Файл: Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г. документ, выделяющий признаки государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Классификация органов гос-ва:
I. По способу возникновения:
1. Первичные
2. Производные
II. По объему властных полномочий или по предмету ведения:
1. Федеральные
2. Органы субъектов федерации
III. По широте компетенции:
1. Государственные органы общей компетенции
2. Государственные органы специальной
IV. По способу принятия решений или осуществления компетенции:
1. Коллегиальные
2. Единоначальные
V. По правовым формам деятельности:
1. Правотворческие
2. Правоприменительные
3. Правоохранительные
VI. По принципу разделения властей:
1. Законодательные
2. Исполнительные
3. Судебные
7. Понятие формы территориального государственного устройства, виды форм территориального государственного устройства и их характеристика.
Форма территориально-государственного устройства — это способ распределения власти на территории государства. Любое государство разделено на регионы, в разных странах они называются по-своему (штаты, провинции, республики, области).
По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.
Признаки унитарного государства:
Признаки федеративного государства:
Признаки конфедерации:
власти.
8. Охарактеризуйте основные подходы к типологии государств.
Формационный подход:
В основе формационного подхода к типологии государства лежат классово-экономическая теория происхождения государства и тип производственных отношений. Этот подход применялся в советской юридической науке, но и сегодня он не утратил своей актуальности. Формационный подход к типологии государства основывается на трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина.
Цивилизованный подход:
В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.
Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.
9. Перечислите и раскройте сущность основных теорий, объясняющих происхождение права.
Власть правителя страны аналогична власти главы семейства, а ее граждане рассматриваются как члены большой семьи, главой которой и является правитель. Издаваемые им законы должны исполняться всеми подданными, как все члены патриархальной семьи должны находиться в послушании у ее главы. Это необходимо для обеспечения стабильности и порядка в государстве.
Ее сторонники придерживаются мнения, что существуют высший божественный закон и основанное на нем естественное право, а все нормативные акты, принимаемые законодателями, должны этим нормам соответствовать.
Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов.
Право порождается самим народом, а ученые-правоведы должны уловить его суть и выразить ее в юридических формулировках. Затем эти тезисы законодатель должен заставить работать, а для этого их необходимо включить в общеобязательные нормативные акты.
В таком обществе право рассматривается сторонниками теории как государственный инструмент, применяемый для урегулирования общественных отношений. При этом правящий класс использует правовые нормы для принуждения представителей угнетенных классов. Так, по мнению марксистов, с помощью права закрепляется общественное неравенство.
10. Раскройте понятие нормы права, и перечислите ее признаки.
Норма права — это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкционированное) государством, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью государственного принуждения.
Признаки:
11. Виды норм права по различным основаниям и их характеристика.
Регулятивные нормы права по характеру предписаний, содержащихся в них: запретительная норма соответствует охранительной норме, однако их не следует путать. В запретной норме запрет совершать правонарушения (преступления) имеет регулятивный характер, поскольку ее соблюдение, связанное с не доведением до правонарушения (преступления), с поддержанием правопорядка. Например, административно-правовая норма, устанавливающая запрет заниматься определенным промыслом, является запретительной нормой. Охранная (уголовно-правовая) норма, которая указывает на конкретные преступления и меры наказания, предполагает запрет совершать преступления, но не содержит запрета, так как ее применение рассчитано на факт совершения преступного деяния, на нарушения правопорядка. В случае преступления происходит нарушение не охранной (уголовно-правовой) нормы, а регулятивной нормы из другой отрасли права обязывающей, запретительной или разрешительной. Охранительная правовая норма не нарушается, поскольку условием, вызывающим ее действие, служит акт преступления.
Запрет входит в содержание и обязывающей нормы. Устанавливая обязанность лица совершать определенные положительные действия, обязывающее норма содержит запрет сделать что-то иначе, чем это нужно для обеспечения интереса уполномоченного лица. При нарушении обязывающей нормы происходит посягательство не на запрет (как в запретной норме), а на позитивное обязывание.
Характеристика видов норм права
Нормы права по предмету правового регулирования (или по отраслям права):
– нормы конституционного права;
– нормы административного права;
– нормы уголовного права;
– нормы гражданского права;
– нормы трудового права;
– нормы экологического права.
Нормы права по методу правового регулирования (или по форме закрепления желаемого поведения субъектов права):
– императивные – нормы, выражающие в категорических предписаниях государства, четко обозначенные действия, не допускающие никаких отклонений от исчерпывающего перечня прав и обязанностей субъектов. Иначе: императивные нормы прямо предписывают правила поведения.
– диспозитивные – нормы, в которых государство предписывает вариант поведения, позволяют сторонам регулируемых отношений самим определять права и обязанности в отдельных случаях. Их называют «заполняющими», поскольку они восполняют отсутствие сделки и действуют лишь тогда, когда стороны регулируемых отношений не установили для себя иного правила, не договорились по данному вопросу (распознаются через формулировки: «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре» и др.). Иначе: диспозитивные нормы предоставляют свободу выбора поведения.
Нормы права по характеру воздействия на человека:
– поощрительные – нормы, устанавливающие меры поощрения за вариант поведения субъектов, который одобряется государством и обществом и заключается в добросовестном и производительном труде (например, правила выплаты премий).
– рекомендательные – нормы, устанавливающие варианты желательного с точки зрения государства поведения субъектов.
Нормы права по субординации в правовом регулировании:
– норма материального права – норма, что является первичным регулятором общественных отношений: содержит правило (права, обязанности, запреты), на основании которого возможно решение дела по существу. Например, нельзя совершать убийство.
– норма процессуального права – норма, устанавливающая оптимальный порядок применения норм материального права: содержит правило, на основании которого возможно решение дела по существу. Например, порядок расследования преступления, порядок вызова свидетелей в суд и прочее.
Нормы права по субъектам правотворчества:
– нормы органов представительной власти (содержатся в конституции, законах, кодексах);
– нормы главы государства (содержатся в указах, распоряжениях);
– нормы органов исполнительной власти (содержатся в постановлениях, приказах);
– нормы общественных объединений
Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Классификация органов гос-ва:
I. По способу возникновения:
1. Первичные
2. Производные
II. По объему властных полномочий или по предмету ведения:
1. Федеральные
2. Органы субъектов федерации
III. По широте компетенции:
1. Государственные органы общей компетенции
2. Государственные органы специальной
IV. По способу принятия решений или осуществления компетенции:
1. Коллегиальные
2. Единоначальные
V. По правовым формам деятельности:
1. Правотворческие
2. Правоприменительные
3. Правоохранительные
VI. По принципу разделения властей:
1. Законодательные
2. Исполнительные
3. Судебные
7. Понятие формы территориального государственного устройства, виды форм территориального государственного устройства и их характеристика.
Форма территориально-государственного устройства — это способ распределения власти на территории государства. Любое государство разделено на регионы, в разных странах они называются по-своему (штаты, провинции, республики, области).
По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.
Признаки унитарного государства:
-
Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы. -
На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика. -
Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центрального унитарного государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. -
В рамках унитарного государства допускается существование автономий (например, в составе Великобритании – Шотландия и Северная Ирландия). -
Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы.
Признаки федеративного государства:
-
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно- территориальных образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т.п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства. -
Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации. -
Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях. -
Конституционное законодательство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на подобного рода действия). -
Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим является глава государства (президент).
Признаки конфедерации:
-
Это, как правило, временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. Субъекты конфедерации объединяются на основе соответствующих договоров и обладают правом свободного выхода из состава конфедерации. -
Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно упрошено (без виз и деклараций). -
Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза. -
Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия. -
На уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ограничены исполнительные органы
власти.
-
Как правило, отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет. -
Конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются на унитарные государства или превращаются в федерации.
8. Охарактеризуйте основные подходы к типологии государств.
Формационный подход:
В основе формационного подхода к типологии государства лежат классово-экономическая теория происхождения государства и тип производственных отношений. Этот подход применялся в советской юридической науке, но и сегодня он не утратил своей актуальности. Формационный подход к типологии государства основывается на трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина.
Цивилизованный подход:
В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.
Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.
9. Перечислите и раскройте сущность основных теорий, объясняющих происхождение права.
-
Патриархальная теория
Власть правителя страны аналогична власти главы семейства, а ее граждане рассматриваются как члены большой семьи, главой которой и является правитель. Издаваемые им законы должны исполняться всеми подданными, как все члены патриархальной семьи должны находиться в послушании у ее главы. Это необходимо для обеспечения стабильности и порядка в государстве.
-
Теологическая теория
Ее сторонники придерживаются мнения, что существуют высший божественный закон и основанное на нем естественное право, а все нормативные акты, принимаемые законодателями, должны этим нормам соответствовать.
-
Естественно-правовая теория
Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов.
-
Историческая теория
Право порождается самим народом, а ученые-правоведы должны уловить его суть и выразить ее в юридических формулировках. Затем эти тезисы законодатель должен заставить работать, а для этого их необходимо включить в общеобязательные нормативные акты.
-
Марксистская теория
В таком обществе право рассматривается сторонниками теории как государственный инструмент, применяемый для урегулирования общественных отношений. При этом правящий класс использует правовые нормы для принуждения представителей угнетенных классов. Так, по мнению марксистов, с помощью права закрепляется общественное неравенство.
10. Раскройте понятие нормы права, и перечислите ее признаки.
Норма права — это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкционированное) государством, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью государственного принуждения.
Признаки:
-
правило поведения; -
оно исходит от государства; -
закреплено в определенной форме; -
общеобязательно; -
регулирует общественные отношения; -
выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.
11. Виды норм права по различным основаниям и их характеристика.
Регулятивные нормы права по характеру предписаний, содержащихся в них: запретительная норма соответствует охранительной норме, однако их не следует путать. В запретной норме запрет совершать правонарушения (преступления) имеет регулятивный характер, поскольку ее соблюдение, связанное с не доведением до правонарушения (преступления), с поддержанием правопорядка. Например, административно-правовая норма, устанавливающая запрет заниматься определенным промыслом, является запретительной нормой. Охранная (уголовно-правовая) норма, которая указывает на конкретные преступления и меры наказания, предполагает запрет совершать преступления, но не содержит запрета, так как ее применение рассчитано на факт совершения преступного деяния, на нарушения правопорядка. В случае преступления происходит нарушение не охранной (уголовно-правовой) нормы, а регулятивной нормы из другой отрасли права обязывающей, запретительной или разрешительной. Охранительная правовая норма не нарушается, поскольку условием, вызывающим ее действие, служит акт преступления.
Запрет входит в содержание и обязывающей нормы. Устанавливая обязанность лица совершать определенные положительные действия, обязывающее норма содержит запрет сделать что-то иначе, чем это нужно для обеспечения интереса уполномоченного лица. При нарушении обязывающей нормы происходит посягательство не на запрет (как в запретной норме), а на позитивное обязывание.
Характеристика видов норм права
Нормы права по предмету правового регулирования (или по отраслям права):
– нормы конституционного права;
– нормы административного права;
– нормы уголовного права;
– нормы гражданского права;
– нормы трудового права;
– нормы экологического права.
Нормы права по методу правового регулирования (или по форме закрепления желаемого поведения субъектов права):
– императивные – нормы, выражающие в категорических предписаниях государства, четко обозначенные действия, не допускающие никаких отклонений от исчерпывающего перечня прав и обязанностей субъектов. Иначе: императивные нормы прямо предписывают правила поведения.
– диспозитивные – нормы, в которых государство предписывает вариант поведения, позволяют сторонам регулируемых отношений самим определять права и обязанности в отдельных случаях. Их называют «заполняющими», поскольку они восполняют отсутствие сделки и действуют лишь тогда, когда стороны регулируемых отношений не установили для себя иного правила, не договорились по данному вопросу (распознаются через формулировки: «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре» и др.). Иначе: диспозитивные нормы предоставляют свободу выбора поведения.
Нормы права по характеру воздействия на человека:
– поощрительные – нормы, устанавливающие меры поощрения за вариант поведения субъектов, который одобряется государством и обществом и заключается в добросовестном и производительном труде (например, правила выплаты премий).
– рекомендательные – нормы, устанавливающие варианты желательного с точки зрения государства поведения субъектов.
Нормы права по субординации в правовом регулировании:
– норма материального права – норма, что является первичным регулятором общественных отношений: содержит правило (права, обязанности, запреты), на основании которого возможно решение дела по существу. Например, нельзя совершать убийство.
– норма процессуального права – норма, устанавливающая оптимальный порядок применения норм материального права: содержит правило, на основании которого возможно решение дела по существу. Например, порядок расследования преступления, порядок вызова свидетелей в суд и прочее.
Нормы права по субъектам правотворчества:
– нормы органов представительной власти (содержатся в конституции, законах, кодексах);
– нормы главы государства (содержатся в указах, распоряжениях);
– нормы органов исполнительной власти (содержатся в постановлениях, приказах);
– нормы общественных объединений