Файл: Рождение женщины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

58
Пробудить свои здоровые инстинкты — это значит в один прекрасный момент подняться с колен и сказать: «Это моя жизнь. И я буду жить ее так, как считаю нужным, и никому не позволю мешать мне». Суметь вот так заявить — это признак взросления, возмужания личности. Когда вместо прежнего послушного и наивного ребенка, или крайне инфантильного взрослого рождается по- настоящему сильный, знающий, чего он хочет, и способный отстаивать свои ценности человек. Заметим, это взросление может произойти и сорок, и в пятьдесят лет. На самом деле, никогда не поздно. Но лучше все-таки пораньше…
ИСТОРИЯ ВОСЬМАЯ. О призраках на дороге. Для тех,
кто не может освободиться от боли прошлого
— Если, оглядываясь в прошлое и вспоминая о том, чего там не случилось или случилось не так, как хотелось бы, ты испытываешь боль в сердце — значит, за тобой уже следует призрак. А если это так, далеко ты не уйдешь.
Вот такую пугающую фразу произнесла однажды Агния, уж не помню, по какому поводу, чем привела меня в некоторое замешательство. А разве это не естественно — чувствовать боль в сердце, вспоминая неосуществившуюся любовь, переживая из-за того, что «счастье было так возможно», а вот — не случилось? Или сокрушаясь из-за прошлых ошибок, из-за того, что не стала тем-то и тем-то, не сделала то-то и то-то, не добилась того-то и того-то?
— Страдать, переживать, испытывать боль из-за того, что произошло не так, как хотелось бы — вполне нормально, — сказала на это Агния. — Но с этой болью надо вовремя попрощаться. Отдать ей дань, воздать все почести, и отпустить. Идти дальше. А иначе ты порождаешь призраков, которые тянут к тебе из прошлого руки, норовят ухватить и затащить назад, лишить свободы и не дать двигаться дальше. Не случайно же люди, застрявшие в прошлом, практически никогда не могут достичь чего-то в настоящем.
Да, сожаления о прошлом и правда имеют способность утягивать нас от настоящего. Но чтобы эти сожаления превращались в призраков?.. По-моему, это уже слишком. Впрочем, послушаем.
Жил-был в одном городе добропорядочный горожанин, звали его Ганс. Был он прекрасным краснодеревщиком, делал замечательную мебель. И все было бы хорошо, но однажды прошел слух, что возле дома Ганса по ночам собираются призраки. Видели их все его соседи. И что с каждой ночью привидений этих все больше. И цепями они гремят, и жутко завывают, плачут и стонут, и даже зубами скрежещут так, что всему кварталу спать не дают.
Чем больше эти слухи распространялись по городу, тем меньше у Ганса становилось заказчиков. Горожане рассуждали резонно: если этот мастер с привидениями водится, он может и нам в шкаф или трельяж призрак посадить! А кому нужна такая радость?
И вот настал день, когда никто не пришел к Гансу заказывать мебель. Хотел он сам, для собственного удовольствия пару стульев сделать — да вдруг выпали все инструменты у него из рук, и работа не заспорилась. Как тут работать, если он только и мог теперь, что


59 к звукам за окном прислушиваться, да опасаться, как бы эти призраки не начали к нему в дом пробираться.
И вот навесил он огромные замки на двери, окна все ставнями закрыл, щели законопатил. А сам начал перед сном уши затыкать, чтобы воя и скрежета страшного не слышать. Но все равно жуткие эти звуки до его ушей добирались. Да и соседи начали ему свое возмущение выказывать, мол, жить всем мешаешь, ушел бы куда-нибудь и увел своих привидений!
— Почему это они мои? — возмутился Ганс.
— А чьи же? — в один голос закричали соседи. — Вокруг твоего дома собираются, значит, твои. В общем, давай, решай с ними что-то, или мы сами примем решение, что с тобой делать.
Подумал Ганс, что работы для него здесь все равно нет. Выходит, и правда лучше ему уйти из города.
Собрал он в дорогу самое необходимое, взял скопленные на черный день золотые монеты, и покинул город. День шел, а к вечеру утомился и прилег отдохнуть у дороги. А проснулся от того, что услышал неподалеку уже знакомый вой, скрежет зубов и звон цепей.
Испугался Ганс не на шутку. Он ведь не верил, что призраки за ним увяжутся.
Получается, что дома надежнее было, за замками и ставнями? А здесь, в чистом поле, он совершенно беззащитен!
Остаток ночи просидел Ганс, дрожа от страха всем телом, и глядя на дорогу, где в отдалении маячили темные тени.
Но вот настало утро, тени развеялись, и Ганс решил отправиться дальше. Шел целый день, а к ночи сморил его сон, и он уснул.
Вновь проснулся от жуткого завывания, которое слышалось теперь гораздо ближе, чем в предыдущую ночь. Тени теперь были совсем рядом и тянули к нему свои руки!
Сквозь завывания призраков послышались Гансу слова:
— Вернись, Ганс! Вернись к нам! Останься, не ходи!
Опять всю ночь Ганс просидел, трясясь от ужаса, а утром, когда тени исчезли, отправился дальше. Шел целый день, а к ночи прилег на обочине и уснул.
Проснулся же от того, что жуткий вой раздался прямо над его ухом. Открыл он глаза, хотел подняться, да понял, что не может, потому что связан по рукам и ногам!
Призраки стояли вокруг тесным кольцом и их руки тянулись прямо к нему.
— Отпустите меня! — закричал Ганс в ужасе. — Кто вы такие? Что вам нужно?
— Ты не сможешь идти дальше, Ганс, — зашелестели вокруг бесплотные голоса,
— мы не отпустим тебя, мы хотим, чтобы ты остался с нами.
— Хорошо, — сказал Ганс, который немного успокоился, поняв, что убивать его, кажется, они не собираются. — Только развяжите меня сначала. И дайте мне разглядеть вас получше. Пора нам уже, наконец, познакомиться. А то сколько времени уже кругами ходите. Говорили бы сразу, что надо.
Призраки посовещались и решили Ганса развязать. Тогда он, размяв затекшие руки и ноги, подошел к первому, самому большому привидению, и взглянул ему в лицо:
— Ну, давай, рассказывай, кто таков будешь…


60
И вдруг произошло что-то необъяснимое — на том месте, где Ганс видел только серое пятно, начали проступать человеческие черты — и лицо это было очень милое, девичье. Ганс так и ахнул: он узнал свою первую любовь, девушку, на которой он хотел когда-то жениться, да так и не сделал это. И даже не знал, как сложилась ее судьба дальше.
— Элиза…, — только и смог произнести он.
— Да, это я, твоя несостоявшаяся любовь, — сказал призрак голосом Элизы. — Ты знаешь, у нас с тобой было бы двое детей, мальчик и девочка. Мы могли быть очень счастливы. Но ты решил иначе…
— О, если бы ты знала, как я раскаиваюсь! — вскричал Ганс. — Я всю жизнь жалел, что потерял тебя. Да и сейчас не могу без боли вспоминать о том, как мы расстались. Но Элиза, может, нам не поздно начать все сначала?
— Увы, — произнес призрак, — после того, как ты бросил меня, я ушла в монастырь, и там закончила свои дни. Я умерла, Ганс, все потеряно. Ничего нельзя возвратить.
— Так неужели это прошлое будет преследовать меня до конца дней?
— Оно следует за тобой, пока ты не воздашь ему должное. Почти мою память,
Ганс. Отдай должное моим и своим страданиям. Посади у дороги самые прекрасные цветы в честь твоего несбывшегося счастья. Так ты сможешь упокоить меня, я больше не буду тебя преследовать.
Ганс обещал призраку, что обязательно сделает это, посадит цветы в честь утраченной любви. А потом подошел к следующему привидению:
— А ты кто?
Сквозь тьму проступили человеческие черты, и увидел Ганс, что это лицо его учителя музыки — ведь когда-то давно, в детстве, он играл на скрипке. Причем так хорошо, что прочили ему быть великим музыкантом. Но потом то ли лень его одолела, то ли еще что — и бросил он это занятие.
— Я — твое несостоявшееся призвание музыканта, — сказал призрак голосом бывшего учителя. — Ты действительно мог быть великим музыкантом, Ганс, знаменитым на весь белый свет. Твои концерты проходили бы в лучших концертных залах, и почестей тебе воздавали бы больше, чем королевским особам.
— Ах, как часто я жалел о том, что был так неразумен! — заплакал от горя Ганс. —
Но может, не поздно все вернуть?
— Нет, — сказал призрак. — Время упущено, да и руки у тебя уже совсем к другой работе приспособлены. Иди тем путем, который выбрал — ты ведь хороший мастер- краснодеревщик. И можешь стать еще лучше, если однажды тебе вздумается смастерить не только стул или стол, но и скрипку… А если хочешь налегке шагать дальше, почти мою память. Посади в честь меня молодую яблоню у дороги, омой ее своими слезами. Так ты благословишь мою память, и я отпущу тебя.
Пообещал Ганс, что так и сделает, и подошел к следующему призраку.
— Я — твое несостоявшееся богатство, — сказал тот, и Ганс увидел лицо самого знатного человека их города, который когда-то хотел заказать у него мебель.
Ганс побоялся взять заказ, так как не был уверен, что справится с высокими требованиями: сделать мебель в короткий срок, и при этом очень изысканную и высокого


61 качества. Ганс отказался, а другой мастер, менее одаренный, чем он, взялся и справился. С тех пор у него заказывали мебель и другие богатые люди, а мастер этот занимает теперь один из лучших домов в городе, деньги так и текут к нему рекой.
— О, как много раз я пожалел о том, что отказался от того заказа, — прошептал
Ганс. — Но ведь ничего уже не вернешь?
— Ты прав, Ганс, тот шанс упущен навсегда. Но у тебя будут другие возможности, если ты как следует распростишься со мной, воздашь дань своим сожалениям и посадишь в их честь ягодный куст у дороги.
Пообещал Ганс, что так и сделает, а после этого еще долго разговаривал с другими призраками. И каждый из них являл ему нечто, о чем он сожалел в своем прошлом.
Пообещал Ганс, что воздаст им должное, поможет мирно упокоиться, посадив в их честь цветок, дерево или кустарник.
За этими разговорами прошла вся ночь. А утром, когда призраки развеялись, пошел
Ганс дальше и добрался до города, где был большой базар. На все золотые монеты, которые у него еще оставались, купил он цветочную рассаду, саженцы деревьев, садовый инструмент. Вернулся назад, на дорогу, где разговаривал с призраками. И начал там свою долгую кропотливую работу.
Самый красивый цветник разбил он в честь утерянной первой любви. Потом сел рядом и долго плакал, каялся, просил прощения у своей возлюбленной, и так отдавал почести собственной памяти и страданиям. А потом попрощался со своей любовью навсегда, и понял, что может идти дальше.
Замечательную молодую яблоню он посадил в честь несостоявшегося музыкального призвания. И тоже плакал, раскаивался, прощался с тем, что вернуть уже нельзя. А когда понял он, что мечта его оплакана и упокоена навсегда, пошел дальше.
Пышный куст смородины он посадил в честь несостоявшегося богатства. Оплакал его и понял, что утраченное не вернуть, но можно похоронить свои сожаления об этом.
Так он сажал и сажал цветы, деревья и кусты. Труд этот занял много времени. Ведь на то, чтобы как следует почтить следы прошлого, требуется время. И когда он, наконец, сделал все, как положено, у дороги возник прекрасный сад. А еще Ганс построил в нем беседку, чтобы усталый путник мог отдохнуть с дороги. Да и сам остался ночевать в ней, решив, что утром продолжит путь.
А ночью опять собрались возле него призраки. Испугался Ганс: неужели он что-то не так сделал?
Но привидения больше не выли, не скрежетали зубами, не тянули у нему руки.
Ганс услышал, как они говорят ему на разные голоса:
— Теперь ты свободен. Ты можешь идти, куда хочешь. Ты почтил нас и упокоил, дал нам свободу, а мы возвращаем ее тебе. Прощай, Ганс, прощай!
С этими словами призраки тихо растворились в предутреннем тумане, а Ганс крепко уснул и спокойно проспал почти до полудня.
Проснувшись, он почувствовал себя бодрым и отдохнувшим. Необычайная легкость была во всем его теле. Он ощутил, что свободен, что его больше не будут преследовать и тянуть за собой тени прошлого. Ганс улыбнулся новому дню и солнцу и пошел вперед.
Он не вернулся в город своего прошлого. А обосновался совсем в другом месте, и снова сделался мастером-краснодеревщиком. Но теперь кроме мебели мастерил еще и


62 скрипки. И скоро преуспел в этом так, что прославился на многие земли, а лучшие музыканты стали заказывать у него инструменты. Он был знаменит и богат, и лучший дом в городе принадлежал ему. А вскоре женился он на чудной девушке, и родила она ему двоих детей, мальчика и девочку. Живут они до сих пор в счастье и радости. Тут и сказке конец.
Ну что тут добавить? Да, сожаления о прошлом могут тянуть назад, отнимать силы, не давать приходить в жизнь чему-то новому. Но легко сказать: перестань жить прошлым, не сожалей о нем. Легко сказать — да трудно сделать. А что, если это прошлое действительно преследует того, кто не воздал ему должное? То есть не принял, не пережил как следует эти потери, а вместо этого только тщетно пытается забыть о них, сделать вид, что их и не было. А они никуда не делись, и заставляют болеть сердце, тянут нас назад, лишают настоящего и будущего. Похоронить старую любовь, несбывшуюся мечту, несостоявшееся счастье? Похоронить — и посадить цветочки на могилке? А почему бы и нет?
Комментарий психолога
В нашей культуре, к сожалению, недооценивается такой важный элемент нормализации состояния души и духа, как ритуал. В итоге мы бессознательно шагаем по жизни, не задумываясь о том, что иногда надо остановиться и почтить то, что ушло навсегда и уже не вернется. Вот потом и преследуют тени прошлого, то есть не осмысленного, не пережитого, не отпущенного от себя негативного опыта. А он, как известно, программирует и наше будущее. Если прошлые утраты не осмыслены, если им не воздано должное — в будущем мы станем лишь плодить потери, а новое в нашей жизни будет созидаться с огромным трудом.
Да, часто случается, что до 40 лет человек живет будущим, ему кажется, что все еще впереди — и потому он не ценит настоящее, упускает то, что несет сегодняшний момент: любовь, призвание, богатство… Но примерно в возрасте 40 лет (не случайно именно к этой дате приурочен кризис среднего возраста) взгляд на себя и жизнь вдруг меняется. Человек осознает, что многое уже позади, все упущенное не вернется. Вот тут он перестает жить надеждами на будущее, и начинает жить сожалениями о прошлом… А жизнь — она, как известно, всегда находится в настоящем. В итоге человек, живущий будущим или прошлым, просто-напросто упускает свою жизнь.
Быть внимательнее к настоящему моменту — вот все, что можно посоветовать. На самом деле счастливые шансы возникают в нашей жизни как до
40 лет, так и после. И их надо постараться не упускать, чтобы потом не сожалеть.
А если уж сожаления возникли — вернитесь мысленно в это прошлое, признайте, что понесли потери. Почтите их, попрощайтесь с ними уже окончательно, чтобы они отпустили вас к новой жизни, к новому счастью. Проведите хотя бы мини- ритуал по этому поводу, например, зажгите свечу в честь каждой вашей потери, несбывшейся мечты, неосуществленной возможности счастья. Оплачьте эту утрату, если нужно, скажите себе, что ничего изменить и вернуть нельзя, попрощайтесь с прошлым, простите его, сами попросите прощения, и тогда оно отпустит вас, как и вы его. А значит, впереди обязательно откроются новые пути.