Файл: Медиация как способ снижения риска молодежного экстремизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, затрагивать глубинные причины иррационального поведения. Это подготавливает почву для эффективного и прочного разрешения проблем между сторонами и профилактики возникновения деструктивных конфликтов в будущем. Молодежные проблемы, способствующие возникновению риску экстремизма, являются результатом пересечения разнообразных факторов. Использование ресурсов трансформативной, системной, нарративной и других видов медиации позволяет решать гораздо более глубокие и сложные задачи, чем традиционная фасилитативная [8,9]. С их помощью возможна работа с домашним насилием, корректировка семейного сценария, преодоление со-зависимости и решение других, ранее не подлежавших работе в медиации задач.

Таким образом, практически ориентированное обучение молодых людей в образовательных учреждениях создает богатые возможности для развития конфликтологической компетентности и позволяет конструктивно разрешать сложные ситуации во взаимодействии с ровесниками и сложным взрослым миром. Эффективной профилактике экстремизма в молодежной среде будет способствовать более широкое распространение медиационной технологии. Необходимый уровень овладения навыками медиатора, способствующий формированию личности с конструктивной направленностью обеспечивает практически ориентированный процесс обучения, включающий практический опыт проведения и участия в медиации.

Список литературы

  1. Яхъяев М.Я. Истоки и причины существования экстремизма как негативного социального явления. www.extremism.ru, дата обращения 15.02.16

  2. Шварц Г. Управление конфликтными ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликта. – СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007, с. 203

  3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006.

  4. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация - переговоры в ситуации конфликта: учебное пособие. СПб., 2010

  5. Иванова Е.Н. Конфликтологическая компетентность как фактор самореализации.// Психологические проблемы самореализации личности. Вып.10. СПб., 2006, с.218-234

  6. Иванова Е.Н. Динамика директивности при обучении медиации. Вестник СПбГУ, Вып.6, 2014

  7. Иванова Е.Н. Опыт работы Службы конфликтологического консультирования и медиации СПбГУ как медиационной клиники. – Третейский суд, 2012, №4, с.163-170.

  8. Паркинсон Л. Семейная медиация. – М.: МЦУПК, 2010

  9. Иванова Е.Н Тенденции и проблемы современной медиации. Конфликтология, вып.1, 2011, с. 146-168


Аннотация.

В статье анализируются возможности практического обучения медиации в образовательных учреждениях в профилактике экстремизма в молодежной среде. Прослеживается роль комплекса причин в формировании девиантного поведения молодежи. Рассматривается процесс формирования субъективных компонентов факторов, провоцирующих распространение экстремизма среди молодежи, на основе деструктивных установок, группового давления и эмоциональной динамики. Отмечается роль дефицита конфликтологической компетентности, в том числе, коммуникативных и переговорных навыков в инициировании деструктивных процессов, провоцирующих рост экстремизма. Показаны способы преодоления с помощью медиативной технологии.

Раскрываются принципиальные положения медиации в соотношении с потребностями и проблемами, актуальными в молодежной среде. Обосновывается адекватность применения медиативного подхода для снижения риска проявления экстремистских тенденций среди молодежи. Рассматриваются возможности различных школ медиации и современных медиативных инструментов в устранении глубинных причин возникновения экстремистских тенденций. Подчеркивается важность различных форм практики медиации в ходе обучения студентов. Приводятся данные, свидетельствующие о необходимости и эффективности клинического обучения в подготовке медиаторов. Основные положения статьи подтверждаются выводами эмпирических исследований автора, свидетельствующих сложном нелинейном процессе формирования навыков медиатора и изменения директивных установок.

Ключевые слова: экстремизм, снижение риска, образование, студенты, медиация, практические возможности, переговорные и коммуникативные навыки, конфликты, возможности.

E.N. Ivanova

Mediation as a mode of youngsters’ extremism risks decreasing.

Abstract.

The article is devoted to analysis of mediation education in educational departments’ role as an efficient mode of extremism prevention in the sphere of young people. The author analyses mediation principles showing their reliability to decreasing negative tendencies in young individuals and youngsters groups’ co-action and counteracting destructive factors provoking extremism. The subjective factors of spreading extremism among youngsters and ways of its overcoming with the help of modern mediation technological instruments are shown. Widening of mediation implementation in practical university education is seen as a way to resolve actual conflicts and develop communicative and negotiation skills helping improve life quality and satisfy crucial needs of young people. The significance of different interactive forms of mediation practice along with students’ education is pointed out. The role of mediation clinics is stressed especially. The main ideas of the article are approved by the results of authors’ surveys on clinical education efficiency and complicated dynamics of mediators’ skills developing needed practical implementation, supervision and professional support.



Keywords: mediation, education, students, extremism, prevention, provoking factors, negotiation and communicative skills, conflicts, youngsters, needs.