Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Курсовая работа
по микроэкономике (продвинутый уровень)
на тему:
«Рыночные структуры в российской экономике»
Выполнил: обучающийся (заочного отделения)
Экономического факультета направление
38.04.01 Экономика магистерская программа
«Учетно-аналитическое обеспечение бизнеса»
Станиславский Константин Романович
Руководитель: д.э.н., профессор
Шишкина Н.В.
Воронеж
2020 г.
Содержание стр.
Введение ............................................................................................................... 3 1. Рынок как система экономических отношений: ............................................. 5
1.1 Понятие рынка и его структуры ............................................................. 5
1.2 Показатели и факторы рыночной структуры ....................................... 9 2. Основные типы рыночных структур: ............................................................ 17
2.1 Чистая конкуренция ................................................................................ 17
2.2 Чистая монополия ................................................................................... 19
2.3 Монополистическая конкуренция .......................................................... 22
2.4 Олигополия................................................................................................. 25 3. Состояние рыночных структур в России в настоящий период времени:.... 29
3.1 Отличительные черты рыночных структур российской экономики
на современном этапе развития..................................................................... 29
3.2 Особенности современной антимонопольной политики. .................. 31
Заключение ......................................................................................................... 35
Список использованных источников ................................................................ 37
3
Введение
Рыночная структура – довольно сложное понятие, под которым подра- зумевается совокупность качеств и признаков, характеризующих поведение экономических субъектов на рынке. При этом во внимание принимается уни- кальность, степень заменяемости, разнообразие ассортимента продукции, монополизировано или не монополизировано производство и сбыт этой са- мой продукции, а также определяется конкурентоспособность среды, и, наконец, доступность информации, позволяющей посредством расчѐтов определить минимальный размер риска при вхождении на рынок и в процес- се деятельности фирмы на нѐм.
Определяющее воздействие на характер функционирования рынка ока- зывает соотношение спроса и предложения, а также степень организованно- сти и совершенства рыночных отношений.
Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: свободной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкурен- ции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкурен- ции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкурен- ции.
Рыночная власть предоставляет возможность для фирмы оказывать на цену влияние и повышать экономическую прибыль, ограничивая при этом объем производства и сбыта. Под анализом рыночных структур понимается сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка и продаж. Рыночная власть в российской экономике проявляется тем, что производитель может оказывать влияние на требования к качеству товаров.
4
Таким образом, анализ рыночных структур в российской экономике опирает- ся на качества лидерства.
На основе этого можно сказать, что основная цель данной курсовой ра- боты состоит в изучении характеристик объекта исследования, а именно ры- ночных структур и особенностей их развития в экономике России.
Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:
- изучить понятие рыночной структуры и ее основные показатели;
- рассмотреть основные типы структур рынка;
- выявить отличительные черты рыночных структур на территории
России;
- разобраться в особенностях антимонопольной политики Российской
Федерации на современном этапе развития экономики.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Информационная база при написании данной работы построена на использовании содержания научных статей, книжных изданий и недавних публикаций в специализированной периодической печа- ти.
5
1.
Рынок как система экономических отношений
1.1. Понятие рынка и его структуры
В микроэкономике под рынком понимается система экономических от- ношений между хозяйствующими субъектами, которая базируется на мено- вых отношениях и платности всех товаров и услуг. Не будет ошибкой ска- зать, что рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов то- варов и услуг по поводу установления цены, обеспечивающий обмен продук- тами труда.
С понятием рынка связано такое понятие, как рыночная структура. Под ней подразумевается внутреннее строение рынка, порядок расположения от- дельных его элементов, их доля в его общем пространстве, то есть условия, в которых рыночная конкуренция протекает.
Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупате- лей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни
(экономики). Для его возникновения необходимо выполнение трех условий:
1) Разделение труда, которое неизбежно требует обмена, приводящего к появлению денег. Это расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи;
2) Самостоятельность или обособленность хозяйствующих субъектов.
Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности.
А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, которая выражается в экономической обособленности интересов. Эта само- стоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной соб- ственности. Частная собственность обеспечивает наиболее полную экономи- ческую обособленность производителей. Они сами решают, что, как и для кого производить;
6 3) Свобода предпринимательства и обмена ресурсами. Только свобод- ный обмен, существующий в спонтанных порядках, позволяет сформиро- ваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.
Сущность любого рынка, по мнению Бердиназарова Ш.И. [2], наибо- лее полно отражается в его функциях, к важнейшим он относит следующие:
- функция саморегулирования товарного производства. Она проявляет- ся в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
- стимулирующая функция. При понижении цен производители со- кращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
- функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производите- лей и состязательности между ними);
- регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основ- ные микро и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
- функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принци- пов самоуправления.
В микроэкономике совокупность всех рынков, расчлененных на от- дельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образу- ет систему рынков. Можно выделить некоторые критерии для характеристи- ки системы рынка [10]:
7 1) По субъектам: рынок покупателей - ситуация на рынке, при которой величина предложения товара со стороны продавцов превышает величину спроса со стороны покупателей; рынок продавцов – это рынок товаров и услуг, где спрос превалирует над предложением; рынок государственных учреждений, под которым подразумевается рынок покупателей, образован- ный государственными организациями, приобретающими товары и услуги для их последующего использования в сфере коммунальных услуг либо для их передачи нуждающимся; и рынок промежуточных продавцов – посредни- ков, то есть совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для пе- репродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя;
2) По объектам купли-продажи различают следующие рын- ки: товарный, включающий в себя потребительский рынок (предметов по- требления и услуг), рынок средств производства, рынок информации, рынок интеллектуального продукта; финансовый, куда входят рынок капиталов (ин- вестиционный рынок), рынок кредитов, рынок ценных бумаг, валютно- денежный рынок; рынок труда - это сфера экономики, где встречаются спрос и предложение рабочей силы;
3) В территориальном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; нацио- нальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; миро- вой рынок, охватывающий все страны мира;
4) По характеру продаж: оптовый и розничный рынки. Для первого ха- рактерно взаимодействие нескольких лиц или организаций с целью приобре- тения услуг или продукции. Приобретенные на оптовом рынке товары могут быть использованы в производственном процессе или направлены для пере- продажи. Второй вид рынка - это комплекс имущественного характера, кото- рый функционирует с целью осуществления продаж разных товаров или ока- зания услуг конечному потребителю. На таких объектах цены определяются
8 при заключении соответствующих договоров купли-продажи, а также согла- шений бытового типа;
5) По механизму функционирования различают свободный (регулиру- ется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.
Любой рынок формирует свою инфраструктуру, под которой понима- ется система учреждений, служб и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Рыночная инфраструктура обеспечивает мобильность ресурсов, поскольку необходимо постоянное движение ресур- сов из отраслей менее эффективных в более эффективные.
Инфраструктура рынка имеет организационную и материальную базу: первая база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, бро- керские, страховые компании, аудиторские фирмы, центры по подготовке различных специалистов и другие посреднические и коммерческие организа- ции крупных промышленных предприятий. Вторая - состоит из транспорт- ных систем, складского хозяйства, информационной системы и средств свя- зи.
Важной частью инфраструктуры рынка является система законодатель- ства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая «правила рыночной игры».
Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые и инвестиционные компании, фонды организа- ций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, пре- вратить их в кредиты, а потом в инвестиции. Ядро кредитной системы –
9 банковская система, включающая в себя центральный, коммерческие, ипо- течные и инвестиционные банки.
Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмар- ки, аукционы и биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок, ко- торый организуется в определенном месте. Она может быть местом периоди- ческой торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или мно- гих видов. Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недоста- точно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа товара. Про- даваемые товары достаются тому покупателю, который назвал самую высо- кую цену. Биржа –это место встречи покупателей и продавцов, где заключа- ются сделки. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитость инфра- структуры рынка определяет степень развития рыночных отношений в наци- ональной экономике каждой страны.
1.2 Показатели и факторы рыночной структуры
В экономической теории есть показатели, позволяющие определить тип и модель рыночной структуры, для этого используют прямые показатели и косвенные. По мнению доктора экономических наук Корытникова П.В. [3] значение первых непосредственно показывает степень влияния фирмы на рынок, а вторые характеризуют рыночную ситуацию в целом, исходя из ко- торой можно понять степень независимости фирмы при принятии рыночных решений. К прямым показателям относятся индекс Бейна, Индекс Тобина, индекс Лернера. К косвенным - индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс кон- центрации, коэффициент относительной концентрации, коэффициент энтро-
10 пии, дисперсия рыночных долей, коэффициент Джини, индекс Холла-
Тайдмана.
Индекс Бейна или как его еще называют норма доходности, характери- зует эффективность использования денежной единицы инвестиций предпри- ятия на рынке. Чем выше значение показателя, тем сильнее степень влияния предприятия на рынке и слабее конкуренция. Формула индекса представлена следующим образом: где (1)
– индекс Бейна;
– бухгалтерская прибыль;
– нормативная прибыль;
– собственный капитал фирмы.
Индекс Тобина показывает отношение рыночной стоимости активов компании к внутренней стоимости активов компании. Рыночную стоимость активов фирмы еще называют внешней, а внутреннюю стоимость активов восстановленной. Если расчет данного индекса показывает, что внешняя сто- имость активов компании больше, чем восстановленная, то это горит о том, что компания обладает большой степенью власти на рынке на данный мо- мент времени, так как прибыль больше, чем положено, а, значит, господство компании на рынке очевидно. Если же наоборот, внутренняя стоимость акти- вов преобладает над внешней, то власть компании на рынке минимальная.
Формула расчета имеет следующий вид:
, где (2)
– индекс Тобина;
11
– рыночная стоимость активов фирмы;
– восстановительная стоимость активов фирмы.
Еще один показатель, относящийся к прямым, индекс Лернера пред- ставляет собой отношение доли компании на действующем рынке к эластич- ности спроса по цене. В данном случае, если индекс Лернера достаточно большой, это будет говорить о том, что цена компании очень сильно отходит от принятых конкурентных на рынке норм. В условиях рынка, где господ- ствует совершенная конкуренция, индекс Лернера должен быть равен 0. Дан- ный индекс рассчитывается следующим образом:
, где (3)
- индекс Лернера;
– цена;
– предельные издержки;
– ценовая эластичность спроса.
Перейдем к рассмотрению косвенных показателей рыночной структу- ры рынка. Первый показатель – индекс Херфиндаля-Хиршмана показывает сумму квадратов рыночных долей всех предприятий, действующих на рынке.
Измеряется в пределах от нуля до единицы. Чем ниже значение показателя, тем сильнее конкуренция, меньше концентрация и слабее рыночная власть предприятия. Рассчитывается следующим образом:
(4)
- индекс Херфиндаля-Хиршмана;
– доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли;
N – количество фирм в отрасли.