Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общая психология
Группа 22П1715в
Студент
Д.А.Присяжная
МОСКВА 2023
Семинарско-практическое занятие № 5
по темам «Ощущение и восприятие»
№1. Представьте краткую характеристику одного из видов
ощущений (по модальностям): зрительные, слуховые, вкусовые,
обонятельные, кожные.
Зрительные ощущения
Зрительные ощущения играют ведущую роль в познании человеком
внешнего мира. Ученые установили, что 80-90 % информации от
кружающего мира поступает в мозг через зрительный анализатор, большая
часть всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.Благодаря зрительным ощущениям человек познает форму и цвет предметов,их размеры, объем, удаленность, помогают человеку ориентироваться в пространстве, координировать движения и т.д. Раздражителем для органа зрения является свет, электромагнитные волны, имеющие длину от 390 до 800 миллимикронов (миллимикрон –миллионная доля миллиметра).
Глаз обнаруживает объект, величина которого составляет 0,5 угловой секунды.
Глаз человека отличается высоким развитием нервных элементов, усовершенствованной оптической системой и разнообразными мышечными устройствами, позволяющими производить его поворот и настройку их оптического аппарата.
Внутренняя сетчатая оболочка глаза (сетчатка) имеет сложное строение и необычайно чувствительна, ее называют «куском мозговой ткани». Она состоит из 6 слоев нервных клеток, заканчивающихся концевым аппаратом: палочками и колбочками, которые и представляют собственно рецептор света (фоторецептор). Палочки расположены главным образом на периферических участках сетчатки, колбочки в ее центре.
Палочки и колбочки по-разному реагируют на различную интенсивность света. Палочки характеризуются высокой чувствительностью к слабым интенсивностям света и являются аппаратами ночного (сумеречного) зрения. Колбочки обладают более низкой чувствительностью и представляют собой аппарат дневного зрения, позволяющего различать цвета. В системе глаза человека насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек. Сетчатая оболочка глаза состоит из нескольких десятков тысяч окончаний волокон зрительного нерва, которые приходят в состояние возбуждения под влиянием световой волны. Окончания зрительного нерва различаются по форме и функциям.
Зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных колебаний, соответствующих видимой части спектра (от 380 до 760 мкм), на световой рецептор глаза. Глаз может работать в огромном диапазоне яркости (от 10-7 до 105 кт). Зрительное ощущение возникает при попадании в глаз всего 2-8 квантов света (в абсолютной темноте).
Известны два механизма приспособления глаз к рассмотрению предметов на разных расстояниях (связанные с изменениями напряжения мышц глаза): аккомодация и конвергенция. Аккомодация глаз заключается в изменении кривизны хрусталика. При рассмотрении близких предметов происходит его утолщение, при рассмотрении удаленных он делается более плоским. Конвергенция сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства.
№2 Дайте краткую характеристику одного из видов восприятия
(по формам существования материи): восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения.
Рассмотрим ключевые характеристики восприятия. Прежде всего, восприятие состоит в отражении целостных образов. Все, что человек воспринимает предстает перед ним в виде целостных образов, отражение которых выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. В результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.
Восприятие времени
Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости, темпа, ритма и последовательности явлений действительности. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. При восприятии времени важное место занимает чувство времени. Чувство времени у человека не врожденное, оно развивается в процессе жизни на основе накопления опыта.
Поскольку время наряду с пространством есть форма существования материи, все наши анализаторы воспринимают движение материи не только в пространстве, но и во времени. Поэтому специального, самостоятельного анализатора времени нет. В отражении времени участвует весь комплекс анализаторов человека. Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того,
какими событиями он был заполнен. Так, если событий было много и они
были интересны для человека, то время шло быстро, и напротив, время идет
медленно, если событий происходит мало или они были не интересны.
Вместе с тем, если оцениваются прошедшие события, то оценка
длительности носит обратный характер: время, заполненное разнообразными
событиями, человек может переоценивать, временной отрезок кажется более
продолжительным, и наоборот.
Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных
переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то
время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания
удлиняют временной отрезок.
Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить
два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект
связан с личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит
от заполненности данного временного периода событиями, а также их
эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с
объективным течением событий и чередой условно-договорных точек
отсчета, или интервалов времени.
III. Кратко раскройте суть законов (выбрать и выполнить
письменно одно из заданий):
Закон Стивенса.
Густав Фехнер в XIX в. разработал психофизическую шкалу ощущений, основанную на дифференциальном пороге и константе Вебера. Спустя примерно сто лет в период 40—60 гг. XX в. американский психолог Стэнли С. Стивенс разработал другую психофизическую шкалу, основанную па иных допущениях. Стивенс не согласился с Фехнером, что человек не может непосредственно оценивать силу своих ощущений. Стивенс предполагал, что человек может определять свои ощущения либо присваивая им какое-то число либо на основании расстояний или отношений между ощущениями. В силу этого психофизику Фехнера называют объективной и косвенной, а психофизику Стивенса — субъективной и прямой.
Таким образом, Стивенс утверждал, что возможна непосредственная оценка ощущений, для этого нужно лишь использовать определенные методы, позволяющие наблюдателям «переводить» свои ощущения на язык чисел. Стивенс пересмотрел основу закона Фехнера и разработал четыре метода, при помощи которых можно напрямую оценивать ощущения:
1) метод оценки отношений, испытуемому предъявляются два стимула, его задача состоит в том, чтобы оценить, во сколько раз один стимул больше или меньше другого;
2) метод установления отношений, испытуемому предъявляется стимул и предоставляется набор стандартных стимулов разной интенсивности (по какому-то одному сенсорному качеству, например, по весу), задача испытуемого состоит в том, чтобы из предоставленного набора выбрать такой стимул, чтобы он вызывал ощущение в несколько раз слабее или сильнее, чем то, которое вызвал первый стимул;
3) метод оценки величины: испытуемому предъявляется стимул, его задача оцепить величину ощущения в единицах эталона;
4) метод установления величины, испытуемому предлагается подобрать стимул, который бы вызывал ощущение определенной, указанной экспериментатором, силы.
IV. Практические задания.
| Ощущения | Восприятие |
Сходство | 1.Ощущение и восприятие – познавательные психические процессы. 2. Ощущение и восприятие образуют чувственную ступень познания. 3. Общими являются условия возникновения ощущения и восприятия (непосредственное воздействие окружающих предметов на органы чувств). | |
Отличия | 1. В процессе ощущения отражаются отдельные свойства предметов. 2. В результате ощущений возникает более или менее смутное чувство (сладости, яркости, громкости и т.п.). 3. Ощущения привязаны к конкретному анализатору, к конкретной сенсорной системе. | 1. При восприятии предмет отражается целиком, во всем многообразии свойств. 2. В результате восприятия складывается целостный образ предмета. Восприятие включает в себя комплекс разнообразных ощущений, но восприятие не сводится к сумме ощущений, т.к. в образе восприятия достраиваются с участием воображения те качества предмета, которые в данный момент могут не ощущаться. 3. Восприятие связано с комплексной работой анализаторов. Может быть выделена лишь модальность преобладающего объема переработанной в процессе восприятия сенсорной системой информации. Построение образа происходит на основе синтеза ощущений от разных модальностей. |
Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
А. Адаптация.
Б. Синестезия.
В. Сенсибилизация, обусловленная специфическими требованиями деятельности.
Г. Компенсаторная сенсибилизация.
Свойство восприятия | Краткая характеристика | В чем проявляется |
Предметность | Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. | Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук; движения глаз и др.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности. |
Целостность | Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. | Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. |
Структурность | Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета. | Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, ноты поступают в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем в фигуре треугольник, т.к. знаем соотношение сторон данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой при разной манере написания. Структурность связана с другим свойством восприятия — целостностью. |
Константность | Это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. | Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. Человек многократно воспринимает определенный предмет, причем, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире. |
Апперцепция | Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми. | Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия. |
Осмысленность | Это свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных. | Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления. |
Активность (избирательность) | Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании). | Например, находясь в лекционном зале, вы слушаете лекцию, не замечая, что позади вас кто-то обсуждает планы на вечер. Ваше восприятие направленно на лекцию, пока вас самих не спросят насчет планов. В этом случае, вы уже будете общаться, а не слушать лекцию, т.е. восприятие будет направленно на собеседников. |