ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СПАС-ЗАУЛКОВСКАЯ ШКОЛА – «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: «Голландская живопись как вид искусства»
Выполнила:
Кочеганова Анастасия
Владимировна,
ученица 11 класса
Руководитель:
Королева Елена Александровна,
учитель истории и обществознания
с. Спас-Заулок, 2023г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………2
-
Основная часть ………………………………………………………5
1.1 История возникновения голландской живописи XVII века ….....5
1.2 Особенности голландской живописи XVII века ………………... 6
1.3 Жанры голландской живописи …………………………………....7
1.4 Техника голландской живописи ……………………………….... .8
1.5 Палитра голландцев ……………………………………………... 10
1.6 Общий вид голландской картины …………………………….….11
1.7 Самые знаменитые представители голландской живописи …... 11
Заключение ………………………………………………………....…..14
Список литературы ……………………………………………....….....15
Приложение
Введение
Нидерландская буржуазная революция (1566-1609) покончила в Голландии с властью католической церкви и феодальным строем. Она разбудила творческие силы народа, послужила толчком к бурному развитию реалистического искусства. Жизнь как единственный источник творческого вдохновения утверждается в художественной практике. Обострившееся в ходе национальной борьбы самосознание голландского народа возбуждало в художниках горячую любовь ко всему родному. Именно тогда в процессе активного освоения мира в голландской живописи появились реалистические черты.
Портретисты и жанровые живописцы овладели сложным искусством изображения характера и внутреннего мира человека. Ни одна национальная школа не знала такого расцвета жанра натюрморта. Правдивый и эмоционально насыщенные образ родной страны создали пейзажисты. Им равно подвластны тонкое лирическое настроение затишья и драматический пафос разгулявшихся стихий, контрасты света и тени, цветовое богатство мира.
Выражая новые художественные взгляды общества и обслуживая более широкого, чем раньше, потребителя – рядового гражданина первой в Западной Европе буржуазной республики, живописцы Голландии нашли доходчивый, яркий художественный язык.
Достижения голландских живописцев ознаменовали новый важный этап в поступательном развитии реализма, существенно обогатив и углубив его содержание и творческий метод. Они оказали огромное влияние на современное и будущее искусство. Живописцы Голландии нашли яркий художественный язык.
Голландская школа дала миру плеяду выдающихся мастеров во главе с Халсом, Рембрандтом, Рейсдалом, Вермеером Делфским.
Актуальность исследования.
Голландская школа живописи XVII век является образцом для подражания для художников многих стран и времён. Ещё с момента выработки особенностей её стиля и становления школы, художники из соседних стран пытались копировать технику живописи голландцев. Данная особенность не прошла и по прошествии многих веков, всё также живописцев и зрителей привлекает мастерство художественного языка школы "Старых мастеров". Манера исполнения картины заставляет нас надолго останавливать взгляд на ней, любуясь простотой и неповторимостью сюжета, и зачастую не понимая, как кисть художника могла так реалистично и жизненно передать сюжет на холсте.
Цель: рассмотрение особенностей голландской живописи XYII века.
Задачи:
-
рассмотреть особенности голландской пейзажной живописи XVII века
-
определить особенности многослойной технике живописи
-
охарактеризовать ведущие произведения представителей этого направления в искусстве и проанализировать их художественные особенности
-
показать жанровое многообразие произведения этого периода в голландском искусстве
Основная часть
1.1 История возникновения голландской живописи XVII века
Временем рождения голландской школы считаются первые годы XVII века. Эта школа относится к великим школам живописи и является независимой и самостоятельной школой, обладающей уникальными и неповторимыми особенностями и самобытностью. Это имеет во многом историческое объяснение – новое течение в искусстве и новое государство на карте Европы возникли одновременно.
Голландия до XVII не выделялась обилием национальных художников. Может быть, поэтому в дальнейшем в этой стране можно насчитать столь большое количество художников, причем именно голландских художников. Пока эта страна была одним государством с Фландрией, в основном в ней интенсивно создавались и развивались самобытные живописные течения. После итальянского влияния, художники начали терять свое национальное лицо, а школы смешиваться. Оставшиеся в живых живописцы почти перестали быть по духу своего творчества голландцами, им не хватало организованности и способностей для обновления национальной школы.
К концу XVI века, когда портретисты уже создали школу, стали появляться и формироваться другие художники. Во второй половине XVI века родилось большое число живописцев, которые стали явлением в живописи. это уже почти пробуждение голландской национальной школы. Большое разнообразие талантов приводит к множеству различных направлений и путей развития живописи. Художники испытывают себя во всех жанрах, палитра становится более раскованной и свободной.
После революции живописцы Голландии изменились. Они стали меньше размышлять, внимательно смотреть на то, что поближе, наблюдать лучше и писать иначе. Теперь это живописцы толпы, гражданина, человека труда. Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков. Ничего не надо ни приукрашивать, ни облагораживать, ни обличать: все это ложь и бесполезный труд. Таким образом, возникло гармоническое единство духа школы и самое поразительное разнообразие, когда-либо возникавшее в пределах одного направления искусства.
В целом голландскую школу называют жанровой. Если же разложить ее на составляющие элементы, то можно различить в ней пейзажистов, мастеров группового портрета, анималистов, маринистов, художников, писавших натюрморты. Если посмотреть более детально, то можно различить множество и жанровых разновидностей- от любителей живописности до идеологов, от копиистов натуры до ее интерпретаторов.
Основу для голландской школы заложили ванн Гойен и Вейнантс в начале XVII века, установив некоторые законы живописи. Законы эти предавались от учителей к ученикам, и в течение целого века голландские живописцы жили ими, не отклоняясь в сторону.
1.2 Особенности голландской живописи XVII века
Золотой век голландской живописи – уникальный феномен в истории мирового изобразительного искусства. В отличие от большинства других западноевропейских стран, в этом регионе в XVI-XVII веках сформировался собственный стиль живописи, объединивший черты барокко и реализма. В картинах местных мастеров также широко использовались символические и аллегорические образы, а вместо единого художественного центра были образованы несколько оригинальных региональных школ в разных городах.
Особое место среди художников Золотого века занимают фигуры трех самых знаменитых голландских живописцев:
-
Рембрандта
-
Франса Халса
-
Яна Вермеера
Работы этих художников на современном арт-рынке неизменно относятся к самой дорогой ценовой категории, а их творчество считается вершиной мастерства той эпохи. Большинство же остальных голландских художников того периода в современном искусствоведении принято разделять на две основные группы: «малые голландцы» и «утрехтские караваджисты». Термин «малые голландцы» ни в коем случае не следует воспринимать в качестве оценки уровня таланта или значимости работ этих живописцев. Он характеризует лишь небольшие размеры произведений авторов и их специализацию на камерных бытовых сюжетах. «Утрехтские караваджисты» в своем творчестве развивали идеи гениального итальянского живописца Караваджо. Большинство из них значительную часть жизни провели в Риме, но добились признания у себя на Родине, вернувшись из длительных поездок в Вечный город.
Голландская живопись XVII века была на удивление многогранной. В то же время, ее важной отличительной особенностью можно назвать узкую специализацию большинства художников, работавших всю жизнь в одном или максимум двух жанрах. Основной причиной этого была огромная конкуренция, из-за которой авторам всю жизнь приходилось ожесточенно бороться за заказчиков и постоянно оттачивать мастерством в выбранной сфере искусства.
1.3 Жанры голландской живописи
В целом голландскую школу называют жанровой. Если же разложить ее на составляющие элементы, то можно различить в ней пейзажистов, мастеров группового портрета, маринистов, анималистов, художников, писавших групповые портреты или натюрморты. Если посмотреть более детально, то можно различить множество и жанровых разновидностей – от любителей живописности до идеологов, от копиистов натуры до ее интерпретаторов, от консервативных домоседов до путешественников, от тех, кто любит и чувствует юмор до художников, избегающих комедии. Вспомним картины юмор Остаде и серьезность Рейсдаля, невозмутимость Поттера и насмешливость Яна Стена, остроумие ван де Вельде и угрюмую мечтательность великого Рембрандта.
Если не считать Рембрандта, которого надо считать исключительным явлением, как для своей страны, так и для всех времен, то для всех остальных голландских художников характерны определенный стиль и метод. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность. Если отнять у голландского искусства то, что можно назвать честностью, то вы перестанете понимать его жизненную основу и не сможете определить ни его нравственного облика, ни его стиля. В этих художниках, заслуживших в большинстве своем славу близоруких копиистов, чувствуешь возвышенную и добрую душу, верность правде, любовь к реализму. Все это придает их произведениям ценность, какой изображенные на них вещи сами по себе вроде бы и не имеют.
Началом для этого искреннего стиля и первый результат этого честного подхода – совершенный рисунок. Среди голландских живописцев у Поттера – проявление гениальности в точных выверенных измерениях и умении проследить движение каждой линии.
Наряду с традиционными одиночными портретами и автопортретами голландские художники также часто писали групповые изображения людей. Кроме того, именно в те времена появилась особая жанровая разновидность портрета – трони, в которых персонажи были запечатлены с необычным выражением лица.
Благодаря голландским мастерам в мировом искусстве достойное место занял натюрморт. Более того, местные художники создали огромное количество разнообразных поджанров: от цветочного до философского. А знаменитые морские, сельские и городские пейзажи и сегодня поражают зрителей великолепными видами.
1.4 Техника голландской живописи
1. Прозрачные краски. В масляной живописи существует множество цветов с различной кроющей способностью. Не прозрачные краски имеют свойство отражать свет, тем самым, не давая свету проникнуть внутрь слоя и осветить нижний слой (подложку). Прозрачные краски напротив пропускают свет и дают ту самую прозрачность в живописи.
2. Лессировка. Главное в многослойной живописи – лессировка. Для того, чтобы придать живописи глубину и прозрачность, нужно следовать определенной технике письма. Когда мы сделали карандашный эскиз будущего натюрморта, или портрета, нужно преступать к подмалевку, который здесь играет чрезвычайно важную роль, а именно тон и цвет подмалевка. Для того, чтобы в конечном итоге живопись светилась изнутри и появилась глубина, мы должны делать монохромный подмалевок (обычно теплыми, коричневыми и охровыми или черно-белыми красками) и, что самое важное подмалевок должен быть светлее, чем тон, который будет в конечной картине. Монохромный подмалевок такого типа, при наложении на него «Лессировочных» (Прозрачных) красок начинает как бы светиться под воздействием света. Это и есть главная тайна и секрет, как мастера добивались эффекта прозрачности.
3. Техника наложения. После того, как мы сделали более светлый, чем в реальности монохромный подмалевок, нужно дать ему высохнуть. Каждый слой, который мы будем накладывать на холст, нуждается в хорошей просушке… Именно поэтому эта техника требует очень много времени для написания картины. Когда подмалевок полностью высох, нужно начать лессировать. Для того, чтобы сделать прозрачные краски более податливыми и прозрачными, нужно смешивать их с лаком, или маслом. После смешения и получения нужного цвета, тонким слоем краска наносится на нужный участок холста. Когда первый слой живописи окончен, нужно дать картине подсохнуть и после просушки начать покрывать картину вторым слоем лессировки. Так, поэтапно представляя какая в итоге должна получится по плотности и тону ваша картина, вы каждый раз просушивая и покрывая слой за слоем завершаете вашу работу.
4. Трудности. Самое сложное в данной технике, с самого начала представлять готовый результат и понимать на сколько светлым делать подмалевок и слои лессировки, которые с каждым наложением все больше и больше делают плотнее по тону вашу работу. Также нужно понимать, что мы создаем глубину, как будто вы смотрите на дно реки, где через толщу воды просвечивает каменистое дно. Поэтому наше сознание должно работать в направлении того, что нужно начинать строить изображение с «Каменистого дна» и уже на него мы накладываем слои «Воды».
Каждый слой в той, или иной мере будет влиять на колористический и тональный строй всех слоев, поэтому нужно заранее продумывать какой свет и цвет будет наиболее выгодно и гармонично смотреться на изображении. И, конечно, такой стиль в живописи занимает уйму времени, т. к. краска (Если вы смешиваете ее с маслом) долго сохнет, а техника требует с каждым слоем сухой поверхности.
Безусловно, данный вид живописи требует определенного технического мастерства и некой художественной зрелости… Но, абсолютно точно можно сказать, что это чарующее, рискну сказать волшебное действо, когда художник создает глубину на плоском холсте, есть мощнейшее средство для получения воистину невероятных творений.
1.5 Палитра голландцев
Палитра голландцев вполне достойна их рисунка, отсюда и вытекает совершенное единство их живописного метода. Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду. Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Это требует от художника большой аккуратности, твердой руки, глубокой сосредоточенности, чтобы добиться концентрированного воздействия на зрителя. Художник должен углубиться в себя, чтобы вынашивать свой замысел, зритель – в себя, чтобы постичь замысел живописца. Именно голландские картины дают наиболее ясное представление об этом скрытом и вечном процессе: почувствовать, обдумать и выразить. Нет на свете картины, более насыщенной, так как именно голландцы включают столь большое содержание в столь маленькое пространство. Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму.
1.6 Общий вид голландской картины
Всякая голландская картина является вогнутой, она состоит из кривых, описанных вокруг одной точки, являющейся воплощением замысла картины и теней, расположенных вокруг главного светового пятна. Прочная основа, убегающий верх и округлённые углы, стремящиеся к центру - всё это вырисовывается, окрашивается и освещается по кругу. В результате картина приобретает глубину, а изображенные на ней предметы отдаляются от глаза зрителя. Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы - к горизонту. Мы как бы обитаем в картине, движемся, заглядываем вглубь, поднимаем голову, чтобы измерить глубину неба. Строгость воздушной перспективы, совершенное соответствие цвета и оттенков с местом в пространстве, которое занимает предмет.
1.7 Самые знаменитые представители голландской живописи
В течение Золотого века (который на самом деле длился менее девяноста лет) в Нидерландах творили более тысячи художников. Они создали бесчисленные шедевры — закалённые трудом голландцы буквально обожали живопись. Большинству из нас знакомы имена таких колоссов, как Рембрандт ван Рейн и Ян Вермеер, однако это движение в искусстве — гораздо больше, чем они.
1. Рембрандт ван Рейн - возможно, величайший и самый известный портретист всех времён - был мастером наблюдательности, светотени и, что, пожалуй, наиболее важно, предельной честности. Это видно из самых известных его работ – автопортретов. Его самая известная картина - ,, Возвращение блудного сына ,, . Это самое большое полотно, сделанное художником на религиозную тему. Она тоже посвящена притче о блудном сыне. Изображен тот момент, когда он приходит домой.
Неизвестно, как и когда он работал над картиной «Возвращение блудного сына», но считается, что картина была создана в последние годы его жизни.
В центре полотна – коленопреклоненный блудный сын, в потрепанной одежде, с бритой головой. Его приобнимает отец. Кроме них, есть еще 4 персонажа, но не понятно, кто они такие, т.к. эти силуэты едва различимы на темном фоне.
2. Ян Вермеер. Вермеер, которого практически не замечали при жизни и забыли после смерти, теперь занимает особое место среди старых мастеров. Художника, как и многих других представителей Золотого века голландской живописи, восхищал свет и его тонкое воспроизведение на холсте. Самый яркий пример — его наиболее известная работа «Девушка с жемчужной серёжкой». Игра света на различных тканях и чудесный блик на украшении делают картину одним из шедевров западного искусства. Вермеер любил изображать окна. Используя новый инструмент — камеру-обскуру, которая стала доступной в Нидерландах в середине XVII века — он передавал свет, проходящий через них, невиданными ранее способами.
3. Франс Хальс. Многие великие произведения не появились бы на свет, не будь Франса Хальса. Он был на поколение старше Рембрандта, хотя умер всего на несколько лет до него. Как правило, его манера письма более свободная, нежели у предшественников. Это привносит ощущение жизни и движения во многие картины, самая известная из которых, пожалуй, «Смеющийся кавалер» . «Смеющийся кавалер» – это пышный портрет молодого человека, стоящего в нарочито небрежной позе на простом сером фоне. В правом верхнем углу указан его возраст, 26 лет, и дата написания картины – 1624 год. Эта работа уникальна среди мужских портретов Франса Хальса, благодаря богатой цветовой палитре. Особо обращает на себя внимание яркий костюм натурщика – дублет с причудливой вышивкой белой, золотой и красной нитью и позолоченная рукоять рапиры, выглядывающая из-под левого локтя.
4. Питер Клас. Хотя натюрморт считался самым «низким» жанром живописи, в нём были свои авторитеты. Питер Клас из Гарлема считается, пожалуй, самым важным их них. Его композиции с ограниченным набором предметов поражают простотой и эффектной атмосферностью. Художник обладал уникальной способностью вносить разнообразие в свои картины с помощью тонких нюансов, выбора и расположения объектов, передачи эффектов света, отражений и текстур. Его самая известная картина ,,Натюрморт с горящей свечой,, демонстрируют тонкие вариации тесно связанных монохромных цветов, которые в его более поздних, более барочных работах стали сильнее. После 1640 года Клас все больше занимается декоративным искусством, включая роскошные натюрморты.
5. Питер де Хох - талантливый живописец Золотого века голландской живописи, мастер бытовых жанровых сцен. Картины Питера де Хоха — это смелые эксперименты с контрастным светом. Хотя биография его мало изучена из-за недостатка документальных свидетельств, творчество оставило заметный след в истории изобразительного искусства. ,,Дворик в Делфте,, - одна из самых знаменитых работ . Маленький голландский дворик в ясный осенний день. Мастер ограничивает изображение на картине стенами дома и сада, что создает ощущение уюта и покоя. Начинающая желтеть виноградная лоза оплетает навес, создавая тень.
Заключение
Для более полного представления о голландской живописи следовало бы рассмотреть детально элементы этого течения, особенности методов, характер палитры, понять, почему она так бедна, почти одноцветна и так богата по результатам. Но все эти вопросы, как и многие другие, всегда были предметом догадок многих искусствоведов, но никогда не были достаточно изучены и выяснены. Описание основных черт голландского искусства позволяет уже отличать эту школу от других и проследить за ее истоками. Выразительным образом, иллюстрирующим эту школу, является картина Адриана ван Остаде из амстердамского музея “Ателье художника”. Этот сюжет был одним из любимых для голландских живописцев. Мы видим внимательного человека, немного сгорбившегося, с подготовленной палитрой, тонкими, чистыми кистями и прозрачным маслом. Он пишет в полумраке. Лицо его сосредоточено, рука осторожна. Только, пожалуй, эти живописцы были более слепы и умели более беззаботно смеяться и радоваться жизни, чем можно заключить из сохранившихся изображений. Иначе как бы проявился их гений в атмосфере профессиональных традиций?
Основу для голландской школы заложили ван Гойен и Вейнантс в начале XVII века, установив некоторые законы живописи. Законы эти предавались от учителей к ученикам, и в течение целого века голландские живописцы жили ими, не отклоняясь в сторону. Голландская живопись XYII века по своей сути была явлением новаторским в искусстве, она оказала значительное влияние на развитие последующего искусства. Во многом расцвет культуры был определен теми общественно-политическими процессами, которые имели место в Голландии в это время.
Список литературы
1.https://artchive.ru/publications/4794
Luchshie_gollandskie_natjurmorty_6_znamenitykh_khudozhnikov
Основная часть ………………………………………………………5
рассмотреть особенности голландской пейзажной живописи XVII века
определить особенности многослойной технике живописи
охарактеризовать ведущие произведения представителей этого направления в искусстве и проанализировать их художественные особенности
показать жанровое многообразие произведения этого периода в голландском искусстве
Рембрандта
Франса Халса
Яна Вермеера
2.https://s-s-v.com/masljanaja-zhivopis/505-zolotoj-vek-gollandskoj-zhivopisi.html
3. http://art-zs.ru/blogs/view?id=19
4. https://otherreferats.allbest.ru/culture/00220690_0.html
5. https://izo-life.ru/holland/
6.https://muzei-mira.com/kartini_gollandia/2809-dvorik-v-delfte-piter-de-hoh-opisanie-kartiny.html#
7.https://corpusletov.ru/arte/klassika/natyurmort/piter-klas-klassicheskij-natyurmort
8. https://top10a.ru/samye-izvestnye-kartiny-rembrandta.html
Приложение
«Возвращение блудного сына» Рембрандт ван Рейн
«Девушка с жемчужной серёжкой» Ян Вермеер
«Смеющийся кавалер» Франс Хальс
«Натюрморт с горящей свечой» Питер Клас
«Дворик в Делфте» Питер де Хох