Файл: Отношения между понятиями. Круги Эйлера. Отношения между понятиями. Круги Эйлера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


•         белый — ? — чёрный

•         горячий — ? — холодный

•         острый угол — ? — тупой угол

Отношение противоположности – отношение между несовместимыми понятиями, при котором объёмы двух понятий разделены третьим, промежуточным видом [69, с. 486; 68, с. 164; 17, с. 164].


В этом случае понятие имеет три вида по одному основанию деления (см. рисунок выше), видовые признаки этих понятий обусловливают наибольшее различие в их содержании и полное исключение совпадения по объёму. Примеры предметных понятий:

1) А – повествовательные предложения, В – побудительные предложения, С – вопросительные предложения;

2) А – войны малой интенсивности, В – войны средней интенсивности, С – войны большой интенсивности;

3) А – кислотный оксид, В – амфотерный оксид, С – основный оксид;

4) А – крупнозернистая наждачная бумага, В – среднезернистая наждачная бумага, С – мелкозернистая наждачная бумага;

5) А – положительные числа, В – ноль, С – отрицательные числа;

6) А – maskulinum, В – neutrum, С – femeninum;

7) А – бег на длинные дистанции, В – бег на средние дистанции, С – бег на короткие дистанции;

8) А – положительный отступ, В – нулевой отступ, С – отрицательный отступ;

9) А – геометрический рисунок, С – растительный рисунок, В – смешанный рисунок.

Противоречащие понятия (контрадикторные)– это несовместимые понятия, между которыми нет и не может быть среднего, третьего, промежуточного понятия и которые полностью исчерпывают объём родового понятия по одному основанию деления. Противоречащие понятияможно рассматривать как два несовместимых понятия, из которых одно получено путем прибавления отрицательной частицы «не» к другому понятию, при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. 



Примеры к рисунку : простые вещества (А) – непростые (сложные) вещества (не-А); равенство (А) – неравенство (не-А); распространённое (А) и нераспространённое (не-А) простые предложения.


Отношение противоречия – отношение между несовместимыми понятиями, при котором объёмы двух понятий противоречат друг другу, взаимно отрицают друг друга [69, с. 487; 68, с. 164; 17, с. 165].

Такой вид отношений свойствен парам понятий, одно из которых утвердительное, другое – отрицательное, имеющее приставку не-, бес-, анти-, ир-  и др. на русском языке и с такими же значениями на иностранных языках.

Главное условие: между противоречащими понятиями нет и не может быть среднего, третьего, промежуточного понятия, они полностью исчерпывают объём родового понятия по одному основанию деления.

Примеры противоречащих понятий:

1) А – простое предложение, В (не-А) – непростое (сложное) предложение;

2) А – равномерное движение, В – неравномерное движение;

3) А – регулируемый перекрёсток, В – нерегулируемый перекрёсток;

4)  А – солёные озёра, В – несолёные (пресные) озёра;

6) А – определённый артикль, В – неопределённый артикль;

7) А – натуральные волокна, В – ненатуральные (искусственные) волокна;

8) А – настроенный рубанок, В – ненастроенный рубанок;

9) А – аэробная выносливость; В – анаэробная выносливость;

10) А – справедливая война, В – несправедливая война;

11) А – достоверная информация, В – недостоверная информация;

12) А – органические вещества, В – неорганические вещества;

13) А – симметричные цветки, В – асимметричные цветки;

14) А – духовые инструменты, В – недуховые инструменты.

 

Для развития умений структурировать знания посредством установления отношений между понятиями и отражения их с помощью кругов Эйлера на начальном этапе целесообразно использовать простые задания из 2–3 понятий, как в указанных выше примерах.

На следующих этапах целесообразно разрабатывать более сложные задания, с помощью которых можно показать в одном рисунке несколько видов отношений .


Пример 1. Отразить отношение между понятиями с помощью кругов Эйлера.

А – имя существительное

      одушевлённое

В – имя существительное

      нарицательное

С – несклоняемое имя

       существительное

D – кенгуру

E – Татьяна

К – тропинка

Р – Тольятти

F – заяц









Виды отношений:

А–В–С – перекрещивание.

А–Е–D; В–К–D; Р–С–D – соподчинение.

А–Е, А– D, В–К, В–D,

С–Р, С–D – подчинение.

Пример 2. Отразить отношение между понятиями с помощью кругов Эйлера.

А – почки растений

В – верхушечные почки

С – развернувшиеся

      почки

D – неразвернувшиеся

       почки

E – развернувшаяся почка

       розы

– неразвернувшаяся почка капусты огородной

Q – неразвернувшаяся почка латука посевного







Виды отношений:

А–В; С–Е – подчинение.

С– D – противоречие.

D – F– Q; В – Е– F – Q – соподчинение

Традиционно формулировка заданий такова: «Отразить отношения между указанными лингвистическими (биологическими) понятиями  с помощью кругов Эйлера, определить и указать виды отношений». Можно использовать и обратное задание: «Провести анализ рисунка с кругами Эйлера, определить изображенные виды отношений между понятиями и подобрать предметные понятия, находящиеся в таких отношениях».

Знаково-символические универсальные действия, применяемые при использовании кругов Эйлера, «обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний» [38, с. 165; 17, с. 166].

Для того чтобы учащиеся выполняли такие задания, им необходимо провести анализ понятий, выделив их существенные признаки, установить вид отношений между понятиями на основе логических связей, а затем  преобразовать обнаруженные связи в модель с помощью кругов. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между изучаемыми понятиями, лучше понять особенности этих отношений, что способствует и усвоению знаний.


Каждый учитель должен понимать, что многие предметные понятия обучаемые могут усваивать только при осознании различных взаимосвязей и отношений между ними. Поэтому нужно на уроках использовать разнообразные задания, которые позволят сравнивать понятия, сопоставлять, определять, являются они сравнимыми или нет, выделять их общие и отличительные признаки, устанавливая, как соотносятся их объёмы, что в конечном итоге позволит сделать вывод, какой тип отношений между исследуемыми понятиями, и какими понятиями они являются по отношению друг к другу (на основе этих отношений): равнозначными, перекрещивающимися, подчиняющимися, соподчинёнными, противоположными или противоречащими.

Так же очень важно, чтобы обучаемые усвоили, что существуют несравнимые понятия (см. определение выше), научились их распознавать и в своих выступлениях или письменных работах не допускали логических ошибок, пытаясь найти общее и отличие у несравнимых понятий.