Файл: Изучение раздела Технология обработки текстовой информации в базовом курсе информатики.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2.6. Таблицы
Таблицы используются при создании текстовых документов, содержащих большое количество однотипных названий (например, расписание уроков), числовых данных (например, таблица Менделеева) или изображений с текстовой подписью (например, алфавит в букваре).
Таблицы состоят из строк и столбцов, на пересечении которых образуются ячейки. В ячейках таблиц могут быть размещены данные различных типов (текст, числа или изображения).
В
документ можно вставить пустую таблицу, указав необходимое количество строк и столбцов, а также их высоту и ширину. Можно преобразовать уже имеющийся текст в таблицу, при этом требуется указать разделитель текста (например, символ конца абзаца), который позволит текстовому редактору автоматически распределить выделенный текст по ячейкам создаваемой таблицы.
В дальнейшем параметры таблицы можно модернизировать:
• вставлять или удалять строки, столбцы и ячейки;
• изменять ширину столбцов и высоту строк с помощью мыши (перетаскиванием границ) или заданием их точных значений в сантиметрах или процентах;
• изменять размеры отдельных ячеек, разделять их на несколько ячеек или объединять с соседними ячейками.
Можно подобрать подходящий внешний вид таблицы, изменив тип, ширину и цвет границ ячеек, а также цвет фона ячеек. Изменение внешнего вида таблицы можно провести автоматически, используя готовые форматы, или настроить вручную.
При размещении в таблице чисел можно производить над ними вычисления по формулам. Так, если в таблице содержатся цены всех устройств, из которых состоит компьютер, то можно вычислить его общую цену. Для этого в последнюю ячейку третьего столбца необходимо ввести формулу =SUM(ABOVE), которая обеспечивает суммирование чисел во всех вышерасположенных ячейках данного столбца таблицы.
Таблицы широко используются в Интернет-магазинах для представления информации о товарах. Действительно, в этом случае документ должен содержать большое количество строк, включающих текст (наименования товаров), изображения (фотографии товаров) и числа (цены товаров).
1.2.7. Гипертекст
Для отображения в «плоском» (линейном) тексте смысловых связей между основными разделами или понятиями можно использовать гипертекст. Гипертекст позволяет структурировать документ путем выделения в нем слов-ссылок — гиперссылок. При активизации гиперссылки (например, с помощью щелчка мышью) происходит переход на фрагмент текста, заданный в ссылке.
Гиперссылка состоит из двух частей: указателя ссылки и адресной части ссылки. Указатель ссылки — это объект (фрагмент текста или изображение), который визуально выделяется в документе (обычно синим цветом и подчеркиванием). Адресная часть гиперссылки представляет собой название закладки в документе, на который указывает ссылка.
Закладка — это элемент документа, которому присвоено уникальное имя. Закладки размещаются на тех страницах документа, куда должны осуществляться переходы по гиперссылкам.
Гиперссылки могут указывать на закладки, размещенные не только в том же документе, но и в других документах. Примерами систем документов, объединенных гипертекстовыми ссылками в единое целое, являются справочные системы операционных систем и приложений. Активизация гиперссылки вызывает в окно документ со справочной информацией
Технология гипертекста, распространенная на Web-страницы в Интернете, формирует Всемирную паутину, связывающую миллиарды документов на сотнях миллионов компьютеров в единое информационное пространство.
2 ГЛАВА. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА:
2.1. Цели рассматриваемого раздела
Цель этого раздела ФГОС является формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков в области обработки и форматирования текстовой информации в современных текстовых редакторах и программах.
Основная цель в процессе преподавания: Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти. Раскрыть назначение текстовых редакторов. Обучить детей основным приемам работы с текстовым редактором.
1. Дидактические:
-
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; -
контроль и коррекция знаний по теме «Технология обработки текстовой информации»;
2. Развивающие:
-
развивать способность осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности; -
развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач; -
развивать способность работать в команде; -
развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях.
3. Воспитательные:
-
воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии; -
воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды.
2.2. Особенности изучения раздела на различных этапах школьного курса информатики
2.3. Анализ ФГОС по информатике
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по информатике был определен в 2013 году и содержит общие требования к содержанию и результатам обучения по дисциплине.
Основная цель ФГОС по информатике - это формирование информационной культуры и информационной компетентности, включая способность к работе с различными информационными технологиями.
Основные принципы ФГОС по информатике, предлагаемые Министерством образования России, включают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, активное использование информационных технологий в процессе обучения, интеграцию знаний, навыков и компетенций в различных областях знания, и акцент на практические навыки и умения.
Основные разделы, которые содержит ФГОС по информатике, включают:
- Алгоритмизация и программирование;
- Основы информатики и информационных технологий;
- Работа с текстовой информацией;
- Мультимедийные технологии;
- Базы данных и информационные системы.
ФГОС по информатике нацелен на формирование у обучающихся широкого спектра навыков, от базовых навыков работы с компьютером до продвинутых навыков алгоритмизации и программирования. Данный стандарт расширяет и углубляет знания и компетенции, имеющиеся у учащихся в области информационных технологий и создает предпосылки для развития новых навыков и достижения целей в дополнительных образовательных областях.
Одним из основных преимуществ ФГОС по информатике является более индивидуализированный подход к обучению, что повышает эффективность обучения, а также увеличивает достижимые результаты для возможностей обучающихся. Однако, в ФГОС по информатике можно обнаружить некоторые проблемы в формулировке требований, которые могут привести к разногласиям в реализации обучения информатике в школах.
Раздел Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) "работа с текстовой информацией" содержит общие требования к содержанию и результатам обучения в области работы с текстовыми документами.
Цель этого раздела ФГОС является формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков в области обработки и форматирования текстовой информации в современных текстовых редакторах и программах.
Основные компетенции, которые должны приобрести ученики в данном разделе, включают:
- работа с текстом в редакторе;
- верстка текста;
- совместное редактирование документов.
Для достижения указанных целей, раздел ФГОС "работа с текстовой информацией" включает следующие основные разделы:
1. Ввод текста: ученики должны научиться вводить текст и использовать коррекционные функции.
2. Редактирование текста: ученики должны научиться обрабатывать текст, включая изменение форматирования, как крупномасштабное (стили, выравнивание), так и мелкомасштабное (шрифты, размеры шрифтов).
3. Форматирование текста: ученики должны научиться форматировать текст, включая такие функции, как линейный образец, межстрочный интервал, выравнивание по левому, правому и центру.
4. Поиск и замена текста: ученики должны научиться осуществлять поиск и замену текста.
5. Использование таблиц и списков: ученики должны научиться вставлять таблицы и списки, а также работать с ними.
6. Совместный доступ и совместное редактирование: ученики должны узнать о возможностях совместного доступа и редактирования документов, включая облачные сервисы.
Особое внимание в разделе ФГОС "работа с текстовой информацией" уделяется практической обучающей работе, которая позволяет студентам практиковаться в создании и редактировании различных документов с использованием различных функций и инструментов.
Также в данном разделе акцентируется на формировании у учеников умения работать в команде и общаться с другими пользователями в процессе коллективного редактирования документов.
Цель раздела ФГОС "работа с текстовой информацией" заключается в обеспечении учеников необходимыми навыками и компетенциями, чтобы позволить им успешно решать задачи, связанные с обработкой текстовой информации в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.
Таким образом, ФГОС по информатике имеет потенциал для успешной реализации в общеобразовательных школах России, однако требуется улучшение качества формулировок требований для того чтобы максимально эффективно использовать его преимущества в обучении информатике.
2.4. Анализ учебной и методической литературы
| Критерии сравнения | Семакин | Угринович | Босова | ||
1 | Содержание учебника согласно оглавлению учебника (название главы, параграфа, пункта) | Глава 3. Текстовая информация и компьютер. §13. Тексты в компьютерной памяти. §14.Текстовые редакторы. §15.Работа с текстовым редактором. §16.Дополнительные возможности текстовых процессоров. §17.Система переводов и распознавания текстов. | Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации. 2.1. Кодирование текстовой информации. 2.2. Создание документов в текстовых редакторах. 2.3.Ввод и редактирование документа. 2.4. Сохранение и печать документов. 2.5.Форматирование документа. 2.5.1.Форматирование символов. 2.5.2.Форматирование абзацев. 2.5.3.Нумерованные и маркированные списки. 2.6.Таблица. 2.7.Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов 2.8. Системы оптического распознавания текстов. | Глава 4. Обработка текстовой информации. § 4.1.Текстовые документы и технологии их создания. 4.1.1.Текстовые документы и их структура. 4.1.2.Технологии подготовки текстовых документов. 4.1.3.Компьютерные инструменты создания тестовых документов § 4.2.Создание текстовых документов на компьютере. 4.2.1. Набор(ввода)текста 4.2.2. Редактирование текста 4.2.3.Работа с фрагментами текста | ||
2 | Примерное количество часов на изучение темы | 3 часа | 5 часа | 5 часов | ||
3 | Основные понятия темы и их определения | Гипертекст- это текст.организованный так,что его можно просматривать в последовательности смысловых связей между его отдельными фрагментами. Такие связи называются гиперсвязи. ANSI - международный стандарт кодирования символов,используемый в операционной системе Windows. Текстовый редактор - это прикладная программа ,позволяющая создавать тестовые документы ,редактировать их ,просматривать содержимое документа на экране,распечатывать документ. | Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере. Для обработки текстовой информации в компьютере необходимо предоставить ее в двоичной знаковой системе . Для кодирования каждого знака требуется количество информации,равное 8 битам, т. е. длина двоичного кода знака составляет восемь двоичных знаков. | Электроныые учебнки — компактные устройства предназначенные для отображения текстовой информации в электроном виде. Текстовый редактор — это прикладная программа для создания и обработки текстовой информации. Пример:блокнот. Текстовый процессор - это текстовый редактор с широкими возможностями,позволяет не только писать письма,рассказы,стихи.доклады,статьи для школьной газеты,но и выполнять автоматическую проверку правописания,изменять вид и размер шрифта,включать в документ таблицы,формулы.рисунки,схемы,звуковые фрагменты и многое другое. | ||
4 | Рассматриваемые вопросы темы | В чем преимущества хранения текстов в файлах по сравнению с бумажным способом хранения ? Что такое гипертекст ,какие возможности он предоставляет? | С какой целью ввели кодировку Unicode ,которая позволяет закодировать 65 536 различных символов?Какие существую способы создания документа? | С помощью чего люди записывают информацию в былые времена. Назовите основные структурные единицы текстового документа. В чем преимущество "компьютерной" технологии создания документов над "бумажно". | ||
5 | Наглядность представленного материала по теме (схемы, рисунки и т.д.) | Таблица 3.1. ,таблица 3.2. рисунок 3.1. | Таблица 2.1.,таблица 2.2. | Рисунок 4.1.,рисунок 4.2 | ||
6 | Наличие межпредметных связей | Связь с информатикой, математикой. | Связь с информатикой и математикой | Есть связь с предметом математика, информатика. | ||
7 | Полнота раскрытия темы | Тема раскрыта полностью. | Тема раскрыта полностью. | Тема в этом учебнике раскрыта полностью, подробно. | ||
8 | Наличие задач разного уровня сложности (и их количество) | | | Есть(2) | ||
9 | Наличие контрольных и самостоятельных заданий (и их количество) | Большое количество заданий и вопросов по данной теме. | Присутствуют задания и вопросы по данной теме. | Множество заданий и вопросов по данной теме. | ||
10 | Наличие контрольных вопросов (и их количество) | | | Контрольные вопросы есть. | ||
11 | Обоснование выбора ведущего учебника | Учебник Босовой дает шире тему обработка текстовой информации, использует множество схем и рисунков. |