Файл: Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г. документ, выделяющий признаки государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, коммерческих организаций, трудовых коллективов предприятий (содержатся в уставах, инструкциях).

Нормы права по функциональной направленности (по функциям права):

– регулятивные (правила поведения), устанавливают права и обязанности субъектов (например, норма, которая закрепляет правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение, или норма, которая определяет порядок заключения брака).

– охранительные (стражи порядка) – устанавливают способы юридической ответственности за нарушение прав и невыполнение обязанностей, закрепленных в регулятивных нормах (например, норма Уголовного кодекса об ответственности за убийство).


12. Понятие «источник права», виды источников права и их характеристика.

Источники права - это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Здесь можно выделить такие понятия, как – «источник права в материальном смысле» и «источник права в идеологическом смысле».

В юридической литературе под источником в материальном смысле понимаются экономические, политические, социальные и иные условия жизни общества. Это понятие ведет свое начало от марксистского понимания соотношения права и экономических условий жизни общества как надстройки и базиса. Понятие «источник права в материальном смысле» отвечает на вопрос: откуда право берет начало? «В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют…содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения»i. Это «постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально- экономических отношений», «общественные (прежде всего экономические) условия, оказывающие решающее воздействие на содержание правовых норм, социальную обусловленность права вообще».

Об «источниках права в идеологическом смысле» говорят — правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.Ведь в законе не может быть ничего, что не содер­жалось бы в правосознании, выступающем, в качестве идейного (идеологического) источника норм права. Познав эту потребность, государство непосредственно формулирует установленную право­вую норму либо санкционирует уже сложившиеся в жизни пра­вила поведения и тем самым придает им качество юридической нормы. В


указанном смысле правосознание выступает в качестве идеологического источника права (в широком смысле этого слова). Источникам права характерны точность понятий (закон, указ и т.д.). Источникам права присущ официальный, публичный характер, они признаются государством.

Официальный, публичный характер источникам права практически придается двумя путями:

  • Путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются (издаются) компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;

  • Путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.

Таким образом, понятие источник права существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина источник, то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Виды источников права

Существуют три основных вида источников права:

  • Нормативные юридические акты - официальные документы, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы). К их числу в России относятся законы, нормативные указы, постановления, иные нормативные документы Президента, Правительства.

2. Санкционированные обычаи - вошедшие в привычку правила, которым государство придало общеобязательное значение, и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое, общеобязательное значение, дается либо путем отсылки на обычаи в нормативном акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.

3. Судебный или административный прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

Считаю необходимым рассмотреть более подробно некоторые источники права.
Юридический прецедент

В юридическом энциклопедическом словаре прецедент определяется как поведение в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствахiii. Судебный прецедент - решении по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же, или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решения или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение.



Судебный прецедент - один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, то есть там, где воспринята система общего права. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.

Следует, однако, подчеркнуть, что в разных странах даже одной правовой семьи судебный прецедент применяется по-разному. Правило прецедента в Англии, например, связано следующими положениями:

  • решения, вынесенные палатой лордов, обязательны для всех судов;

  • решения, принятые Апелляционным судом, обязательны как для всех нижестоящих судов, так и для самого этого суда (кроме уголовного права);

  • решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов и, не будучи строго обязательными, имеют весьма большое значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого Суда и Судом Короны.

В США правило прецедента не действует так жестко в силу особенностей федеративного устройства страны. Во-первых, Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям, и могут

таким образом изменить свою практику. Во-вторых, штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции лишь в пределах судебной системы данного штата.iv

Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени. Фактическая сила прецедента с годами даже возрастает, и суды не склонны отвергать давние прецеденты, если только они не явно ошибочны. Прецедент, может быть, отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала.v

Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так вот и при его наличии, этот постулат характерен для всей системы общего права.
Юридическая доктрина

Мнения ведущих ученых-юристов в большинстве правовых систем образуют право в собственном смысле слова. Однако в формировании модели правового регулирования значение научных работ в области права всегда было довольно велико.vi Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине. В романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в университетских стенах. Роль доктрины в современных условиях чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов.


В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи, с чем заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутых из трудов видных юристов, известны индусскому праву.
Религиозные тексты

Это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского, канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). В первую очередь следует назвать Коран и Сунну (Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописания пророка Мухаммеда), которые являются двумя главными источниками мусульманского права.vii

При этом необходимо в виду, что соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) - это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная система права.

13.Понятие и сущность юридической ответственности, признаки и виды юридической ответственности.

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение правонарушения

Под юридической ответственностью понимается обязанность субъекта к определенным действиям, поведению: нести лишения имущественного характера (уплата штрафа, конфискация, возмещение причиненного ущерба), личного характера (лишение свободы, обязанность претерпевать лишения, связанные с ущербом социальному престижу).

Сущность юридической ответственности заключается в отрица­тельной правовой оценке поведения правонарушителя от имени государства.

Особенности юридической ответственности:

1) Всегда оценивает прошлое:это ответственность за действие (бездействие), которое уже имело место, произошло.

2) Устанавливается за нарушение правовых требований
, а не за их выполнение.

Признаки юридической ответственности:

1) Обязательное наличие правонарушения как основание для её наступления.

2) Официальный характер государственного осуждения (порицания) поведения правонарушителя.

3) Всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные (материальные), моральные, физические, политические и иные.

4) Характер и объём лишений правонарушителя установлены в санкции правовой нормы.

5) Использование механизмов государственного принуждения.

6) Возложение лишений на правонарушителя, применение к нему государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определённых законом порядке и формах.

Данные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности.

Основные виды юридической ответственности

Наименование вида

За что наступает

Кто возлагает

В каких формах реализуется

Материальная

За ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации

Администрация предприятия, учреждения, организации

Штраф

Дисциплинарная

За дисциплинарные проступки (правонарушения)

Уполномоченное на то лицо

Замечание, выговор, увольнение + специальные формы (предупреждение и пр.), предусмотренные для отдельных категорий работников.

Гражданско-правовая

За гражданские проступки (правонарушения)

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф

Административная

За административные проступки (правонарушения)

Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т. д.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест и т. п.

Уголовная

За преступления

Суд

Лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. п.