Файл: По учебному курсу Теории и технологии социализации детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»



(наименование института полностью)

Тольяттинский государственный университет

(Наименование учебного структурного подразделения)




(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психолого-педагогический

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №2

по учебному курсу «Теории и технологии социализации детей»


(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

Сидорова Елизавета Вадимовна







(И.О. Фамилия)




Группа

ППобп-1902б













Преподаватель

Ценева Марина Анатольевна








(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Методика проведения урока-викторины.

По типу урока урок-викторина – это урок 1) закрепления изученного материала;

Задачи урока:  Проверить качество полученных знаний, способствовать сплочению коллектива, а также самовыражению личности.


Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки с заданиями.

Образовательные технологии: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.

Участники:  команды-соперницы, ведущие, зрители, жюри.

Викторина - один из видов работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся, развивающий память, внимание, наблюдательность, приносящий радость.

В течение учебного года я провожу не менее 4 литературных викторин. На определенный период времени обучающиеся получают задание самостоятельно прочитать произведение. А затем проводится литературная викторина или литературный праздник. 

Классифицировать викторины по видам очень сложно. Признаки одной викторины оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы. Викторины, например, могут различаться по месту проведения - за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале. Викторины делят на интеллектуальные, спортивные, творческие

Независимо от вида викторины, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований.

Требование первое. Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой досуговой деятельности, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, а отдыхающий, ищущий развлечений человек не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему информацией. В результате теряется интерес.

Требование второе. Викторина должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс викторины, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей. Такая ситуация, например, возникает тогда, когда при командной викторине участники получают индивидуальные задания или когда проводится конкурс, который требует от участников определенных способностей - спеть, сыграть, нарисовать и т.д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не станет.



Третье требование. Викторина должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано со следующим

Четвертое требование. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Доступность викторины - это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека. Тем не менее, при определенной организации в «детские» викторины с удовольствием играют взрослые. Принцип известной детской игры в испорченный телефон использован для телевизионной игры «Пойми меня», которая благодаря телевидению получила популярность.

Требование пятое. Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению. Такими способами могут быть розыгрыш порядка участия по жребию, выбор конверта с заданием по принципу вытягивания билета на экзамене и др.

Во внеклассной деятельности викторину необходимо использовать как средство

стимулирования познавательного интереса воспитанников, их интеллектуальных умений

  Правила проведения викторин:

      1. Тема викторины должна быть актуальной.
      2. Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.
      3. Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.
      4. Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.
      5. Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.
      
6. В викторинах всегда должны быть победители.
      7. Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.

Викторины могут быть тематическими или обзорными.

Литературные игры, викторины, праздники.  в школе – прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить. Важной является и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильные решения и – что очень важно! – воспитывает чувство коллективизма. Дети очень любят, когда литературные игры проходят в виде известных телепередач: «Звездный час», «Минута славы», «Поле чудес», «Счастливый случай», использую игры – «Крестики и нолики», «Волшебный квадрат», «Зигзаг удачи», «Морской бой» и др. Разнообразие игр дает детям возможность проявить себя. Чем интереснее, нагляднее и творчески проводится работа с книгой, тем прочнее формируется мировоззрение школьников.


Тема урока: викторина по литературе. 6-й класс

Оборудование: листочки с дерева мудрости; Приложение 1

подсказки с фамилиями, именами, отчествами и датами жизни писателей;

портреты русских писателей (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, В.Г.Короленко); Приложение 2;

список произведений. Приложение 3

Ход игры

1 конкурс - «Кто я?»

2 конкурс - «Галерея»

3 конкурс - «Библиотека»

4 конкурс - «Дерево мудрости»

5 конкурс - «Гуманитарная математика»

6 конкурс - «Эстрада»

7 конкурс - «Угадай-ка» (домашнее задание)

1 конкурс – «Кто я?»

Командам зачитывается по частям словесный портрет какого-либо литературного героя, которого они должны отгадать. Дается три попытки. С каждой попыткой оценка снижается.

Словесный портрет 1: Киевский князь живший во второй половине IX – начале X века. . Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, обозначало многознающий, хитрый, дальновидный. (5 баллов)

«Его боялась даже могущественная Византия. Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города». (3 балла)

«Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея» (1 балл)

Ответ: Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин)

Словесный портрет 2: Свежее живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, приглаживающей душу. (5 баллов)

Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. Парубки гонялись за ней толпами. (3 балла)

Была капризна, как красавица. « Какую радость принесу я тому, кого буду женой…..»(1балл)

Словесный портрет 3: роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила обремени вынесенных несчастий; крупные черты лица были грубо- выразительны. (5 баллов)

Обладал феноменальной ученостью, которая всем была очевидна. Произносил речи из Цицерона, целые главы из Ксенофонта. (3 балла)

Он был организатором и руководителем сообщества, самая замечательная личность из всех проблематических натур, не уживавшимся в старом замке. (1 балл)


2 конкурс – «Галерея»

Ведущий обращает внимание учащихся на доску, где находятся портреты знакомых им писателей. Все портреты пронумерованы. Каждая команда получает подсказку с фамилиями, именами, отчествами и датами жизни этих писателей. Задача заключается в том, чтобы правильно подписать портреты. На выполнение дается 3 минуты. Оценивается правильность и быстрота.


3 конкурс – «Библиотека»

Капитан каждой команды получает список произведений. Необходимо правильно подписать автора. Время – 3-4 минуты.

1. втор стихов «Няне», «Зимнее утро» (А.С.Пушкин)

2. Автор повести «Ночь перед Рождеством» (Н.В.Гоголь)

3. Автор стихотворений «Парус», «Утес» (М.Ю.Лермонтов)

4. Автор «Повести Белкина» (А.С. Пушкин)

5. Автор повести «Дети подземелья» (В.Г.Короленко)

6. Автор повести «Му-Му» (И.С.Тургенев)

4 конкурс – «Дерево мудрости»

Конкурс проводится в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах, у доски находятся чистые листы бумаги и ручки, разбросаны листочки с дерева мудрости, на которых написаны вопросы. По сигналу ведущего начинается конкурс. Все члены команды подходят к столу по одному, выбирают листок с вопросом. Ответ записывают на листе бумаги. Каждый имеет право сразу ответить только на один вопрос. Записав ответ, участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку другому. Тот также подходит к столу, отвечает на вопрос, возвращается к команде. Время – 5 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

5 конкурс – «Гуманитарная математика»

Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять её замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей ответил, что у него 27 360 сундуков, полных золота. И каждый год прибавляется по 33 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него будет 30 000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?

Ответ: 98 лет.

6 конкурс – «Эстрада»

Команды соревнуются в знании стихотворений наизусть. Оценивается количество и качество исполнения, артистичность. За каждое стихотворение жюри присуждает по 5 баллов. Можно каждое стихотворение оценивать по пятибалльной системе, затем суммировать количество баллов.

7 конкурс - «Угадай-ка» (домашнее задание, Приложение 4)

Команды готовят дома описания главных героев каких-либо программных произведений (первая зачитывает для второй, вторая – для первой)

Приложение 1:

  1. Как звали Белкина? ( Иван Петрович)

  2. Кто написал оперу на поэму Пушкина « Руслан и Людмила»? ( Глинка)

  3. Какой русский поэт слушал стихи Пушкина на лицейском празднике? (Державин)

  4. Какое произведение читал Пушкин на лицейском экзамене? ( «Воспоминание о Царском Селе»)

  5. Назовите трех витязей- соперников Руслана? ( Ратмир, Рогдай, Фарлаф.)

  6. Кто улетел вместе с Незнайкой на ракете на Луну? ( Пончик)

  7. Как погиб царь в « Коньке- Горбунке»? ( Сварился)

  8. Назовите средство от истерики для принцессы из мультфильма « Бременские музыканты» ( Диетическое яйцо).