Файл: Медиация как способ снижения риска молодежного экстремизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ РИСКА

МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА.

Е.Н. Иванова

Молодость – непростой жизненный период. Яркая эмоциональность, напряженность потребностей, недостаточность жизненного опыта, поиск идентичности, неопределенность социального статуса и многие другие факторы способствуют высокому риску проявлений экстремизма в молодежной среде. Не удивительно, что 80 % участников экстремистских группировок составляют люди в возрасте от 20 до 30 лет. Питательную среду для возникновения молодежных проблем, способствующих росту риска экстремизма, создает сложное переплетение макро- и микросоциальных, экономических, политических факторов на разных уровнях - семейном, профессиональном, возрастном и других. Среди субъективных психологических факторов важнейшую роль играют негативные чувства и настроения, деструктивные убеждения и непродуктивные поведенческие установки.

Провокатором таких явлений оказываются неразрешенные конфликты, неудовлетворенность межличностными отношениями и собственными социальными достижениями. Их преодолению противодействует дефицит коммуникативных умений, отсутствие опыта конструктивного разрешения сложных ситуаций за счет понимания сторонами конфликта истинных мотивов друг друга и достижения договоренностей, удовлетворяющих истинные интересы участников. Это порождает ощущение безвыходности, вынужденности реагирования, формирует образ врага как главного источника проблем.

Возникающие противоречивые чувства создают атмосферу, в которой подавленность, угнетенность, безысходность, страх соседствуют с яростью, ненавистью, желанием отомстить. «Этот эмоциональный котел способствует формированию экстремистских, радикалистских поведенческих установок, выражающихся в направленности на насильственные, жестокие действия по отношению к «врагам», которые рассматриваются как главная причина всех бедствий» [1].

Таким образом, потребность в овладении конструктивными способами разрешения конфликтов, налаживания взаимодействия и взаимовыгодного удовлетворения интересов сторон является чрезвычайно актуальной, особенно в последние десятилетия. Именно медиация с ее богатым и разнообразным инструментарием является адекватным методом, позволяющим преодолеть дефицит средств переориентации агрессивного экстремистского поведения на мирное взаимодействие.


Медиация завоевывает все более прочные позиции в мире и в нашей стране в разных сферах работы с конфликтом. Рост популярности медиации и доверия к ней отражается как в расширении практики, так и в распространении связанных с ней учебных курсов в образовательных учреждениях.

С одной стороны, медиация может рассматриваться в качестве эффективной альтернативы насильственным действиям непосредственно как метод прочного разрешения конфликтов. Важно, что медиация может работать и с многосторонними конфликтами, и с конфликтами, где каждая из сторон представлена группой участников. Именно такие ситуации наиболее часто ассоциируются с экстремистскими действиями в молодежной среде.

Кроме того, медиация является превосходной школой развития конфликтологической компетентности. Г. Шварц пишет: «Я считаю, что поведение человека во время конфликта превращается в учебный процесс. Этот учебный процесс встречается как в истории, так и в жизни отдельных индивидов, иногда даже при одном и том же конфликте» [2]. Развитие медиационных курсов в учебных заведениях и бучение медиации является плодотворной базой для осуществления такого превращения. Технологические возможности медиации помогают решать важнейшие воспитательные задачи образования – формирование личности, обладающей критическим мышлением, ответственностью, адекватной независимостью и зрелостью личности. Это позволяет молодым людям формировать собственную точку зрения, не поддаваясь негативному групповому воздействию.

Формирование конфликтологических навыков в молодом возрасте позволит не только не только облегчить социализацию и достижение жизненных целей, но и передать конструктивные способы поведения последующим поколениям. Поэтому существенную роль в профилактике экстремизма может сыграть подготовка и участие молодых людей в качестве медиаторов в работе с конфликтами сверстников.

Преимущества медиации по сравнению с другими способами противодействия экстремизму базируются на ее ненасильственной природе, выраженной в базовых принципах. Разные авторы и представители разных школ медиации формулируют их более обобщенно или более дифференцированно, количество принципов варьирует от 3 до 12 [3], однако их можно обобщенно свести к нескольким главным: нейтральность, добровольность, конфиденциальность, равенство [4].

Фундаментальный принцип медиации, вынесенный в ее определение – нейтральность, медиатора. Для снижения риска экстремизма важно широкое, неформальное понимание нейтральности медиатора не просто как отсутствие материальной или иной заинтересованности в определенном исходе медиации или в достижении преимущества одной из сторон. Только нейтральность как безоценочное отношение к конфликту и его сторонам, сохранение медиатором эмоциональной беспристрастности позволяет сохранить объективность, сформировать атмосферу доверия и мотивировать стороны на работу над достижение взаимовыгодного соглашения. Именно нейтральность дает возможность медиатору сформировать широкое видение проблемы сторонами и помочь им творчески подойти к преодолению барьеров между ними.



В свете ярко выраженного протестного компонента у потенциальных участников экстремистских групп особенно ценным является невмешательство медиатора в само существо спора, умение воздержаться от советов, настоятельных рекомендаций, продавливания решения, которое самому медиатору кажется наилучшим.

Нередко в трактовке добровольности как принципа медиации делается акцент на мотивации прихода сторон для участия в процедуре медиации и возможности ее прекращения по инициативе любого из участников. Гораздо более важным аспектом добровольности является то, что все происходящее в медиации имеет место с согласия сторон, по договоренности с ними. У сторон есть полная возможность контроля процесса и результата медиации. Ни один из пунктов соглашения не может быть навязан медиатором, принят под давлением, без полноценной проверки его желательности, реалистичности и одинакового понимания сторонами. Медиатор предоставляет сторонам модель и опыт эффективной ненасильственной коммуникации, свободной от страха и агрессии, которая противостоит их пессимистическому видению возможностей мирного достижения согласия.

Конфиденциальность является чрезвычайно значимой особенностью медиации. В процедуре предусмотрены индивидуальные беседы медиатора с каждым из участников в случае необходимости, и они обеспечиваются двойной конфиденциальностью. Без гарантии конфиденциальности вряд ли можно рассчитывать на искренность и получение необходимой для глубокого разрешения проблемы информации. Медиационные техники и полноценное владение информацией позволяют сторонам конструктивно и безопасно справляться с разногласиями, не накапливая неудовлетворенность.

Равенство является чрезвычайно важным для студентов, одновременно самолюбивых и неуверенных в себе. Этой потребности адекватно отвечает принцип равенства сторон в медиации. Он подразумевает, что медиатор обязан обеспечить всем участникам равные возможности для высказывания своей точки зрения, мотивов, позиций, отстаивания своих интересов, выдвижении и обсуждении предложений и участия в формулирования финального медиационного соглашения.

Возможность договориться, исправить ошибки, восстановить отношения, самостоятельно компенсировать нанесенный ущерб в атмосфере доброжелательного равенства способствует адекватному повышению самооценки, самоуважению сторон, росту их способности к самоконтролю и пониманию своей ответственности. Такой подход родственен изначальным идеям гуманистического образования, которые не всегда удается реализовать на практике.


Неформальная процедура медиации дает студентам возможность свободно высказаться, выразить свое мнение, осознать и отработать свои чувства, чего они часто не могут сделать в других ситуациях жизни. У медиатора есть время и возможность подробно выяснить подспудные интересы сторон, более того, помочь им понять и реализовать их. Медиатор способствует обеспечению более полного и разностороннего видения ситуации и вместе со сторонами создает общее информационное поле, превращая их из непримиримых оппонентов в партнеров. Стороны получают возможность посмотреть на проблему шире, увидеть дополнительные ресурсы и за счет этого найти выход из кажущегося тупика.

Переживание такого опыта молодыми людьми становится базой профилактики агрессии и правонарушений как оборотной стороны безысходности и страха. Это существенно снижает риск патологических зависимостей, депрессии, социальной изоляции, лежащих в основе подверженности экстремистским влияниям. Разрешая возникающие в жизни проблемы, молодые люди, тем самым, расширяют возможности самореализации и повышают свою удовлетворенность жизнью [5].

Как правило, результатом медиации является улучшение отношений между сторонами и сохранение репутации. Поскольку партнеры самостоятельно заключают то соглашение, которое считают выгодным для себя, это становится главным залогом его выполнения. Медиация в случаях правонарушений в среде молодежи позволяет психологически защитить жертву, возместить ущерб, радикально снизить риск рецидивизма и восстановить нарушенные социальные связи.

Практическое обучение медиации в вузе, предоставление студентам возможности воспользоваться этой процедурой для разрешения реальных конфликтов имеет высокую значимость для профилактики экстремизма и может обеспечить положительный эффект по крайней мере в нескольких направлениях.

Опыт эффективной ненасильственной коммуникации при разрешении конфликта в ходе медиации предоставляет модель поведения, альтернативную агрессии или беспомощной покорности, которые нередко толкают людей на путь участия в экстремистских действиях. Устраняется дефицит коммуникативных и переговорных навыков, который является причиной непродуктивного взаимодействия.


Тем не менее, процесс развития сложен и требует значительных усилий. Исследование динамики трансформации жестких авторитарных, директивных установок в гибкие и реалистичные правила взаимодействия в ходе обучения медиации показало, с одной стороны, сложность и нелинейность этого процесса, а с другой – его высокую эффективность при наличии достаточного времени и поддержки обучаемых [6]. Поэтому чрезвычайно важна практическая ориентированность обучения медиации. Интерактивный характер обучения с использованием игр, упражнений, учебных имитаций конфликтных ситуаций необходим, но недостаточен для развития необходимого уровня компетентности для встречи с экстремистскими проявлениями в среде молодежи.

Поэтому необходимо развивать клинические формы обучения медиации, позволяющие студентам напрямую соприкоснуться с реальными случаями жизненных конфликтов во всей их сложности и ожесточенности. Как показал пятилетний опыт работы Службы конфликтологического консультирования и медиации в Институте философии СПбГУ (клиники медиации), возможность для студентов не только обратиться за разрешением собственных конфликтов, но и работать в качестве стажера с внешними клиентами под руководством опытных медиаторов, является очень важной. По многочисленным отзывам студентов, это способствует их личностному и профессиональному росту, улучшению отношений с родителями, сверстниками, повышению уверенности в себе и является эффективной основой для подготовки к жизни и профессиональной деятельности в социуме [7].

Как уже отмечалось, риск экстремизма порождается глубокими и сложными причинами. Медиация может справиться и с такими проблемами. В последние десятилетия, когда произошла ее радикальная дифференциация, выросло ее методическое разнообразие медиации и, соответственно, появились гораздо более широкие возможности. Медиацию как метод разрешения конфликтов с помощью переговоров между сторонами с участием нейтрального посредника вовсе не ограничивается чисто переговорным уровнем. Медиация предоставляет нишу для использования разнообразных приемов, рассматривающими проблемы на системном уровне, позволяющими работать с установками и убеждениями, расширять картину мира