ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 2. НАУКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2.1. Понятие и предмет науки административного права.
2.2. Система науки административного права.
2.3. Административное право как учебная дисциплина.
2.1. Понятие и предмет науки административного права
Согласно определению, данному в философской энциклопедии: «Наука – это система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается практикой. Наука – система понятий о явлениях и закономерностях внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности, «духовного производства», имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования». [161, ст. «Наука».]
Наука административного права – это поиск наилучших вариантов формулирования норм административного права, их применения, классификация и систематизация этих норм. Итоги научных достижений выражаются в научных диссертациях, книгах, докладах, статьях.
В процессе накопления и обработки научных знаний об административном праве используются определенные методологические средства, которые помогают обработке этих знаний, превращению их в систему продуманной и понятно изложенной информации.
К таким средствам, образующим состав науки административного права, относятся предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология, категории науки, отраслевая библиография, история науки.
Наука административного права, во-первых, включает деятельность специалистов в данной области знаний, выражающуюся в изучении, объяснении административно-правовых явлений; во-вторых, представляет собой определенную сумму накопленных, осмысленных и систематизированных знаний о нормах административного права, административно-правовых институтах, понятиях и категориях.
Следовательно, наука административного права – это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права, как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти. [35, с. 76]
Предмет науки административного права состоит из нескольких частей, составных элементов:
1) административно-правовые нормы;
2) административно-правовые отношения;
3) административно-правовые категории;
4) практика применения норм административного права. [74, с. 51]
Наука административного права исследует:
-
правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления; -
правовой статус органов государственного управления; -
правовое положение негосударственных объединений в сфере управления предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц; -
административно-правовой статус государственных и общественных служащих; -
правовые формы и методы управления; -
способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении; -
административный процесс и его виды; -
систему общего, отраслевого и межотраслевого управления и регулирования управления в указанных системах нормами административного права; -
административно-юрисдикционную деятельность государства. [35, с. 77 – 78]
Результатом научных исследований является разработка рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности административно-правового регулирования и совершенствование практического применения норм административного права во всех сферах и отраслях управления. Наука административного права призвана разрабатывать научные понятия и категории, которыми она пользуется. В административно-правовых категориях выражено то главное, сущностное, что характеризует административное право в его постоянном развитии и что отражает наука административного права. Во всем этом проявляется активное влияние науки административного права на развитие и совершенствование исполнительной деятельности, механизма государственного управления и административно-правового регулирования. Тем самым наука административного права вносит свой вклад в решение задач, стоящих перед обществом и государством.
Необходимо отметить, что наука административного права не может ограничиться только анализом имеющихся норм этой отрасли права и административно-правовых отношений. Она обязана разрабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности органов исполнительной власти, системы административно-правового регулирования. В настоящее время первостепенное значение имеет разработка проблем улучшения административно-правового обеспечения реализации и защиты прав граждан, государственного регулирования рыночных отношений.
Кроме того, наука административного права находит свое выражение в реальной управленческой практике, в том числе в практике применения правовых норм.
На основе выводов, полученных при изучении административно-правовых явлений, ученые разрабатывают рекомендации по улучшению структуры аппарата управления, а также норм, регламентирующих правовое положение граждан и общественных объединений.
Теоретической основой науки административного права являются философские и общесоциологические науки, положения теории социального управления, общей теории и социологии права. Большое значение для научных исследований проблем административного права имеет законодательство: Конституция Республики Беларусь, декреты, указы Президента, акты органов исполнительной власти, в которых содержатся административно-правовые нормы и решения тех или иных вопросов управления.
Для решения теоретических проблем административного права особо важное значение имеет изучение практического опыта организации и деятельности органов государственного управления, мер по совершенствованию систем и структур управления, форм и методов работы, административной правоприменительной практики и др.
Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический и социологический методы исследования.
Наука административного права призвана служить интересам личности, общества и государства.
Среди функций науки административного права можно выделить теоретическую, прикладную, воспитательную.
Теоретическая функция способствует развитию юридической науки, общей теории социального управления.
Прикладная функция призвана разрабатывать рекомендации по совершенствованию правового регулирования, деятельности государственных органов, создавать необходимые условия для изучения административно-правовых явлений (подготовка учебников, монографий, статей и др.), пропаганды правовых знаний.
Воспитательная функция способствует развитию необходимых навыков, подходов, принципов и правил поведения у граждан, служащих, понимания или необходимости государственного регулирования социальных процессов, необходимости реализации административно-правовых норм, нетерпимости к их нарушениям.
Наука административного права Республики Беларусь является составной частью белорусской юридической науки. Она имеет связь с подобными науками зарубежных стран, с юридической практикой своей страны и зарубежных стран, опирается на положительные (приемлемые) достижения зарубежной науки. [35, с. 79]
2.2. Система науки административного права
Если предмет науки административного права обусловлен объектом познания и строго ограничивает круг собираемых наукой знаний, то система науки приводит эти знания в порядок, т. е. систематизирует их. Каждая отрасль права предполагает свою систему, которая соответствует ее содержанию. Система науки административного права определяется ее содержанием и строится на основе внутренней связи, существующей между административно-правовыми институтами. Однако система науки и система отрасли права по объему не совпадают.
Система науки административного права шире системы отрасли права.
Во-первых, система науки административного права представляет собой не только сумму научных знаний о действующем административном праве и его институтах, но также знания о наиболее общих категориях (понятиях) административного права: предмете, методе и принципах административного права, административно-правовых нормах и административно-правовых отношениях и их видах, субъектах и объектах этих отношений, исполнительной власти и ее признаках и функциях. Это базисные категории первого уровня.
Во-вторых, система науки административного права строится на началах, характерных для построения системы любой науки: разрозненный и хаотически расположенный материал систематизируется и превращается в логически стройное единое целое. Систематизация различает метод распределения научного материала на части (в соответствии с правовыми институтами) и метод организации его в целостное образование, доступное для познания и практического использования.
В-третьих, система науки административного права интегрирует материал о системах административного права – институционный, процессуальный, отраслевой – в единую систему знаний об административном праве. [35, с. 80]
2.3. Административное право как учебная дисциплина
Административное право следует рассматривать и как учебную дисциплину. В последнем качестве она выступает в учебниках, учебных пособиях, лекциях, учебных комплексах, программах. Учебная дисциплина базируется на науке административного права, ее содержание зависит от достижений науки, от того, насколько полно исследованы учеными административно-правовые нормы и отношения. В науке могут быть пробелы, упущения или недостаточная исследованность определенных вопросов, административно-правовых явлений. В учебном же курсе они должны быть изложены и освещены, охвачены все вопросы, предусмотренные программой, чтобы учащийся мог получить весь комплекс знаний. Ведь учебник или лекция могут оказаться для него единственным источником необходимых сведений. В связи с этим нередко авторам учебников приходится восполнять пробелы науки, пополнять знания об административно-правовых проблемах или излагать материал в виде комментариев тех или иных норм, актов. Поэтому учебник как книга, в которой материал излагается положительно, становится монографией-учебником. [74, с. 58]
В учебнике освещаются не все вопросы, получившие научное исследование. Во-первых, это не позволяет объем учебника. Во-вторых, студент не имеет возможности изучить все вопросы административного права так досконально, как это сделано в научно-исследовательских работах, а в большинстве случаев в этом нет необходимости.
В учебнике должны найти отражение в первую очередь вопросы, которые представляют наибольшую значимость для студентов, учащихся, т. е. самые важные сведения, выводы, рекомендации, полученные в научных исследованиях. Конечно, фактически в каждом учебнике, у каждого преподавателя, обогащенного определенным опытом, научными знаниями и имеющим свою позицию, присутствует субъективное мнение. Такое разнообразие мнений логично и положительно, свидетельствует о научном уровне автора, преподавателя.
Неоднозначно воспринимается сегодня вопрос системы учебной дисциплины «административное право», которая, безусловно, является отражением содержания отрасли.
Наиболее распространенным является деление административного права на Общую и Особенную части. В частности, «Общую» и «Особенную часть» выделяют авторы учебника «Российское административное право» В.М. Манохин,