Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отчет о выполнении заданий по учебной практике
Задание 1. Ознакомиться с ФГОС ООО (основное общее образование 5-9 кл.), принятом от 17.12.2010 и от 31.05.2021, выписать требования к математической подготовке учащихся в следующую таблицу:
Требования к математической подготовке учащихся (предметные результаты) | |
ФГОС | ФГОС |
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно -познавательных и учебно -практических задач; 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анали - зировать, интерпретировать данные; 5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. | 1) сформированность системы знаний о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; 2)сформированность вычислитель - ных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: а)достоверность/реальность, б)соответствие правилу/алгоритму;
распознавать, изображать (от руки) и с помощью инструментов геометрических фигур (с заданными измерениями) с помощью чертёжных инструментов; овладение простейшими способами измерения длин, площадей; 4) сформированность основ логического и алгоритмического мышления: распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения в простейших случаях в учебных и практических ситуациях; приводить пример и контрпример; строить простейшие алгоритмы и использовать изученные алгоритмы (вычислений, измерений) в учебных ситуациях; а)овладение элементами математи- ческой речи формулировать утверждение (вывод, правило), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые) использованием связок «если …, то …», «и», «все», «некоторые»; 6) приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической форме (простейшие таблицы, схемы, столбчатые диаграммы) и текстовой форме: - извлекать, -анализировать, -использовать информацию и делать выводы, -заполнять готовые формы данными; 7) использование начальных математических знаний при решении учебных задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений. |
В чём проявляется различие требований в двух стандартах? (ответ обосновать, указать свое мнение) | |
Так как , обучение в настоящее время проходит в очном и дистанционном формате и постановка учебных задач и их решение внесло множество корректив в процесс образования, и более расширило подход к предмету математики, оцениванию результатов и оцениванию качества преподаваемого предмета. В ФГОС внесены многие критерии и коррективы по реализации собственных программ в рамках закона, более полная реализация целей и задач , оценочная база и составление анализа и реализация программ основного общего образования. Опираясь на Федеральный Закон «Об образовании 273 с изменениями на 30.12. 2021г. В настоящее время с первого января 2023г. , государственной Думой РФ введён обновлённый ФГОС для качественной реализации программ общего школьного образования, как очного, так и дистанционного обучения. Для детей с ограниченными возможностями и для одарённых детей. Формирование оценочных критериев не только для обучающего, но и для педагогического работника. Разработка и реализация более полного и доступного материала анализ и оценка собственных результатов и результатов обучающихся. |
Отличия ФГОС ООО | ||
Элементы сравнения | ФГОС 1 (что не перенесли в новый ФГОС) | ФГОС 2 (что было добавлено, изменено) |
Структура стандарта | Срок получения ООО – 5лет Не установлено сокращение. Общие, размытые формулировки; Не уделено внимание дистанционному обучению. Нет требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариатив-ность программ. В качестве предметных результатов по предметам нет элементов финансовой грамотности. Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика» Единый уровень требований по предметам Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и не 6020 часов Не уделено внимание дистанционному обучению Предметные требования для обучающихся с ОВЗ прописывались по каждому предмету дополнительным блоком | 1.Срок получения ООО – не более 5лет Может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам 2.Отказ от размытых формулировок. А) Например, в метапредметные результаты в УУ познавательных действиях выделяются: . 1.Базовые логические действия.
в УУ коммуникативных действиях выделяются блоки «Общение» и «Совместная деятельность»; в УУ регулятивных действиях выделяются блоки «Самоорганизация» и «Самоконтроль» (п. 43 ФГОС). Б) Личностные результаты достигаются через направления воспитания (п. 42 ФГОС). В) подробно указан перечень предметных результатов, тех навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи, по иностранному языку) Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике», «Обществознанию» и «Географии» Предметная область «Математика и информатика» включает предметы «Математика» и «Информатика» Учебный предмет «Математика» включает учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» В предметную область Определен базовый и углубленный уровни освоения предметов: физика, математика, информатика, химия, биология Общий объем аудиторной нагрузки за 5 лет – не менее 5058 академических часов и не более 5549 часов В качестве общесистемных требований к реализации программы основного общего образования рассмотрены вопросы организации дистанционного образования Предметные требования едины для всех обучающихся (п.29 + отсутствие дополнительных блоков в предметных результатах). Особенности получения образования лиц с ОВЗ установлены следующие: Возможность увеличения срока обучения до 6 лет. Внеурочная деятельность детей с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами. Для всех обучающихся с ОВЗ при реализации АПООО исключается учебный предмет «Физическая культура» и включается учебный предмет «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому устанавливаются Организацией самостоятельно (п. 31.1.) Для глухих и слабослышащих из обязательного перечня предметов исключается «Музыка» Для глухих и слабослышащих, обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи добавляется «Развитие речи»; Для глухих и слабослышащих, обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушением опорно -двигательного аппарата изменяются сроки и продолжительность изучения иностранного языка. |
Цели (Стандарт направлен на обеспечение …) | Стандарт 2010 года
Стандарт направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучаю-щихся; доступности получения качественного основного общего образования; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования; Духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; развития государственно -общественного управления в образовании; формирования Содержательно -критериальной основы оценки результатов, освоения обучающимися сновной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, организации,осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом; условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентифи -кацию посредством личностно значимой деятельности. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации В основе стандарта лежит системно - деятельностный подход который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной реды развития обучающихся в системе образования; активную учебнопознава- тельную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. | ФГОС 2021 года I. Общие положения (п.1- 24) ФГОС обеспечивает (новое, что добавили): вариативность содержания образовательных программ основного общего образования (далее - программы основного общего образования), возможность формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ); государственные гарантии обеспечения получения качественного основного общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ основного общего образования и результатам их освоения; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации; благоприятные условия воспитания и обучения, здоровьесберегающий режим и применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья; формирование навыков оказания первой помощи, профилактику нарушения осанки и зрения; освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных),компетенций; развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире; уважение личности обучающегося, развитие в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе; формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни; разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование; единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания; личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно- нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания; развитие государственно-общественного управления в образовании на основе функционирования органов коллегиального управления, включая ученическое самоуправление; взаимодействие организации, реализующей программы основного общего образования (далее - Организация), с семьей, общественными организациями, учреждениями культуры, спорта, Организациями дополнительного образования, детско-юношескими общественными объединениями; развитие представлений обучающихся о высоком уровне научнотехнологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования Информационно -коммуникационными технологиями (далее - ИКТ); применение обучающимися Технологий совместной/коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач; условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их Социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности; специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ с учётом их особых образовательных потребностей. ФГОС разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, ориентирован на изучение обучающимися многообразного цивилизационного наследия России, …на реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, в соответствии с требованиями информационного общества, инновационной экономики и научно-технологического развития общества. |
Планируемые результаты освоения | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:
5)предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга ; 6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, …, как основы для оценки деятельности организации,осуществляю-щей образовательную деятельность, и системы образования разного уровня. . | Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны: 1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы основного общего образования; 2) являться содержательной и критериальной основой для разработки: - рабочих программ учебных предметов, учебных курсов … учебному модулю; - рабочей программы воспитания; - программы формирования универсальных учебных действий обучающихся; - системы оценки качества освоения обучающимися; в целях выбора средств обучения и воспитания, учебно-методической литературы. Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего образования определяется после завершения обучения в процессе государственной итоговой аттестации. . |
Оценка достижения планируемых результатов | Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся. | Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должна: отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы основного общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов; предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, …, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий; предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся; обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должна включать описание организации и содержания: промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; оценки проектной деятельности обучающихся |
Внеурочная работа (внеклассная работа) | План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. | План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного общего образования (до 1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей Организации. При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. В целях реализации плана внеурочной деятельности Организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организаций, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы основного общего образования. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать: содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; планируемые результаты освоения учебногопредмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания. |
Воспитательная и коррекционная работа |
Программа коррекционной работы (далее - Программа) должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории. | предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания. предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания. |
Обеспечение индивидуальных потребностей | Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна: 1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1644. - См. предыдущую редакцию) 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное); (Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1644. - См. предыдущую редакцию) 6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, и системы образования разного уровня. (Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1644. - См. предыдущую редакцию Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора организации, осуществляющей образовательную деятельность (Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1644. - См. предыдущую редакцию | Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Появление нового социального заказа на развитие личности выпускников выдвигает новые требования к организации индивидуального образования. Данная задача может быть решена только с помощью индивидуализации и дифференциации обучения с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Индивидуализация предполагает новый подход к образованию, при котором обучающийся становится субъектом, а не объектом образования. Индивидуализация – это не построение особой, исключительной для каждого ребёнка системы работы, а умение применять общие закономерности возрастного развития в конкретной ситуации. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Преподаватель, взаимодействуя с обучающимся, опирается не только на его знания и особенности учебных навыков, но и на его психологические особенности. Учитывается не только темп работы, характерный для обучающегося, но и такие качества личности обучающегося, как уверенность в себе, открытость или замкнутость. То есть, задача преподавателя – найти «ключик» к каждому обучающемуся, создать атмосферу доброжелательности на занятие. Хоть это и кажется очевидным, достичь этого не всегда бывает просто. К особенностям обучающихся, которые в первую очередь учитываются при индивидуализации учебной работы, относятся: –обучаемость, как общие умственные способности, а также специальные способности; –учебные умения; –обученность, которая состоит, как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков; –познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации). Через индивидуализацию обучения возможна реализация следующих целей: –формирование у обучающихся универсальных учебных действий (далее –УУД) на уровне «выпускник получит возможность научиться»; –расширение и углубление знаний обучающихся, исходя из их интересов и специальных способностей; –формирование и развитие логического мышления, креативностии умений учиться; –создание предпосылок для развития интересов и специальных способностей ребенка; –обеспечение учета познавательных интересов обучающихся и побуждение новых; –повышение и поддержание учебной мотивации; –воспитание личности в широком значении этого понятия. На уровне образовательного учреждения обеспечивается: –выявление индивидуальных особенностей обучающихся, которые будут учитываться при организации образовательного процесса; –формирование и удовлетворение социального заказа образовательному учреждению на индивидуальные образовательные потребности; –разработка и реализация индивидуальных образовательных программ; –разработка локальных актов по организации образовательного процесса с учетом необходимости реализации индивидуальных образовательных программ Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, для внутренней дифференциации («Дифференциация - учёт индивидуальных особенностей обучающихся в той форме, когда обучающиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам») , представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что обучающимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, а также путём группировки обучающихся внутри коллектива по различным признакам. Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным обучающимся, т.к. цели и содержание воспитания и обучения определяются требованием общества, государственной программой – они являются общими для всех, - а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Новое понимание идей дифференциации и индивидуализации открывает широкое поле деятельности как для преподавателя, так и для обучающихся: создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конечную цель и конкретное задачей обучения; повышается мотивация обучения, формируется новое прогрессивное педагогическое мышление, преподаватель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей обучающихся, учится видеть в “бесспорных достижениях” и теневые стороны, мешающие максимальному развитию успеха, а также в явных недостатках замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи преподавателя) привести к оптимальному раскрытию потенциальных возможностей обучающегося |
Другие элементы для сравнения, выделенные вами | Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой содержательный организационный. . Содержательный раздел ООП ООО Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. | Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела: Целевой (структура без изменений) содержательный (структура без изменений) организационный (структура без изменений) . Содержательный раздел программы ООО, в том числе адаптированной, включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; рабочую программу воспитания; программу коррекционной работы (разрабатывается при наличии в Организации обучающихся с ОВЗ) |
Источники :
-
Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 2010г. // https://fgos.ru/
2. Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 2021г. //
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027