руководитель обеспечивающего подраз- деления (ОК, бухгалтерия, юридический отдел и т. п.)
По уровню, занимаемому в общей системе управления, все руководители подразделяются на руководителей низового звена, среднего и высшего звена.
К руководителям низового звена относят мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделе- ний внутри функциональных отделов и служб.
Руководители среднего звена – это директора предприятий, генеральные директора объединений, начальники крупных цехов.
Руководящие работники высшего звена – это руководители финансово- промышленных групп, генеральные директора крупных объединений, руково- дители функциональных отделов министерств, ведомств и их заместители.
К специалистам относятся работники интеллектуального труда (бухгалте- ры, экономисты, инженеры).
75
К категории «специалисты» относят служащих, выполняющих аналитико- конструктивные функции, обладающих специальными знаниями, навыками, умениями и опытом работы по определенному виду профессиональной дея- тельности, имеющих высшее (специалисты высшего уровня квалификации) или среднее специальное (специалисты среднего уровня квалификации) образова- ние, подтвержденное установленными законодательством видами документов.
В квалификационных характеристиках должностей специалистов преду- сматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наимено- вания внутридолжностное квалификационное категорирование: без категории,
II категория, I категория, высшая категория. При этом указание квалификаци- онной категории не образует новое наименование должности
Так как квалификационная категория является частью должности, то при ее присвоении в обязательном порядке необходимо исходить из квалификаци- онной характеристики каждой должности, которая имеет в т. ч. раздел «Квали- фикационные требования» (Единый квалификационный справочник должно- стей руководителей, специалистов и служащих РФ (далее – ЕКС, утв. Приказом
Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г.).
Аттестация специалистов на присвоение квалификационных категорий
(далее – аттестация) проводится в целях объективной оценки их профессио- нального уровня, морального и материального стимулирования профессио- нального роста, улучшения подбора и расстановки кадров, повышения ответст- венности работников за выполнение профессиональных обязанностей, развития творческой и деловой инициативы.
Для присвоения специалистам квалификационных категорий в организа- циях создаются соответствующие аттестационные комиссии.
Квалификационные категории присваиваются работникам последователь- но (вторая, первая, высшая) и в дальнейшем их подтверждение не требуется, если иное не предусмотрено законодательством, в т. ч. локальными норматив- ными правовыми актами.
Служащие – это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. (агенты по снаб- жению, машинистки, кассиры, делопроизводители, табельщики, экспедиторы.)
К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, пе- ревозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др.
Рабочие, в свою очередь, подразделяются на:
основных – непосредственно связаны с производством продукции (у стан- ка, на конвейере);
вспомогательных – связаны обслуживанием производства (слесарь, элек- трик, уборщица).
Квалификация рабочего характеризуется тарифными разрядами.