Файл: Изучение раздела Технология обработки текстовой информации в базовом курсе информатики.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.5. Анализ цифровых образовательных ресурсов
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по теме "технология обработки текстовой информации" разработаны для обучения школьников основам работы с текстовыми процессорами и другими програмными продуктами, связанными с обработкой текста. Такие ЦОР позволяют существенно ускорить и упростить процесс обучения, разгрузив учителя от рутинной работы по подготовке учебных материалов и адаптации курса под потребности каждого ученика.
Основными целями ЦОР по данной теме являются:
- познакомить учеников с основными понятиями, терминами и функциональными возможностями текстовых процессоров;
- научить использовать инструменты форматирования, проверки орфографии и грамматики, создания таблиц и списков;
- дать представление о создании документов, сохранении, хранении, редактировании, печати и архивации файлов;
- научить делать презентации и карточки их проектов.
Рассмотрим некоторые из популярных ЦОР по данной теме:
1. "Обработка текстовой информации" от платформы "Мультимедийный комплекс".
Этот ЦОР нацелен на обучение учащихся начальной школы (2-4 классы), основам обработки текстовой информации. Он представляет собой учебный курс, состоящий из нескольких модулей, включающих в себя теоретический материал, задания и тесты. В рамках курса ученики осваивают следующие темы: основы работы с текстовыми процессорами, настройка интерфейса программы, форматирование текста, создание таблиц и списков, вставка изображений и другие функции.
2. "Работа с текстом" от Российского центра образования.
Этот ЦОР предназначен для учащихся основной школы (5-9 классы) и состоит из нескольких уроков и дополнительных материалов. В рамках курса ученики проходят темы: основные функции текстового редактора, создание, редактирование, форматирование и сохранение текстовых документов, настройка параметров страницы, работа со списками, таблицами, диаграммами и другими элементами.
3. "Microsoft Word. Основы работы" от платформы "Фокус".
Этот ЦОР охватывает широкий круг вопросов, связанных с работой в текстовом редакторе Microsoft Word. Он предназначен для школьников любого возраста и уровня подготовки. В нем
рассмотрены такие темы, как создание нового документа, форматирование текста, работа с заголовками и нумерацией, вставка картинок и других элементов, настройка шрифта и цвета, проверка правописания и грамматики и многие другие полезные функции.
4. "OpenOffice Writer" от сайта "ЕГЭ.РФ".
Этот ЦОР охватывает основные возможности текстового редактора OpenOffice Writer и предназначен для учащихся старших классов и абитуриентов. В рамках курса рассматриваются такие темы, как работа с текстом, форматирование, создание и редактирование таблиц, автоматические списки, вставка графики и другое. В нем популярные темы представлены в виде теоретического материала, практических заданий и тестовых заданий. Также подборка заданий для работы с текстовыми документами и элементами, что поможет закрепить навыки работы в текстовом редакторе.
Таким образом, ЦОР по теме "технология обработки текстовой информации" представляют собой полезный инструмент для обучения школьников основам работы с текстовыми процессорами. Они живой пример того, как современные технологии могут существенно упростить процесс обучения и делать его более интересным и увлекательным.
2.6. анализ задачного материала, материала для практических и лабораторных занятий;
Задание 1. Ввод символов.
1. Запустите текстовый процессор, установленный на вашем компьютере.
2. Введите с помощью клавиатуры:
Буквы русского алфавита: Аа Бб Вв Гг Дд Ее Её Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ьь Ыы Ъъ Ээ Юю Яя
Буквы английского алфавита: Аа ВЬ Сс Dd Ее Ff Gg Hh li Jj Kk LI Mm Nn Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz
Алфавит десятичной системы счисления: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Алфавит римской системы счисления: I(1) V(5) Х(10) L(50) C(100) D(500) M(1000)
Специальные символы (русская раскладка клавиатуры): ! » № ; % : ? * ( ) _ + / — = \
Специальные символы (английская раскладка клавиатуры): ! @ # $ % л & * ( ) _ + | — = \
Произвольный текст о себе (имя, возраст, класс и т. д.)
3. Сохраните файл в личной папке под именем Символы.rtf.
Задание 2. Правила ввода текста.
1. Запустите текстовый процессор, установленный на вашем компьютере.
2. Введите текст:
При вводе текста соседние слова отделяются одним пробелом. Знаки препинания (запятая, двоеточие, точка, восклицательный и вопросительный знаки) пишутся слитно с предшествующим словом и отделяются пробелом от следующего слова.
Кавычки и скобки пишутся слитно с соответствующими словами.
Тире выделяется пробелами с двух сторон.
Дефис пишется слитно с соединяемыми им словами.
3. Введите текст, обращая внимание на соблюдение соответствующих правил:
Тема «Правила ввода текста», гостиница «Малахит», шоколад «Алёнка», роман «Война и мир».
Этапы создания текстового документа: ввод, редактирование, форматирование.
Информация во Всемирной паутине организована в виде страниц (Web-страниц).
Всё-таки, Мамин-Сибиряк, жар-птица, северо-восток, Ростов-на-Дону, Нью-Йорк. Пришлось волей-неволей остаться здесь на ночь. Горя бояться — счастья не видать. Москва — огромный город, город-страна. Конец XVII века — первая половина XIX века.
4. Сохраните файл в личной папке под именем Правила_ввода.rtf.
Задание 3. Вставка символов.
Скачайте файл для работы: Вставка.rtf
1. В текстовом процессоре откройте файл Вставка.rtf:
Прснльнй кмпьютр: сстмнй блк (мтрнск плт, цнтрльнй прцсср, пртвн пмть, жсткй дек), вншн стрств, клвтр, мшь, мнтр, прнтр, кстчек клнк).
2. В нужные места вставьте буквы, обозначающие гласные звуки, так, чтобы получились названия устройств персонального компьютера.
3. Сохраните файл в личной папке под именем Устройства.rtf.
Задание 4. Замена символов.
Скачайте файл для работы: Замена.rtf
1. В текстовом процессоре откройте файл Замена.rtf:
К*литка, к*морка, к*вычки, к*блук, б*гровый, п*гром, с*тира, ур*ган, *кв*ланг, н*в*ждение, ср*жение.
2. Замените символы «*» на буквы «а» или «о», чтобы слова были написаны правильно.
3. Сохраните файл в личной папке под именем Слова.rtf.
Задание 5. Автоматическая замена.
Скачайте файл для работы: 100.rtf
1. В текстовом процессоре откройте файл 100.rtf:
У про 100го 100рожа
Непро100рный дом:
Часто в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тоюног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
2. Для большей выразительности автор стихотворения Л. Кондратенко «вставил» внутрь слов цифры. Посмотрите, как будет выглядеть это стихотворение после замены «100» на «сто» (воспользуйтесь операцией замены).
3. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем CTO.rtf.
Задание 6. Удаление фрагментов .
Скачайте файл для работы: Удаление.rtf
1. В текстовом процессоре откройте файл
Удаление.rtf:
Клавиатура, джойстик, сканер, принтер.
Монитор, графопостроитель, принтер, мышь.
Жёсткий диск, flash-память, компакт-диск, процессор.
Принтер, акустические колонки, наушники, микрофон.
Системный блок, центральный процессор, оперативная память, жёсткий диск, блок питания.
Системный блок, клавиатура, мышь, монитор, акустические колонки.
Видеокарта, карта расширения, звуковая карта, сетевая карта.
Enter, End, Esc, Delete.
Цветной принтер, лазерный принтер, матричный принтер, струйный принтер.
2. В каждой группе найдите лишнее слово (словосочетание) и удалите его.
3. Сохраните файл в личной папке под именем Нет_лишнего.rtf.
Задание 7. Перемещение фрагментов.
Скачайте файл для работы: Перемещение.rtf
1. В текстовом процессоре откройте файл Перемещение.rtf:
CPU-
RAM-
HDD-
Video Card —
Sound Card —
оперативная память, центральный процессор, видеокарта, жёсткий диск, звуковая карта.
2. Создайте пары, поместив рядом с каждым англоязычным термином его русский аналог.
3. Сохраните файл в личной папке под именем Пары.rtf.
Задание 8. Копирование фрагментов.
1. В текстовом процессоре создайте новый документ.
2. Используя операции копирования и вставки, наберите текст
стихотворения на английском языке:
Meet me in the morning.
Meet me at noon.
Meet me in September,
Or the middle of June.
Meet me at midnight.
Meet me in the hall.
Meet me in the summer.
Meet me in the fall.
Meet me in the evening.
Meet me at eight.
N1 meet you any time you want,
But, please, don’t be late.
3. Сохраните файл в личной папке под именем Стих.rtf.
Задание 9. Склеивание и разрезание строк.
Скачайте файл для работы: Строки.rtf
1. В текстовом процессоре откройте файл Строки.rtf:
Шило в мешке не утаишь. Не всё коту масленица. Кончил дело — гуляй смело. Готовь сани летом, а телегу — зимой. Пар кости не ломит. Без труда не выловишь рыбку из пруда. Не всё золото, что блестит. Слово — серебро, молчание — золото. Раньше встанешь — раньше работу кончишь. Цыплят по осени считают. Делу — время, потехе — час. Сначала подумай, потом начинай. Семь раз примерь, один раз отрежь. Работа страшна не рукам, а глазам. Дело мастера боится.
2. Отредактируйте содержимое файла так, чтобы каждая пословица занимала ровно одну строку.
3. Сохраните файл в личной папке под именем Пословицы.rtf.
Задание 10. Изменение размера и шрифта символов.
1. В текстовом процессоре создайте новый файл и сохраните его в личной папке под именем Шрифт1.rtf.
2. Наберите фразу «Я изучаю текстовый процессор». Создайте девять копий этой фразы, помещая каждую из них в новой строке.
3. Задайте для первых двух строк размер шрифта 12 пунктов, тип шрифта Times New Roman.
Для второй пары строк: размер шрифта 14 пунктов, тип шрифта Courier New.
Для третьей пары строк: размер шрифта 16 пунктов, тип шрифта Comic Sans MS.
Для четвертой пары строк: размер шрифта 18 пунктов, тип шрифта Tahoma.
Для пятой пары строк: размер шрифта 20 пунктов, тип шрифта Arial.
4. Закройте файл Шрифт1.rtf, сохранив изменения.
Задание 11. Изменение цвета символов.
Скачайте файл для работы: Цвет.rtf
1. В текстовом процессоре откройте файл Цвет.rtf.
2. Выполните форматирование текста согласно следующему описанию:
• для заголовка задайте размер шрифта 16 пунктов, цвет шрифта красный;
• для названий цветов задайте соответствующий им цвет шрифта, начертание — полужирное, размер — 14 пунктов;
• для описаний цветов задайте начертание курсив и размер шрифта 12 пунктов.
3. Сохраните файл с изменениями в личной папке и закройте его.
Задание 12. Индексы.
1. В текстовом процессоре создайте новый файл и сохраните его в личной папке под именем Индексы.rtf.
2. Выберите тип шрифта Arial, размер шрифта 14, начертание курсив.
3. Наберите следующий текст:
Единицы измерения количества информации:
1 байт = 8 битов
1 Килобайт =210 байтов
1 Мегабайт =210 Кбайт = 220 байтов
1 Гигабайт =210 Мбайт = 220 Кбайт = 230 байтов
4. Сохраните изменения в файле и закройте его.
Задание 13. Варианты форматирования символов.
Скачайте файл для работы: Эффекты.rtf
1. В текстовом процессоре откройте файл Эффекты.rtf.
2. Измените формат символов по образцу:
3. Сохраните файл с изменениями в личной папке и закройте его.
Задание 14. Варианты подчеркивания.
1. В текстовом процессоре создайте новый документ.
2. Шрифтом Times New Roman в 14 пунктов наберите текст и выполните форматирование символов по образцу: