Файл: Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г. документ, выделяющий признаки государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Классификация органов гос-ва:

I. По способу возникновения:

1. Первичные

2. Производные

II. По объему властных полномочий или по предмету ведения:

1. Федеральные

2. Органы субъектов федерации

III. По широте компетенции:

1. Государственные органы общей компетенции

2. Государственные органы специальной

IV. По способу принятия решений или осуществления компетенции:

1. Коллегиальные

2. Единоначальные

V. По правовым формам деятельности:

1. Правотворческие

2. Правоприменительные

3. Правоохранительные

VI. По принципу разделения властей:

1. Законодательные

2. Исполнительные

3. Судебные

7. Понятие формы территориального государственного устройства, виды форм территориального государственного устройства и их характеристика.

Форма территориально-государственного устройства — это способ распределения власти на территории государства. Любое государство разделено на регионы, в разных странах они называются по-своему (штаты, провинции, республики, области).

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Признаки унитарного государства:

  • Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы.

  • На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика.

  • Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центрального унитарного государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

  • В рамках унитарного государства допускается существование автономий (например, в составе Великобритании – Шотландия и Северная Ирландия).

  • Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы.

Признаки федеративного государства:

  • Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно- территориальных образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т.п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства.

  • Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.

  • Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.

  • Конституционное законодательство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на подобного рода действия).

  • Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим является глава государства (президент).


Признаки конфедерации:

  • Это, как правило, временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. Субъекты конфедерации объединяются на основе соответствующих договоров и обладают правом свободного выхода из состава конфедерации.

  • Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно упрошено (без виз и деклараций).

  • Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза.

  • Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия.

  • На уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ограничены исполнительные органы

власти.

  • Как правило, отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет.

  • Конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются на унитарные государства или превращаются в федерации.

8. Охарактеризуйте основные подходы к типологии государств.

Формационный подход:

В основе формационного подхода к типологии государства лежат классово-экономическая теория происхождения государства и тип производственных отношений. Этот подход применялся в советской юридической науке, но и сегодня он не утратил своей актуальности. Формационный подход к типологии государства основывается на трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина.



Цивилизованный подход:

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.

9. Перечислите и раскройте сущность основных теорий, объясняющих происхождение права.

  • Патриархальная теория

Власть правителя страны аналогична власти главы семейства, а ее граждане рассматриваются как члены большой семьи, главой которой и является правитель. Издаваемые им законы должны исполняться всеми подданными, как все члены патриархальной семьи должны находиться в послушании у ее главы. Это необходимо для обеспечения стабильности и порядка в государстве.



  • Теологическая теория

Ее сторонники придерживаются мнения, что существуют высший божественный закон и основанное на нем естественное право, а все нормативные акты, принимаемые законодателями, должны этим нормам соответствовать.

  • Естественно-правовая теория

Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов.

  • Историческая теория

Право порождается самим народом, а ученые-правоведы должны уловить его суть и выразить ее в юридических формулировках. Затем эти тезисы законодатель должен заставить работать, а для этого их необходимо включить в общеобязательные нормативные акты.

  • Марксистская теория

В таком обществе право рассматривается сторонниками теории как государственный инструмент, применяемый для урегулирования общественных отношений. При этом правящий класс использует правовые нормы для принуждения представителей угнетенных классов. Так, по мнению марксистов, с помощью права закрепляется общественное неравенство.


10. Раскройте понятие нормы права, и перечислите ее признаки.

Норма права — это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкционированное) государством, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью государственного принуждения.

Признаки:

  • правило поведения;

  • оно исходит от государства;

  • закреплено в определенной форме;

  • общеобязательно;

  • регулирует общественные отношения;

  • выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.

11. Виды норм права по различным основаниям и их характеристика.

Регулятивные нормы права по характеру предписаний, содержащихся в них: запретительная норма соответствует охранительной норме, однако их не следует путать. В запретной норме запрет совершать правонарушения (преступления) имеет регулятивный характер, поскольку ее соблюдение, связанное с не доведением до правонарушения (преступления), с поддержанием правопорядка. Например, административно-правовая норма, устанавливающая запрет заниматься определенным промыслом, является запретительной нормой. Охранная (уголовно-правовая) норма, которая указывает на конкретные преступления и меры наказания, предполагает запрет совершать преступления, но не содержит запрета, так как ее применение рассчитано на факт совершения преступного деяния, на нарушения правопорядка. В случае преступления происходит нарушение не охранной (уголовно-правовой) нормы, а регулятивной нормы из другой отрасли права обязывающей, запретительной или разрешительной. Охранительная правовая норма не нарушается, поскольку условием, вызывающим ее действие, служит акт преступления.

Запрет входит в содержание и обязывающей нормы. Устанавливая обязанность лица совершать определенные положительные действия, обязывающее норма содержит запрет сделать что-то иначе, чем это нужно для обеспечения интереса уполномоченного лица. При нарушении обязывающей нормы происходит посягательство не на запрет (как в запретной норме), а на позитивное обязывание.

Характеристика видов норм права

Нормы права по предмету правового регулирования (или по отраслям права):


– нормы конституционного права;

– нормы административного права;

– нормы уголовного права;

– нормы гражданского права;

– нормы трудового права;

– нормы экологического права.

Нормы права по методу правового регулирования (или по форме закрепления желаемого поведения субъектов права):

– императивные – нормы, выражающие в категорических предписаниях государства, четко обозначенные действия, не допускающие никаких отклонений от исчерпывающего перечня прав и обязанностей субъектов. Иначе: императивные нормы прямо предписывают правила поведения.

– диспозитивные – нормы, в которых государство предписывает вариант поведения, позволяют сторонам регулируемых отношений самим определять права и обязанности в отдельных случаях. Их называют «заполняющими», поскольку они восполняют отсутствие сделки и действуют лишь тогда, когда стороны регулируемых отношений не установили для себя иного правила, не договорились по данному вопросу (распознаются через формулировки: «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре» и др.). Иначе: диспозитивные нормы предоставляют свободу выбора поведения.

Нормы права по характеру воздействия на человека:

– поощрительные – нормы, устанавливающие меры поощрения за вариант поведения субъектов, который одобряется государством и обществом и заключается в добросовестном и производительном труде (например, правила выплаты премий).

– рекомендательные – нормы, устанавливающие варианты желательного с точки зрения государства поведения субъектов.

Нормы права по субординации в правовом регулировании:

– норма материального права – норма, что является первичным регулятором общественных отношений: содержит правило (права, обязанности, запреты), на основании которого возможно решение дела по существу. Например, нельзя совершать убийство.

– норма процессуального права – норма, устанавливающая оптимальный порядок применения норм материального права: содержит правило, на основании которого возможно решение дела по существу. Например, порядок расследования преступления, порядок вызова свидетелей в суд и прочее.

Нормы права по субъектам правотворчества:

– нормы органов представительной власти (содержатся в конституции, законах, кодексах);

– нормы главы государства (содержатся в указах, распоряжениях);

– нормы органов исполнительной власти (содержатся в постановлениях, приказах);

– нормы общественных объединений