Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Основы педагогического мастерства Практическое занятие 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1644

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Не всегда соответствует требованиям терминологическая культура будущего учителя.

Знание научного содержания терминов, овладение навыками их доступного объяснения учащимся — один из показателей профессиональной культуры учителя. И важно развить в себе потребность в постоянном изучении терминов с точки зрения их происхождения, словообразования, уместности использования.

Прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризуют логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительны, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.

Задание 4. (максимальное количество баллов — 3 балла)
Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите варианты грамотного её теоретического и практического осмысления.

Реальная жизнь и события, происходящие в современных образовательных учреждениях, часто демонстрируют наличие непродуктивных стилей педагогического общения, как внутри учительского коллектива, так и между учащимися.

Охарактеризуйте следующие стили педагогического общения и приведите по одному примеру на каждый из предложенных стилевых типов построения взаимоотношений:

1. Стиль «Монблан»

2. Стиль «Китайская стена»

3. Стиль «Локатор»

4. Стиль «Робот»

5. Стиль «Я сам»

6. Стиль «Гамлет»

7. Стиль «Друг»

8. Стиль «Тетерев»

9. Стиль «Контакт в общении»
Ответ:

1. Стиль «Монблан» — это диктаторская модель, при которой педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Учащиеся – это безликая масса слушателей. Например: сухой монолог педагога по какой-либо теме урока, без взаимодействия с учащимися.

2. Стиль «Китайская стена» — это неконтактная модель, близка по своему психологическому содержанию к первой модели. Разница в том, что между педагогом и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непроизвольно созданного барьера. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалогичный характер занятия, непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительного отношения к учащимся. Например: учитель указывает на свой статус «Я учитель!», а значит я прав, так как вы ученики. Урок построен на монологе учителя.


3. Стиль «Локатор» - это модель дифференцированного внимания, которая основана на избирательных отношениях с учащимися. Преподаватель ориентирован не на весь состав учащихся, а лишь на часть: на наиболее талантливых и успевающих или же, напротив, на слабых, на лидеров или на аутсайдеров. Педагог как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется в настроении всего коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели поведения может явиться неумение сочетать индивидуальную работу с фронтальным подходом. Например: в процессе урока педагог контактирует только с теми учащимися, которые быстрее и успешнее поняли тему урока. На остальных не обращает внимание.

4. Стиль «Робот» — это модель негибкого реагирования. Взаимоотношения педагога с учащимися строятся по жесткой программе, где четко выражаются цели и задачи заданий, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументации фактов, отшлифованы мимика и жесты, но педагог не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние учащихся, их возрастные, индивидуальные и этнические особенности. Идеально спланированная и методически разработанная любая деятельность разбивается о рифы социально-педагогической действительности, не достигая своей цели. Например: у педагога невыразительный, ровный голос, речь пересыщена абстракциями

5. Стиль «Я сам» - авторитарная модель общения, при которой учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он – главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие. Односторонняя активность педагога подавляет всякую личную инициативу со стороны учащихся, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.

6. Стиль «Гамлет» — это гиперрефлексивная модель, которая противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов

, в правильности своих поступков, остро реагируя на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет, такой преподаватель подобен обнаженному нерву.

7. Стиль «Друг» - при данной модели поведения педагог главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отведя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

8. Стиль «Тетерев» — это гипорефлексная модель, которая заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут на себе: его речь большей частью монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

9. Стиль «Контакт в общении» - активное взаимодействие, при котором педагог постоянно находится в диалоге с учащимися, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко определяет изменения в психологическом климате ученического коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

Задание 5. (максимальное количество баллов — 3 балла)
Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите варианты грамотного её теоретического и практического осмысления.

Изучите теоретический материал по теме «Стиль общения как проявление педагогического мастерства учителя». Заполните обобщающую таблицу «Стили традиционного педагогического общения», учитывая основные вопросы, требующие внимательного рассмотрения и оформления:

1. Выделите и составьте перечень актуальных критериев, на основании которых возможно провести сравнительный анализ трех стилей традиционного педагогического общения.

2. По отношению к каждому из рассматриваемых критериев и стилей общения приведите примеры ситуаций, в которых данный критерий находит свое наиболее яркое проявление. При описании каждой ситуации представьте краткий вывод о возможности грамотного ее разрешения.

3. В качестве вывода, после оформления данной таблицы, поясните: «Какой из стилей педагогического общения и в какой конкретной ситуации приемлем для построения отношений ученик-учитель?»



Наименования критериев проведения сравнительного анализа

Стили традиционного педагогического общения и ситуации их проявления

Демократический

Авторитарный

Либеральный

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 



Ответ:



Наименования критериев проведения сравнительного анализа

Стили традиционного педагогического общения и ситуации их проявления

Демократический

Авторитарный

Либеральный

1.

Стиль

Широкий контакт с воспитанниками

 Навязывание мнения сверху

Анархический, попустительский

2.

  Форма передачи информации

 Предложения, советы, обсуждения

 Инструктаж, команды, указания, приказы

 Вопросы рассматривают формально

3.

  ответственность

 В соответствии с полномочиями

 Полностью у руководителя

 Полностью в руках подчиненных

4.

 Инициатива в общении

 Педагог владеет инициативой и стимулирует инициативу детей. Совместное решение проблем

 Инициатива педагога явная, инициатива детей «задавлена», единоличное решение проблем

 Инициатива у учащихся, педагог устраняется при решении проблем.

5.

  недостатки

 Требует от педагога наибольших усилий на всех стадиях общения

 Формирование безынициативности, безответственности, показное послушание.

 Низкие результаты деятельности, слабая дисциплина. Низкая предсказуемость результатов воспитания



Задание 6. (максимальное количество баллов — 5 баллов)

Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите вариант грамотного решения.

Предлагается для решения следующая педагогическая задача.

В школе прозвенел звонок на урок. Ученики 4-го класса ожидали учителя в коридоре около двери кабинета ИЗО. Кабинет был закрыт. Через некоторое время к двери подошел учитель и попытался вставить ключ, чтобы открыть дверь, но замок не открывался. Присмотревшись, учитель заметил, что замочная скважина была забита бумагой.

Педагог посмотрел на ребят подозрительным взглядом и достаточно резко спросил:

— Кто до этого додумался? Надеялись таким образом сорвать урок?

Ребята растерянно переглядывались и пробовали возражать, но учитель, не слушая их, продолжал выдвигать обвинения.

В этот момент к кабинету подошел заместитель директора по административно-хозяйственной части и сказал:

— Простите, я опоздал к началу урока, я должен открыть для вас другой кабинет. В этом кабинете окрашены столы. Я специально закупорил замок бумагой, чтобы никто не вошел и не запачкался.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Почему возник конфликт учителя с учениками?

2. Можно ли было избежать его?

3. Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно ориентироваться в подобной ситуации?

4. Опишите, а как бы вы повели себя на месте учителя, если бы оказались в подобной ситуации?
Ответ:

1. Почему возник конфликт учителя с учениками?

Учитель проявил неуважение к ученикам тем, что не учитывал их мнение по поводу инцидента.

2. Можно ли было избежать его?

Можно. Педагог, я считаю, мог направить эту ситуацию в оптимистическое направление, предложить мальчикам попробовать открыть дверь, тем самым проявил свое доверие ученикам. Я думаю, не могут все ученики желать срыва урока и всячески ему препятствовать. Педагог опоздал на урок и в этом тоже его вина.

3. Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно ориентироваться в подобной ситуации?

Сдержанность, гибкость и творческий подход

4. Опишите, а как бы вы повели себя на месте учителя, если бы оказались в подобной ситуации?

Я извинилась бы за опоздание. Попросила бы помощи у ребят при открывании двери, сказала бы, что бывают хулиганы, которые бумагу впихивают в замочную скважину (без указания на ребят), но любые препятствия «закаляют дух».

Задание 7. (максимальное количество баллов — 3 балла)