Файл: 1. 2 Особенности договора коммерческой концессии и его отличия от смежных договоров.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение……………………………………………………………………. | |
Глава 1 Договор коммерческой концессии в системе предпринимательских договоров | |
1.1 Понятие договора коммерческой концессии………………………… | |
1.2 Особенности договора коммерческой концессии и его отличия от смежных договоров………………………………………………………... | |
Глава 2 Общая характеристика договора коммерческой концессии……. | |
2.1 Существенные условия договора коммерческой концессии………… | |
2.2 Стороны договора коммерческой концессии, их права и обязанности…………………………………………………………………. | |
Глава 3 Некоторые проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии…………………………………………………. | |
Заключение…………………………………………………………………. | |
Список используемых источников……………………………………….. | |
Введение
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что договор коммерческой концессии в системе предпринимательских договоров занимает особое место, поскольку коммерческая концессия является инструментом, способствующим эффективному развитию как национальной, так и мировой экономики. Анализ понятия «договор коммерческой концессии» и его интерпретация в конкретной правовой ситуации являются особо значимыми в рамках современного предпринимательского сообщества.
Предпосылкой появления в отечественном законодательстве рассматриваемого института являлось то обстоятельство, что в современном мире достаточно большую известность получил такой способ организации и ведения бизнеса как франчайзинг. Франчайзинг получил преимущественное распространение в западных странах, в частности в США. Главная цель франчайзинга заключается в том, чтобы создать сеть организаций, занимающихся определённым видом предпринимательской деятельности, под единой торговой маркой либо товарным знаком, применяющих в собственной деятельности аналогичные маркетинговые операции, ценовую политику, а также способы и формы реализации продажи товаров и услуг.
Существуют различные точки зрения относительно определения понятия франчайзинг. В большинстве случаев это доктринальные понятия. Хотя есть и понятия, данные различными международными организациями, поскольку франчайзинг известен в большей степени в зарубежной правовой системе. В отечественном законодательстве отсутствует легальное понятие франчайзинга. Однако существует мнение о том, что понятие франчайзинг является идентичным российскому понятию коммерческая концессия. Такая точка зрения находит своё отражение у многих отечественных цивилистов. Хотя самого законодательного определения не находит коммерческая концессия, а вот договор коммерческой концессии такое закрепление получил. Чтобы разобраться в понятии «коммерческая концессия» необходимо обратиться к доктринальным мнениям учёных по данному вопросу. Под коммерческой концессией понимается предоставление предпринимателем другой стороне своей бизнес-модели, получившей большую популярность на соответствующем рынке.
Договор коммерческой концессии в действующем российском законодательстве является ещё достаточно новым видом договоров. Данный договор хотя и имеет некоторые схожести с другими видами договоров, например, авторскими, лицензионными, но при этом относится к категории самостоятельных договоров. Договор коммерческой концессии обладает рядом особенностей, среди которых выделяют определённый субъектный состав договора, его объект, содержание, а также права и обязанности сторон. Именно эти черты отграничивают данный договор от других видов, на первый взгляд схожих.
Рассматривая общую характеристику договора концессии, отдельное внимание следуют уделить существенным условиям такого договора. Первым таким условием, как и у любого другого договора, выступает его предмет. Предмет договора всегда является специфичным. В данном случае предметом выступает комплекс исключительных прав. Вторым же и последним существенным условием является условие о вознаграждении. Следующим аспектом в данной характеристике выступают стороны договора коммерческой концессии, которые чётко определены в гражданском законодательстве. Круг прав и обязанностей сторон данного договора достаточно широк. При этом права сторон могут подлежать ограничению в соответствии с законом для того, чтобы обеспечить равноценное удовлетворение их потребностей.
При реализации договора коммерческой концессии могут возникать некоторые трудности, связанные с его правовым регулированием. Почву для данных трудностей составляет некоторое несовершенство гражданского законодательства, например, не в полной мере раскрыто толкование важнейших терминов договора концессии. Основными проблемными аспектами являются форма договора, срок его действия и иные моменты, касающиеся коммерческого обозначения и его изменения. Чтобы избежать сложностей при использовании договора коммерческой концессии, необходимо руководствоваться сложившейся судебной практикой.
Цель исследования состоит в комплексном теоретико-практическом анализе института коммерческой концессии.
Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:
- определить понятие «договор коммерческой концессии»;
- выявить особенности договора коммерческой концессии и его отличия;
- изучить существенные условия договора коммерческой концессии;
- рассмотреть круг обязанностей и прав сторон договора коммерческой концессии;
- проанализировать некоторые проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии.
Объект исследования: общественные отношения, опосредующие заключение, изменение и прекращение договора коммерческой концессии.
Предмет исследования: нормы, регламентирующие институт договора коммерческой концессии.
Методология исследования: при написании работы использовались следующие методы: анализ, обобщения, дедукция и формально-юридический метод.
Структура работы обусловлена темой исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и список используемых источников.
Глава 1 Договор коммерческой концессии в системе предпринимательских договоров
-
Понятие договора коммерческой концессии
По справедливому замечанию отдельных ученых, анализируемый в настоящей работе договор - это "яркий пример правомерной координации экономической деятельности предпринимателей, осуществляемый ими в рамках закона через согласованные действия"1.
Развитие рыночной экономики, совершенствование форм деятельности организаций, основанных на частном капитале, отход государства от позиции активного и непосредственного участника производства и распределения товаров, работ и услуг, а также неэффективное управление имуществом, находящимся в государственной собственности2, привели к поиску новых возможностей и вариантов совершенствования экономической деятельности.
Несмотря на то что глава 54 ГК РФ имеет название "Коммерческая концессия", легального определения данному понятию нет. Термин "концессия" означает "уступка, передача, разрешение, отдача права, присвоение"3. Общее определение концессионных соглашений, которое можно встретить, сводится к тому, что одна сторона (концедент) предоставляет другой стороне (концессионеру) право пользования объектом государственной или муниципальной собственности либо осуществления определенного вида деятельности, прерогатива (монополия) на которую принадлежит концеденту.
Этому определению соответствуют несколько различных видов правоотношений, в которые могут вступать компании.
Как уже отмечалось, в юридической литературе понятие "коммерческая концессия" было использовано при подготовке ГК РФ как наиболее соответствующее по смыслу английскому термину franchising4. Однако следует особо подчеркнуть, что договор коммерческой концессии является одной из самых сложных и юридически не определенных договорных конструкций (законодатель дает легальное определение договору коммерческой концессии), получивших законодательное признание на уровне ГК РФ.
В соответствии со ст. 1027 ГК РФ договор коммерческой концессии - это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Такое определение появилось сравнительно недавно, после вступления в законную силу части четвертой ГК РФ. В старой же редакции в предмет договора входило фирменное наименование правообладателя, но не было указано на такое право, как секрет производства (ноу-хау). Как справедливо и вполне обоснованно выявлено в правовой литературе1, изменения нормативного регулирования договора коммерческой концессии продиктованы требованиями рыночного оборота. "Концепция, согласно которой в комплекс передаваемых по договору прав включалось право на фирменное наименование юридического лица, не оправдала себя на практике"2.
Правовая модель, принятая в Российской Федерации, называется в науке "моделью исключительного правового регулирования"3. Так как регулирование всех вопросов, касающихся договора коммерческой концессии, отнесено исключительно к ведению Российской Федерации, поскольку франчайзинговое законодательство включено в состав законодательства об интеллектуальной собственности и на основании п. "о" ст. 71 Конституции РФ относится исключительно к ведению Российской Федерации.
На основании законодательного определения некоторые ученые, например С.А. Бобков1, принимая несколько упрощенную позицию, пытаются дать определение коммерческой концессии, заменяя слова "договор, по которому" на "способ осуществления предпринимательской деятельности, по которому". В целом, не
оспаривая такой трактовки коммерческой концессии, считаем, что коммерческая концессия имеет более сложную внутреннюю структуру и, как следствие, нуждается в более комплексном всестороннем научном подходе и обосновании.
Полагаем оправданным высказывание, что "включение в закон специального регулирования данного вида договора свидетельствует о признании его в качестве каузальной сделки, правовая цель которой требует в практических целях юридической определенности как в отношении самого договора, так и возникающих на его основании обязательств"2.
Следует согласиться с высказанным в науке мнением А.С. Райникова, что коммерческая концессия входит в группу обязательств, направленных на предоставление объектов гражданских прав во временное пользование. В связи с этим данный автор к существенным признакам и особенностям анализируемого договора относит направленность на передачу во временное пользование объектов исключительных прав3. Безусловно, верно утверждение, что данный договор используется исключительно в сфере предпринимательской деятельности4. Полагаем, что применительно к договору коммерческой концессии следует говорить не о передаче исключительных прав, а об их предоставлении. Данная формулировка прямо указана в ГК РФ. Поэтому предложенная Ю.В. Романец терминология представляется ошибочной, не отражающей, а в целом искажающей правовую природу анализируемого договора. Передача исключительных прав регламентируется нормами, регулирующими совершенно самостоятельную группу договоров - договоры об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ).
Следует согласиться с Б.П. Бондаренко, что договор коммерческой концессии представляет собой вид договора по отношению к родовому понятию "договор франчайзинга", поскольку правовая характеристика договора коммерческой концессии, предусмотренная в главе 54 ГК РФ, не полностью охватывает содержание договора франчайзинга, известного в зарубежном праве. Использование законодателем в российском праве понятия "коммерческая концессия" обусловлено не только близостью с понятием "франчайзинг", но и желанием избежать иностранных заимствований в русском языке1.
Б.И. Пугинский небезосновательно отмечает в качестве недостатка рассматриваемого института то, что в гл. 54 ГК РФ основное внимание уделено не содействию в реализации товаров, а вопросам лицензионных соглашений, которые, в свою очередь, являются лишь вспомогательными по отношению к задаче по реализации товаров