Файл: Программа работы со слабоуспевающими учениками Рахматуллиной Зульфии Гилимьяновны, учителя русского языка и литературы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
Занятие 11. Уточняющие и пояснительные члены предложения. Присоединительные члены предложения. Обороты, вводимые сравнительными союзами
Занятие 12. Сравнительные обороты и обороты, вводимые сравнительными союзами: как, будто, как будто, словно, точно, подобно, нежели, чем, что (в значении словно) 32
Устойчивые сочетания слов
Занятие 13. Отсутствие запятой в устойчивых сочетаниях {гол как сокол, работать не покладая рук и т. д.).Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.
Занятие 14. Вводные слова, сочетания и предложения. Вставные конструкции.
Занятие 15. Обращение. Междометия. Слова-предложения да и нет.
Прямая речь. Диалог. Цитаты
Занятие 16. Виды предложений: простое (назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, обобщённо-личное) и сложное (бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое). Бессоюзное сложное предложение
Занятие 17. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Союзные сложные предложения. Сложносочинённое предложение
Занятие 18. Запятая и точка с запятой в сложносочинённом предложении. Тире и двоеточие в сложносочинённом предложении. Отсутствие запятой между частями сложносочинённого предложения.
Занятие 19. Структура сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём. Подчинительные союзы и союзные слова. Границы придаточных предложений.
Занятие 20. Основные группы придаточных предложений. Придаточные предложения с разными видами подчинения
Занятие 21. Последовательное подчинение. Параллельное подчинение. Однородное подчинение. Однородные придаточные без второго союза. Неоднородное подчинение.
Занятие 22. Комбинированное подчинение.
Занятие 23. Сложноподчинённые предложения в составе сложных. Роль союза и в предложении.
Занятие 24. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость.
Обособленные обороты в сложноподчинённом предложении
Занятие 25. Деепричастные обороты в составе сложных предложений.
Придаточные предложения внутри деепричастных оборотов. Союз и в предложениях, осложнённых деепричастными оборотами
Занятие 26. Причастные обороты в составе сложных предложений. Придаточные предложения внутри причастных оборотов. Союз и в предложениях, осложнённых причастными оборотами
Занятие 27. Обособленные определения, обстоятельства, дополнения, вводные слова и обращения, пояснительные и вставные конструкции в составе сложных предложений. Придаточные предложения внутри обособленных конструкций
Занятие 28. Пунктуация при составных союзах. Пунктуация на стыке подчинительных союзов
Занятие 29. Отсутствие запятой перед придаточным предложением, присоединённым союзом с частицей не, связкой союзов и придаточным предложением, состоящим из одного союзного слова.
Занятие 30. Отсутствие запятой в устойчивых словосочетаниях с союзными словами (неясно где, всё равно как, больше чем и т. д.).
Занятие 31. Тире и двоеточие в сложноподчинённом предложении.
Занятие 32. Знаки препинания до и после сочинительных союзов и, а, но, однако.
Занятие 33. Союз как в придаточных предложениях, в сравнительных оборотах, в оборотах уподобления, в составных союзах и в устойчивых сочетаниях
Занятие 34. Союзы и союзные слова в придаточных предложениях, устойчивых сочетаниях, в ряду однородных членов. Союз и частица ли в придаточных предложениях.
Занятие 35. Употребление тире, двоеточия, точки с запятой.
Используемая литература
Ахременкова Л. А. «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык.» 5 - 9 классы, пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, выпущенное издательством «Просвещение»
-
Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория.Учебник для 5 — 9 классов. М. 1992 и сл. -
Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык: Справочник для учащихся. Под ред. Н. М. Шанского. М. 1984 и сл.
-
Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. П. Краткий справочник по современному русскому языку. /Под ред. П. П. Леканта. М. 1991. -
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. М. 2005. -
Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 10 кл. Учебное пособие. 11 кл. Учебное пособие М.2007. -
Пахнова Т. М. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. М. 2004. -
Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке (любое издание). -
Русский язык. Полный справочник школьника и абитуриента. / Сост.М. Е. Булаева. М. 2005. -
Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык. 9 класс./ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, А. О. Татур. М. 2007. -
Сенина Н. А. и др. Русский язык. 9 класс. Подготовка к аттестации. Ростов н/Д. 2008. -
Тимошенко Т. Е. Работа над текстом. Единый государственный экзамен. Часть С. М. 2008. -
Шапиро Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5 — 9 классы. М. 2002.
Приложение
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
(список учащихся составляется ежегодно)
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих.
На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Список слабоуспевающих учащихся в 2012-2013 учебном году
№ п/п | ФИ ученика | Примечание (пед.запущенноть, болезнь и пр. (примерно) | Результат на конец четверти ( не успевает по русскому языку) | Итог учебного года | |||
1 чт | 2 чт | 3 чт | 4 чт | ||||
1 | Гилалов Фанис |
| 2 | 2 | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
(Примерные характеристики запущенности:
Низкие способности, пропуски по болезни, низкая техника чтения;
Недостаточная домашняя подготовка, пропуски по болезни;
Недостаточная работа на уроке, низкие способности, низкая техника письма и счета;
Пропуски занятий по болезни, отсутствие навыков самостоятельности в работе, дополнительная нагрузка во вне школьных учреждениях;
Гиперактивный, низкая техника чтения и письма, отсутствие навыков самостоятельности неблагоприятная обстановка в семье;
Недостаточная работа на уроке, низкие способности, пропуски, дополнительные занятия спортом;
Педагогическая запущенность, перевод из одного класса в другой, разные комплекты учебников, инвалид по зрению.
Памятка учителю в работе со слабоуспевающими учащимися
-
Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника. -
Помни что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика. -
Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь. -
Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят. -
Не нужно гнать за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить. -
Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся. -
Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения. -
Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п. -
Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научись строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому. -
У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше – нагляднообращеное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ). -
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока. -
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору. -
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха. -
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр. -
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. -
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. -
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности. -
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала. -
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. -
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Кроме этих основных правил существуют ещё и некоторые другие, а именно: не ставь оценку ученику, пока не научишь его. Помни, что есть ученики (их немного), которые не всё могут освоить. Не убивай оценками в них человека.
Рекомендации и необходимые условия по
работе с неуспевающими детьми.
-
He ставьте ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа. -
Желательно, чтобы ответ был в письменной форме. -
Путем правильной тактики опросов и поощрения нужно формировать у
детей уверенность в знаниях и в себе. -
Неудачи учеников следует оценивать осторожно, так как они и сами
болезненно относятся к ним. -
Не требовать немедленного включения в работу, так как их активность
возрастает постепенно. -
Оценивай действия, а не личность. -
Ставьте перед ребенком реальные задачи, учитывая его возможности. -
Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные
качества, авансируйте успех. -
Формируйте положительную мотивацию к учению. -
Используйте опоры, схемы, памятки. -
Учитывайте состояние здоровья детей.
Не раздражайтесь, будьте терпимы и настойчивы. Помните: максимум поощрения, минимум наказания!