Файл: Тема Общие проблемы малой группы. Динамические процессы в малой группе. Развитие малой группы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Тема 4. Общие проблемы малой группы. Динамические процессы
в малой группе. Развитие малой группы.
Малая группа — немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Особой характеристикой в определении понятия малой группы является её включённость в социальный мир, поэтому американский психолог Роджер
Браун к важным признакам малой группы относит осознание её существования другими лицами, находящимися вне группы.
Групподинамические процессы и их характеристика
Термин «групповая динамика» использован К.Левиным для обозначения реализуемого в его научной школе направления исследований, основанного на принципах гештальтпсихологии.
Сегодня данное понятие широко используется в социальной психологии, обозначая совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, развернутых во времени и характеризующих весь спектр жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие стагнацию, регресс, распад, а также процессы руководства и лидерства.
Принятия групповых решений, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры, сплочение, конфликты, групповое давление.
Группообразование – процесс превращения случайной общности людей в дееспособную малую группу. Для того, чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий:
Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи.
Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и неформальных взаимоотношений. Общение людей между собой – это непременное условие их совместной деятельности.
Время взаимодействия. Установление контактов не происходит мгновенно.
Требуется определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.
Численность группы. Существуют разные подходы относительно размеров малых групп. Минимальная группа составляет 3 человека. Далее есть предельное число 7, или иногда «+» «-» 2 (то есть от 5 до 9 человек. Именно такое число людей хорошо запоминает каждый из нас и может наблюдать за их высказываниями и действиями. Далее возможно ограничения малых групп до
2 15-16 человек – это состав, в котором комфортно коммуницировать небольшому коллективу, учебной или терапевтической группе.
Совместная деятельность. Достижение общегрупповых целей возможно только в процессе совместной деятельности. Совместно-индивидуальная деятельность предполагает ориентацию участников на общий предмет труда.
Пример – бригада станочников, где каждый выполняет свое индивидуальное задание, или коллектив преподавателей школы. Где каждый учитель в определенные часы обучает учеников своему делу. Общий для участников является предмет труда (сырье, заготовки, класс учеников) Каждый член прилагает свои индивидуальные усилия для преобразования общего предмета труда.
Совместно-последовательная деятельность предполагает не только общий предмет труда, но и организованный определенным образом процесс труда.
Например, конвейерное производство.
Совместно-взаимосвязанная деятельность предполагает не только общий предмет труда и жесткую организацию процесса, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. Например, сборка корпуса автомобиля.
Выработка групповых норм. Норма (от лат. – «norma» - руководящее начало, правило, образец) – узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Нормы являются определенными правилами, регламентирующими взаимоотношения членов группы и их поведение.
Согласование норм необходимо для обеспечения функционирования группы как целого.
Формирование структуры группы - это упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности.
Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных. Статус человека в группе определяется его положением
(позицией, местом) в системе групповых взаимодействий и взаимоотношений.
Групповые феномены.
Группы оказывают влияние на людей, находящихся в них. Разные формы влияния групп на людей описывается понятием «групповые феномены, или эффекты». Рассмотрим некоторые групповые эффекты.
Эффект социальной фасилитации – это усиление доминантных реакций в присутствии других. Данный эффект открыл Норман Триплет в 1897 году.
Причины социальной фасилитации:
- социальное возбуждение от присутствия других людей и
- боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают.
Последствия фасилитации также могут быть как позитивными, так и негативными: отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную сферу и вызывает возбуждение.
Эффект принадлежности группе, так называемая групповая
3 идентификация.У людей, принадлежащих группе, формируется чувство «мы».
Данный эффект по-разному называется в социальной психологии: у
Макдауголла – стадный инстинкт. Фрейд – идентификация. Английские психологи Тэжфелл и Тернер ввели понятие «групповой идентификации».
Конформизм.
Конформизм — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Зачастую в качестве синонима используется также слово конформи́зм (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный»). Но последнее в обыденном языке означает приспособленчество, приобретая негативный оттенок, а в политике конформизм является символом соглашательства и примиренчества. Поэтому в социальной психологии разделяют эти два понятия, определяя конформность как чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определённого стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.
Причём давление может исходить как от конкретного человека или малой группы, так и со стороны общества в целом.
Конформность — свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности.
Эффект диффузия ответственности. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Ученик Меде – Макс Рангельман обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т.е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.
Факторы социальной лени:
- Снижение ответственности за собственные результаты;
- Численность группы: чем больше группа, тем выше лень
- Гендерные различия; женщины в меньшей степени проявляют социальную лень.
Эффект синергии: - прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т.е. отвечает требованию 1+1 > 2. Этот эффект изучали Бехтерев В.М. и Ланге
М.В.. В их работах установлено, что группа по успешности может действительно превосходить индивидуальную успешность отдельных людей.
Это проявляется не только в интеллектуальной сфере нго и в полвышении наблюдательности людей в группе, точности восприятия и оценок, объема памяти и внимания. Эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодейтсвия. Однако при решении
4 сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди» по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.
Групповая сплоченность.
Групповая сплоченность – характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных отношений и взаимодействий в группе, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы.
Принадлежность человека к сплоченной группе, как правило, доставляет ему положительные переживания. В сплоченной группе люди ощущают поддержку от других, их заинтересованность. Поведение людей в таких группах отличает большей искренностью, желанием общаться и сотрудничать.
Исследования сплоченности первоначально проводились в школе групповой динами К.Левина, где данный феномен рассматривался как характеристика группы как общности, основу которой составляют межличностные эмоциональные связи
(Л.Фестингер).
Сплоченность интерпретировалась как привлекательность и полезность группы для индивида.
Сплоченной считалась группа, члены которой сильно притягиваются ее участники.
Кроме того, сплоченной группа считалась и в том случае, если ее члены рассматривали членство в ней как привлекательность и полезность для себя. В социометрии был предложен индекс сплоченности, который рассчитывался как частное отделения количества взаимных выборов, сделанных членами группы в процессе ее исследования при помощи социометрической методики, на их максимально возможное число.
В концепции А.В.Петровского сплоченность группы понималась как ценностно-оринтационного и предметно-ценностного единства.
Экспериментальные исследования неоднократно показывали, что эффективность групповой деятельности в сплоченных группах значительно выше, чем в группах разобщенных, недружных.
Предпосылками сплоченности являются срабатываемость
(функциональная характеристика группового взаимодействия) и совместимость
(эмоциональная характеристика).
Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально- психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят:
А) характер межличностных эмоциональных отношений членов группы
(взаимные симпатии, общие интересы. Эмоциональные переживания)
Б) характер отношений между членами группы в процессе принятия совместной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество);
В) характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения членов группы.