Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Основы педагогического мастерства Практическое занятие 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1644
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Не всегда соответствует требованиям терминологическая культура будущего учителя.
Знание научного содержания терминов, овладение навыками их доступного объяснения учащимся — один из показателей профессиональной культуры учителя. И важно развить в себе потребность в постоянном изучении терминов с точки зрения их происхождения, словообразования, уместности использования.
Прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризуют логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительны, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.
Задание 4. (максимальное количество баллов — 3 балла)
Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите варианты грамотного её теоретического и практического осмысления.
Реальная жизнь и события, происходящие в современных образовательных учреждениях, часто демонстрируют наличие непродуктивных стилей педагогического общения, как внутри учительского коллектива, так и между учащимися.
Охарактеризуйте следующие стили педагогического общения и приведите по одному примеру на каждый из предложенных стилевых типов построения взаимоотношений:
1. Стиль «Монблан»
2. Стиль «Китайская стена»
3. Стиль «Локатор»
4. Стиль «Робот»
5. Стиль «Я сам»
6. Стиль «Гамлет»
7. Стиль «Друг»
8. Стиль «Тетерев»
9. Стиль «Контакт в общении»
Ответ:
1. Стиль «Монблан» — это диктаторская модель, при которой педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Учащиеся – это безликая масса слушателей. Например: сухой монолог педагога по какой-либо теме урока, без взаимодействия с учащимися.
2. Стиль «Китайская стена» — это неконтактная модель, близка по своему психологическому содержанию к первой модели. Разница в том, что между педагогом и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непроизвольно созданного барьера. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалогичный характер занятия, непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительного отношения к учащимся. Например: учитель указывает на свой статус «Я учитель!», а значит я прав, так как вы ученики. Урок построен на монологе учителя.
3. Стиль «Локатор» - это модель дифференцированного внимания, которая основана на избирательных отношениях с учащимися. Преподаватель ориентирован не на весь состав учащихся, а лишь на часть: на наиболее талантливых и успевающих или же, напротив, на слабых, на лидеров или на аутсайдеров. Педагог как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется в настроении всего коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели поведения может явиться неумение сочетать индивидуальную работу с фронтальным подходом. Например: в процессе урока педагог контактирует только с теми учащимися, которые быстрее и успешнее поняли тему урока. На остальных не обращает внимание.
4. Стиль «Робот» — это модель негибкого реагирования. Взаимоотношения педагога с учащимися строятся по жесткой программе, где четко выражаются цели и задачи заданий, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументации фактов, отшлифованы мимика и жесты, но педагог не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние учащихся, их возрастные, индивидуальные и этнические особенности. Идеально спланированная и методически разработанная любая деятельность разбивается о рифы социально-педагогической действительности, не достигая своей цели. Например: у педагога невыразительный, ровный голос, речь пересыщена абстракциями
5. Стиль «Я сам» - авторитарная модель общения, при которой учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он – главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие. Односторонняя активность педагога подавляет всякую личную инициативу со стороны учащихся, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.
6. Стиль «Гамлет» — это гиперрефлексивная модель, которая противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов
, в правильности своих поступков, остро реагируя на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет, такой преподаватель подобен обнаженному нерву.
7. Стиль «Друг» - при данной модели поведения педагог главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отведя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
8. Стиль «Тетерев» — это гипорефлексная модель, которая заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут на себе: его речь большей частью монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
9. Стиль «Контакт в общении» - активное взаимодействие, при котором педагог постоянно находится в диалоге с учащимися, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко определяет изменения в психологическом климате ученического коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.
Задание 5. (максимальное количество баллов — 3 балла)
Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите варианты грамотного её теоретического и практического осмысления.
Изучите теоретический материал по теме «Стиль общения как проявление педагогического мастерства учителя». Заполните обобщающую таблицу «Стили традиционного педагогического общения», учитывая основные вопросы, требующие внимательного рассмотрения и оформления:
1. Выделите и составьте перечень актуальных критериев, на основании которых возможно провести сравнительный анализ трех стилей традиционного педагогического общения.
2. По отношению к каждому из рассматриваемых критериев и стилей общения приведите примеры ситуаций, в которых данный критерий находит свое наиболее яркое проявление. При описании каждой ситуации представьте краткий вывод о возможности грамотного ее разрешения.
3. В качестве вывода, после оформления данной таблицы, поясните: «Какой из стилей педагогического общения и в какой конкретной ситуации приемлем для построения отношений ученик-учитель?»
№ | Наименования критериев проведения сравнительного анализа | Стили традиционного педагогического общения и ситуации их проявления | ||
Демократический | Авторитарный | Либеральный | ||
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
Ответ:
№ | Наименования критериев проведения сравнительного анализа | Стили традиционного педагогического общения и ситуации их проявления | ||
Демократический | Авторитарный | Либеральный | ||
1. | Стиль | Широкий контакт с воспитанниками | Навязывание мнения сверху | Анархический, попустительский |
2. | Форма передачи информации | Предложения, советы, обсуждения | Инструктаж, команды, указания, приказы | Вопросы рассматривают формально |
3. | ответственность | В соответствии с полномочиями | Полностью у руководителя | Полностью в руках подчиненных |
4. | Инициатива в общении | Педагог владеет инициативой и стимулирует инициативу детей. Совместное решение проблем | Инициатива педагога явная, инициатива детей «задавлена», единоличное решение проблем | Инициатива у учащихся, педагог устраняется при решении проблем. |
5. | недостатки | Требует от педагога наибольших усилий на всех стадиях общения | Формирование безынициативности, безответственности, показное послушание. | Низкие результаты деятельности, слабая дисциплина. Низкая предсказуемость результатов воспитания |
Задание 6. (максимальное количество баллов — 5 баллов)
Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите вариант грамотного решения.
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
В школе прозвенел звонок на урок. Ученики 4-го класса ожидали учителя в коридоре около двери кабинета ИЗО. Кабинет был закрыт. Через некоторое время к двери подошел учитель и попытался вставить ключ, чтобы открыть дверь, но замок не открывался. Присмотревшись, учитель заметил, что замочная скважина была забита бумагой.
Педагог посмотрел на ребят подозрительным взглядом и достаточно резко спросил:
— Кто до этого додумался? Надеялись таким образом сорвать урок?
Ребята растерянно переглядывались и пробовали возражать, но учитель, не слушая их, продолжал выдвигать обвинения.
В этот момент к кабинету подошел заместитель директора по административно-хозяйственной части и сказал:
— Простите, я опоздал к началу урока, я должен открыть для вас другой кабинет. В этом кабинете окрашены столы. Я специально закупорил замок бумагой, чтобы никто не вошел и не запачкался.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Почему возник конфликт учителя с учениками?
2. Можно ли было избежать его?
3. Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно ориентироваться в подобной ситуации?
4. Опишите, а как бы вы повели себя на месте учителя, если бы оказались в подобной ситуации?
Ответ:
1. Почему возник конфликт учителя с учениками?
Учитель проявил неуважение к ученикам тем, что не учитывал их мнение по поводу инцидента.
2. Можно ли было избежать его?
Можно. Педагог, я считаю, мог направить эту ситуацию в оптимистическое направление, предложить мальчикам попробовать открыть дверь, тем самым проявил свое доверие ученикам. Я думаю, не могут все ученики желать срыва урока и всячески ему препятствовать. Педагог опоздал на урок и в этом тоже его вина.
3. Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно ориентироваться в подобной ситуации?
Сдержанность, гибкость и творческий подход
4. Опишите, а как бы вы повели себя на месте учителя, если бы оказались в подобной ситуации?
Я извинилась бы за опоздание. Попросила бы помощи у ребят при открывании двери, сказала бы, что бывают хулиганы, которые бумагу впихивают в замочную скважину (без указания на ребят), но любые препятствия «закаляют дух».
Задание 7. (максимальное количество баллов — 3 балла)