ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Проанализируйте материалы занятия. Создайте таблицу и перечислите основные этапы развития психологии в ее разделах. Охарактеризуйте в таблице кратко каждый этап.

2. Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая. В частности, в первобытном обществе было представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов, причем эта душа представлялась существующей независимо от «тела» (анимизм, анимистические взгляды на психику: душа и тело существуют параллельно и независимо друг от друга). Почему тогда были возможны эти взгляды, на каких наблюдениях они основывались? Почему они до сих пор живы в виде обязательных элементов некоторых современных религиозных верований?

3. Кто автор идеалистической трактовки сознания? Как вы считаете, связана ли эта трактовка с рождением интроспекции как метода психологии? Имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? (Если наблюдаются, то приведите пример, а если нет, то как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?)

4. К XX в. развитие психологических знаний прошло путь от анимистических представлений древних до понятия о психике как субъективном образе объективного мира. Покажите, какие факты, добытые наукой в разные периоды, привели, в конечном счете, к выводу о психике как субъективном образе объективного мира (перечислите основные вехи на этом пути).

1.


Название и время


Предмет психологии, его содержание


Методы исследования
психики


Основные достижения


I этап.
Донаучный,
до VII—VI вв. до н.э.


Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций


Нет


Общее представление об
охранительной и активной
роли души


II этап.
Философский
VII—VI вв. до н.э.—
конец XVIII -
начало XIX в.


Античная
психология


Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции
поведения


Специальных методов нет, используются методы других наук — философии, медицины, математики при
исследовании содержания и функций души


Определение основных
проблем психологии, связанных с исследованием
познания, активности
души, способов регуляции
поведения и пределов свободы человека





Психология
Средневековья


Душа, исследование ее видов, активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного по-
знания мира


Появление собственно психологического метода — интроспекции


Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии
масс





Психология
Возрождения
и Нового
времени


Сознание — его содержание и пути его формирования


Интроспекция и частично
логика — методы индукции,
дедукции, анализа и т.д.


Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное


III этап.
Ассоцианистическая
психология,
конец XVIII -
начало XIX в. —
середина XIX в.


Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего — познавательные
процессы, а также (в конце этого периода) и поведение


Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения)


Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики,
дальнейшее развитие концепций бессознательного


IV этап.
Экспериментальная
психология,
середина XIX —
начало XX в.


Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы


Экспериментальный метод, а также интроспекция
и анализ результатов творческой деятельности как
человека, так и народа в целом, появление первых тестов


Появление экспериментальной психологии, первых теорий ‘психологии
народов‘ новых данных
о психических процессах
(прежде всего памяти).
Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса


V этап.
Методологический
кризис и разделение пси-
хологии
на отдельные школы
10-30-е гг. XX в.


Появление нескольких предметов психологии. Вначале — элементы психики (структурализм), функции психики, ォпоток сознанияサ
(функционализм). Затем — глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики(гештальтпсихология), высшие психические
функции и деятельность (советская психология)


Появление новых методов,
важнейшие из которых —психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса
изучения, формирование
связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей
(гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология)


Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий
изучения и развивающего
обучения, творческого
мышления. Появление
первых экспериментальных исследований личности, введение культуры и
социального окружения
как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии


VI этап.
Дальнейшее развитие пси-
хологических школ
(40-60-е гг.)


Появление новых направлений, для которых
предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и
этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология)


Появление опросников,
новых экспериментальных
методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта


Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем
психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий


VII этап.
Современная
психология (60-е гг. —
конец XX в.)


Развитие предмета психологии в рамках от-
дельных психологических школ


Совершенствование методов экспериментального
исследования психики, появление разнообразных
диагностических методик


Появление тенденции к
объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ



2. Возникновение таких взглядов на природу психики было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. В настоящее время анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований.В современных религиях анимизм представлен немного в другом виде, а именно в виде монотеизма – веры в одного Бога – сверхъестественной сущности, создавшей всё и влияющей на всё в целом.

3. Идеалистическая трактовка сознания (Плотин, Августин, III V вв н.э.) и ее связь с рождением интроспекции как метода психологии.

Постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекцииявляются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. К 40-м годам как концепция дуализма, так и термин «интроспекция» в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания. В действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина «интроспекция», а не от самого метода. Последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в: 1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; 2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; 3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации).
4. Анимизм, тотемизм; Гиппократ: учение о темпераментах; Алкмеон: мозг – орган души; Анаксагор: «ум» как начало вещей; софисты: учителя мудрости; Сократ: познай самого себя; Платон: душа и царство идей; Аристотель: душа – способ организации тела; психологические воззрения в эпоху эллинизма; стоики; эпикурейцы; Гален; Плотин: понятие о рефлексии; Августин: понятие о внутреннем опыте; Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»; Бенедикт Спиноза: Бог – Природа; Лейбниц: проблема бессознательного; Томас Гоббс: ассоциация идей; Джон Локк: два вида опыта; Гартли: основоположник ассоцианизма; Беркли: вещь как комплекс; Сеченов, Павлов — рефлексы как основа психологии поведения.



Астафьева Н.В.