Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технические воздействия, направленные на поддержание исправного технического состояния (ТО) или на восстановление утраченной работоспособности подвижного состава (ТР), выполняются по определённым технологиям.
Технология ТО и ремонта автомобиля представляет собой способ и приемы изменения технического состояния автомобиля с целью обеспечения его работоспособности.
Технология, в свою очередь, может быть реализована через технологический процесс (ТП), который является частью общего производственного процесса ТО и ремонта автомобилей в АТП или на предприятии автосервиса, т.к. для этого необходима соответствующая производственно-техническая база ПТБ (помещения, технологическое оборудование), персонал, материально - техническое снабжение, организация и управление процессом.
Технологический процесс (ТП) - это определенная последовательность выполнения работ и операций над автомобилем (агрегатом) в соответствии с техническими условиями (ТУ).
Соотношение понятий "технология" и "ТП" реализуется через понятие "организация". При этом под "организацией" понимается координация действий для достижения поставленной цели. Применительно к ТП ТО (ТР) предметом координации является число фаз процесса, их специализация и взаимосвязь фаз.
ТП должен обеспечивать высокое качество работ при наименьших затратах труда, времени и средств. Он состоит из совокупности технологических операций, каждая из которых является его частью, и выполняется одним или несколькими исполнителями (рабочими).
Операцией называется относительно законченный комплекс последовательных действий по обслуживанию агрегата (системы) автомобиля.
Примеры операций:
- заменить масло в картере двигателя;
отрегулировать свободный ход педали сцепления.
Операции состоят из одного или нескольких переходов.
Переход - часть операции, характеризуемая неизменностью применяемого инструмента. Примеры переходов:
- отвернуть сливную пробку;
-замерить величину свободного хода педали сцепления.
ТП ТО, Д, ТР автомобилей выполняются в производственном корпусе предприятия на рабочих постах и рабочих местах соответствующих зон, участков или производственных цехов, оснащенных необходимым оборудованием.
Рабочий пост - территория помещения, предназначенная для установки автомобиля и выполнения работ ТО, Д или ТР и оснащенная оборудованием и инструментом. На рабочем посту может быть несколько рабочих мест.
Рабочее место- производственный участок рабочего поста, обслуживаемый одним исполнителем. В производственных цехах рабочие места имеют самостоятельное значение.
Техническое диагностирование является процессом установления технического состояния агрегатов, узлов, систем и механизмов автомобиля с установленной точностью при помощи приборов и приспособлений без разборки объекта диагностирования. Диагностирование дает возможность выявить неисправности, для устранения которых необходимы регулировочные или ремонтные работы. По назначению, объему работ, месту и времени проведения диагностирование подразделяют на непрерывное и периодическое. Непрерывное диагностирование проводит водитель в процессе эксплуатации автомобиля. Периодическое диагностирование выполняют через определенный пробег. Кроме того, диагностирование может быть общим (Д-1) и поэлементным. При диагностировании Д-1 определяют техническое состояние узлов и агрегатов, которые обеспечивают безопасность дорожного движения, и оценивают пригодность автомобиля к эксплуатации. Общее диагностирование Д-1 выполняют перед проведением первого технического обслуживания - ТО-1.
Перечень работ, выполняемых в зоне общего диагностирования
Установить автомобиль на диагностический пост
Проверить давление в шинах (всех колес)
При необходимости довести давление в шинах до нормы
Проверить величину свободного хода педали тормоза
При необходимости отрегулировать ход педали тормоза
Проверить действие гидровакуумного усилителя тормоза
Установить автомобиль передними колесами на диагностический стенд
Проверить состояние и герметичность аппаратов и трубопроводов тормозной системы с гидро- или пневмоприводом
Проверить эффективность действия тормозов передних колес на стенде
При необходимости отрегулировать тормоза передних колес
Повторить проверку их действия на стенде
Установить автомобиль колесами заднего моста на диагностический стенд
Проверить эффективность действия колес заднего моста на стенде
При необходимости отрегулировать тормоза колес заднего моста
Повторить проверку их действия на стенде
Проверить действие стояночного тормоза
При необходимости отрегулировать стояночный тормоз
Повторить проверку его действия
Установить автомобиль на диагностический стенд для проверки и регулировки управляемых колес
Проверить люфт рулевого управления
Проверить силу трения в рулевом механизме
Проверить люфт в шарнирах рулевых тяг
Проверить люфт рулевого управления и состояние узлов привода управляемых колес
Проверить установку управляемых колес по величине боковых сил
При необходимости отрегулировать установку управляемых колес
Повторно проверить установку управляемых колес по величине боковых сил
Проверить действие приборов наружного оснащения и сигнализации
Вывести автомобиль с диагностического поста
Схема технологического процесса зоны технического обслуживания
Схема технологического процесса представлена на рисунке 1.2
| Зона ожидания | |
| | |
| Диагностиование тормозных систем | |
| | |
| Диагностирование рулевого управления | |
| | |
| Диагностирование внешних световых приборов | |
| | |
Д-1 | Проверка стеклоочистителей и стеклоомывателей ветового стекла | |
| | |
| Проверка колес и шин | |
| | |
| Проверка двигателя и его систем по токсичности отработавших газо | |
| | |
| Проверка прочих элементов конструкции (звуковой сигнал, зеркала, привод управления дверьми, сцепное устройство и т.д.) | |
| | |
| Зона ТО-1 | |
Рисунок 1.2 - Схема технологического процесса Д-1
2Расчетно-технологический раздел
2.1 Выбор исходных нормативов периодичности технического обслуживания и пробега до капитального ремонта их корректирование
Исходными данными для планирования ТО автомобилей являются марочный и количественный состав автопарка; среднесуточный пробег автомобилей; природно-климатические условия. Исходные данные приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Исходные данные
Марка, модели подвижного состава | Списочное количество автомобилей Асп | Количество дней эксплуатации в году Дг | Среднесуточный пробег, lсс |
Chevrolet Aveo | 85 | 253 | 85 |
2.2Выбор исходных нормативов продолжительности простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте и их корректирование
Периодичность ТО-1, ТО-2 и КР км, определяем по формулам
км, (1) | |
где - нормативная периодичность i -го ТО (для ТО-1 i=1; ТО-2 i=2) для эталонных условий.
Таблица 2.2– Нормативные значения пробега на ТО-1, ТО-2, км
Марка автомобиля | L1н | L2н | Lкрн | К1 | К3 |
Chevrolet Aveo | 3000 | 12000 | 175000 | 0.9 | 0.9 |
L1= 3000 х 0.9х0.9=2430 км
L2= 12000 х 0.9х0.9=9720 км
Определяем величину кратности ТО-1 по формуле
n1=L1/Lсс (2)
где Lсс- среднесуточный пробег, км.
Полученное значение величины кратности ТО-1 округляют до целого числа в меньшую сторону