Файл: Организационно-экономические проблемы развития сельской электроэнергетики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Лекция

Дисциплина: Электротехника

Добавлен: 02.02.2019

Просмотров: 1960

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмпирические данные показывают, что коррупция вызывает:

  • неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;

  • неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны;

  • потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;

  • потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;

  • разорение частных предпринимателей;

  • отток квалифицированных кадров в другие страны[21];

  • снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;

  • понижение качества общественного сервиса;

  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность;

  • неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты;

  • рост социального неравенства;

  • усиление организованной преступности — банды превращаются в мафию;

  • ущерб политической легитимности власти;

  • снижение общественной морали[22].

Лекция 9 деловая этика


Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета и т.п.

Интересным является тот факт, что общей основой деловой этики служит понимание труда как нравственной ценности. А труд становится моральной ценностью, если воспринимается не только как источник средств существования, но и как способ формирования человеческого достоинства. При этом решаются традиционные этические проблемы: проблема морального выбора превращается в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания; проблема смысла жизни становится проблемой смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается как долг профессиональный; моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку.

В целом, совокупность этических правил и норм поведения, разделяемых участниками того или иного корпоративного социума (акционерами, директорами, менеджерами, работниками) оформляется посредством документов деловой этики, благодаря которым создаются определенные модели поведения и совместной деятельности, а также внутрикорпоративные механизмы, обеспечивающие их применение участниками корпоративного социума в отношениях между собой и с внешней средой (государством, деловыми партнерами и т. д.).

Поскольку документы деловой этики утверждаются советом директоров или общим собранием акционеров, они становятся внутренними (локальными) документами компании и приобретают определенное юридическое звучание. Их несоблюдение может повлечь для нарушителей применение санкций, предусмотренных уставом и внутренними документами компании.


Документы деловой этики выполняют широкий спектр задач, которые могут быть сведены к реализации двух основных функций: репутационной и управленческой.

Репутационная функция заключается в повышении доверия к компании со стороны потенциальных инвесторов (акционеров, банков, инвестиционных компаний) и деловых партнеров (клиентов, поставщиков, подрядчиков и т. д.). Наличие у компании документа деловой этики уже становится своеобразным брендом, признаком ее успешности и необходимым условием высокой деловой репутации. В результате принятия и внедрения документа деловой этики в деятельность компании растет ее инвестиционная привлекательность, имидж компании выходит на качественно более высокий уровень.

Управленческая функция документов деловой этики состоит в регламентации и упорядочивании корпоративного поведения в сложных и неоднозначных ситуациях с точки зрения соблюдения принципов этики, честности и добросовестности. Управленческая функция обеспечивается:

1) формированием этических аспектов корпоративной культуры между заинтересованными лицами внутри корпорации (акционерами, директорами, менеджерами и работниками). Документ деловой этики, внедряя корпоративные ценности внутри компании, выкристаллизовывает корпоративную идентичность данной компании и в результате повышает качество стратегического и оперативного управления в ней;

2) регламентацией приоритетов в отношениях с внешними заинтересованными лицами (поставщиками, потребителями, кредиторами и т. д.);

3) определением порядка и процедуры разработки и принятия решений в сложных этических ситуациях;

4) перечислением и конкретизацией форм поведения, недопустимых с позиции этики.

Наиболее распространенными типами документами деловой этики являются декларации и кодексы, которые являются своеобразными сводами законов внутрикорпоративного пользования – одной из эффективных форм регулирования и контроля деятельности предприятия или организации.

1. Основы деловой этики

1.3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях

Универсальные принципы деловой этики

Современные всеобщие этические принципы деловой этики основаны на аксиомах мировой философии и проверены многовековой практикой деловых отношений. Данные принципы бизнеса удачно сформулированы американским социологом Л. Хосмером:

1.  Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании. Принцип основан на учении древнегреческой философии (Протагор) о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между долгосрочными и краткосрочными интересами. 

2.  Никогда не делай того, о чем нельзя бы было сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о чем можно было бы с гордостью объявить на всю страну. Принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях честности, открытости и умеренности. 


3.  Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует  формированию чувства общности и работы на одну общую цель. Принцип основан на заповедях всемирных религий (Святой Августин), призывающих к добру и осознанию взаимосвязи и  взаимозависимости.

4.  Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества. Принцип основан на учении Гоббса и Локка о роли государства как  арбитра в конкуренции между людьми за блага.

5.  Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели  вреду для общества, в котором ты живешь. Принцип основан на этике утилитаризма – практической пользе нравственного поведения, разработанной И. Бентамом и Джоном С. Миллем.

6.  Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации. Принцип основан на императиве Канта о правиле универсальной, всеобщей нормы. 

7.  Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других. Принцип основан на взглядах Руссо и Джефферсона на права личности.

8.  Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат, ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства. Принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке.

9.  Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в обществе. Принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса.

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы правам другого человека на саморазвитие и самореализацию. Принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества. 

Международные этические принципы бизнеса

Декларация Ко[2] «Принципы бизнеса» принята в 1994 году в Швейцарии руководителями крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии в стремлении синтезировать морально-этические принципы ведения бизнеса восточной и западной деловых культур. Преамбула Декларации Ко констатирует: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не  достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются ответственность за политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов участников бизнеса». Декларация Ко является концентрированным сводом этических принципов международного бизнеса. Принципы Декларации Ко:

1.  Ответственность бизнеса: от акционеров – к владельцам доли в бизнесе.

2.  Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу.

3.  Этика бизнеса: от буквы закона – к духу доверия.

4.  Уважение правовых норм.

5.  Поддержка многосторонних торговых отношений.


6.  Бережное отношение к окружающей среде.

7.  Избегать противозаконных действий.

Принципы международного бизнеса (Декларация Ко) – мировой этический стандарт, в соответствии с которым можно строить и оценивать  поведение в сфере международного бизнеса.

Нормами деловой этики можно считать:

1.  Честность, порядочность и надежность.

2.  Уважение прав собственности.

3.  Коллегиальность.

4.  Конструктивная критика, исправление этических ошибок и бесконфликтность.

5.  Экологический принцип.

6.  Соответствие осуществляемой деятельности требованиям закона и иных правовых норм.

7.  Направление информации о чьем-либо незаконном или неэтичном поведении в руководящие органы компании или в государственные органы.

8.  Гедонистический принцип.

9.  Благотворительность.

10. Корпоративная социальная ответственность.

11. Профессионализм, компетентность и информированность.

12. Информированное согласие.

13. Конфиденциальность и профессиональная тайна.

14. Сотрудничество при конфликте интересов.

15. Защита и надлежащее использование активов корпорации.

16. Борьба с коррупцией.

Принципы этики деловых отношений

1.  Общепринятым является центральное место так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, коллегам своего служебного уровня, клиентам и т.п. таких поступков, которых не желал бы видеть по отношению к себе».
          Порядок рассматриваемых далее принципов не обусловлен их значимостью:

2.  Необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами.

3.  Этическое нарушение обязательно должно быть исправлено независимо от того, когда и кем оно было допущено.

4.  Максимум прогресса – служебное поведение и действия сотрудников признаются этичными, если они способствуют развитию организации с моральной точки зрения.

5.  Минимум прогресса – действия сотрудников признаются этичными, если они хотя бы не нарушают этических норм.

6.  Этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям и традициям других организаций, регионах, странах.

7.  Разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

8.  Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

9.  Не следует бояться иметь свое мнение при решении любых служебных вопросов (нонконформизм должен быть в разумных пределах).

10. Никаких форм насилия, «нажима» на подчиненных.

11. Постоянство воздействия – этические стандарты могут быть успешно внедрены в жизнь организации с помощью непрекращающихся усилий со стороны руководство и всех сотрудников.

12. При воздействии на кого-либо (подчиненного, потребителя и т.п.) необходимо учитывать силу возможного противодействия.


13. Целесообразность авансирования доверия – к компетенции сотрудника, чувства его долга и т.п.

14. Стремление к бесконфликтности.

15. Наличия свободы, не ограничивающей свободы других.

16. Принцип способствования сотрудниками этичному поведению других.

17. Недопустимость критики «внутреннего» и «внешнего» конкурента.