Файл: Курсовая работа Порядок признания безработным. Правовой статус безработного.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 2684
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курсовая работа
Порядок признания безработным. Правовой статус безработного
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Правовой статус безработного 5
1.1. Понятие безработного. Права и обязанности безработного 5
1.2. Социальные гарантии безработным 8
Глава 2. Признание гражданина безработным 13
2.1. Основания признания гражданина безработным 13
2.2. Порядок признания гражданина безработным 15
Заключение 20
Список использованной литературы 25
Введение
Безработица как социально-экономическое явление наносит обществу (государству) в целом, и каждому человеку, в частности, значительный ущерб как экономический, так и социальный, следовательно, исследование проблем безработицы, совершенствование законодательства и практики его применения являются необходимыми условиями социально – экономической и политической стабильности страны.
В Концепции действий на рынке труда на 2008–2010гг. отмечалось, что до 2008 г. в РФ наблюдалась тенденция устойчивого экономического роста, повышения спроса на труд. Численность занятых в экономике возросла за 2003–2007гг. с 66 млн. до 70,6 млн. человек. Численность экономически неактивного населения сократилась с 38 090 тыс. человек (из них 20 920 тыс. человек в трудоспособном возрасте) в 2005 г. до 36 843 тыс. человек (из них 20 443 тыс. человек) в 2007 г. Общая численность безработных за указанный период сократилась с 6,2 млн. человек до 4,6 млн. человек1.
По оценке Минздравсоцразвития, проводимые антикризисные меры на рынке труда в 2008–2010 гг. позволили уменьшить масштабы безработицы. Средняя численность безработных, зарегистрированных органами службы занятости, в 2009 г. составила 2,08 млн. (при прогнозируемой численности – 2,2 млн. человек), в 2010 г. – 1,88 млн. человек; при этом общая численность безработных к ноябрю 2010 г. достигла докризисного уровня 5,0 млн. человек или 6,7% от числа экономически активного населения (в октябре 2008 г. – 5,0 млн. человек или 6,6%). В среднем за 2010 г. уровень общей безработицы составил 7,5%.
По данным Росстата, на конец 2011 г. численность занятых в экономике составила 71 869 тыс. человек, уровень безработицы по методологии МОТ составил 6,1%, при общем числе безработных 4,7 млн. человек. В органах службы занятости в качестве безработных зарегистрировано 1,2 млн. человек, 1 млн. человек получали пособие по безработице.
По оценкам специалистов Минздравсоцразвития в 2011–2013 гг. уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 7,3%, 7,0%, 6,7% от числа экономически активного населения2.
Проблема усугубляется отсутствием значительных денежных сбережений у населения, прямой зависимости материального положения большинства семей от заработной платы, утрата которой воспринимается трагически.
От полноты законодательного закрепления всего комплекса мер, направленных на реализацию права на защиту от безработицы, будет зависеть эффективность государственной политики по профилактике безработицы, содействию занятости, трудоустройству безработных граждан, осуществлению мер по их социальной поддержке.
Установление четких условий признания лиц безработными должно обеспечить реальный учет числа безработных, способствовать выявлению скрытой безработицы, с одной стороны, а с другой – позволит избавиться от фиктивных безработных и обеспечить равнодоступность мер социальной защиты всех лиц, реально в ней нуждающихся, обеспечить стабильность в государстве.
Системы профессиональной ориентации и переподготовки безработных, системы помощи в связи с переездом на работу в другую местность, на открытие собственного дела должны быть направлены на стимулирование активности безработного в использовании им правомочий, входящих в состав права на защиту от безработицы. Что позволит, во-первых, снять напряженность в обществе, особенно в регионах с избытком рабочей силы, в первую очередь в моногородах, а во-вторых, даст возможность заполнить создаваемые в условиях перехода экономики на инновационный путь развития новые рабочие места профессиональными, квалифицированными кадрами.
Все вышеизложенное обусловило важность темы работы.
Цель работы – исследовать порядок признания безработным, охарактеризовав правовой статус безработного.
Для достижения цели необходимо решить несколько задач:
1. Охарактеризовать правовой статус безработного.
2.Определить условия и порядок признания гражданина безработным.
3.Сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты от безработицы и обеспечения занятостью.
Объектом работы являются урегулированные правом общественные отношения по признанию гражданина безработным.
Предметом работы является система правовых норм, регулирующих общественные отношения по признанию гражданина безработным и формированию его правового статуса.
Для решения поставленных задач были выбраны как общенаучные методы (анализ, функциональный и системно-структурный методы), так и частно - научные методы (социологический, исторический, сравнительно-правовой, специально-юридический (нормативно-догматический), формально-юридический, толкование норм права, анализ правовых текстов и иные методы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Правовой статус безработного
1.1. Понятие безработного. Права и обязанности безработного
На основе анализа Конвенций и Рекомендаций МОТ (Конвенций №44(1934), №102(1952), №122(1964), №168(1988); Рекомендаций №44(1934), №67(1944)) можно сформулировать определение понятия безработного, закрепленного на международном уровне. Безработный – это застрахованный (добровольное, обязательное или сочетание обоих способов страхования); ранее работавший, но потерявший заработок в результате безработицы; работающий при сокращенной нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени (частично безработный); работающий неполный рабочий день; работающий, но временно не получающий заработную плату; способный к систематической работе по какой-то либо профессии; способный и готовый работать; ищущий подходящую работу.
В отличие от понятия безработного, закрепленного на международном уровне, российское законодательство в качестве безработных не рассматривает: частично безработных; работающих неполное рабочее время; работающих, но временно не получающих заработную плату, вследствие чего указанные лица лишаются права на государственные гарантии защиты от безработицы3.
Статья 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»4 в качестве безработного признает трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Россия как государство – член МОТ, согласно Уставу МОТ даже при не ратификации указанных Конвенций должна следовать международным стандартам в сфере труда и занятости, защиты от безработицы.
Учитывая международные стандарты понятие безработного для его применения в российском законодательстве должно быть сформулировано следующим образом: Безработными являются незанятые (не имеющие работы и заработка), неполностью занятые (работающие неполное рабочее время по инициативе работодателя), формально занятые, но не имеющие заработка, (находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы), граждане, достигшие трудоспособного возраста (16 лет), ищущие работу, готовые к ней приступить, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
На основе анализа формальных условий правосубьектности безработного, закрепленных в ст.3 Закона о занятости, можно сделать вывод, что максимальный возраст для признания лица безработным не установлен.
Безработнымимогут быть признаны независимо от возрасталица, получающие трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, государственные пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также все виды социальных пенсий.
По критерию обращение за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости предлагается выделить две категориибезработных:
- фактическихбезработных, т.е. безработных в широком смысле – это трудоспособные лица, не имеющие работы и заработка, ищущие работу самостоятельно, готовые к ней приступить, незарегистрированные в органах службы занятости в качестве безработных;
- зарегистрированныхв органах службы занятости, т.е. безработных в узком смысле.
Среди граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости, выделяются еще две категории: зарегистрированных в качестве лиц, ищущих подходящую работу; лиц, зарегистрированных в качестве безработных.
Таким образом, целесообразно выделять правовой статус фактического безработного(безработного в широком смысле) и правовой статус зарегистрированного безработного(безработного в узком смысле), т.к. они отличаются по кругу лиц, объему прав, гарантий, обязанностей.
Правовой статус безработного в широком смысле– это права, гарантии, обязанности, входящие в общий (международный), конституционный (базовый) правовой статус человека и гражданина, отраслевой (трудоправовой) и родовой статус безработного.
Правовой статус безработного в узком смысле– это права, гарантии, обязанности, входящие в общий (международный), конституционный (базовый) правовой статус человека и гражданина, межотраслевой (трудоправовой и права социального обеспечения), родовой и специальный статус. В рамках специального статуса безработного выделяется статус безработного на федеральномуровне и статус безработного на региональном уровне. В рамках специальногостатуса выделяются видовыеправовые статусы отдельных категорий безработных
5.
1.2. Социальные гарантии безработным
Социальные гарантии как правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права индивида, в нормативных актах сформулированы по-разному: в виде социальных прав и правомочий, направленных на обеспечение наиболее общего (конституционного) права; в виде льгот - преимуществ, дополнительных прав, предоставленных отдельным категориям граждан; в виде мер социальной поддержки, перечень которых определен законом по конкретным категориям получателей; в виде обязанностей государства и (или) других субъектов, призванных обеспечить возможность реализации права посредством создания условий и совершения определенных действий в целях предоставления мер социальной поддержки, включающих оказание социальных услуг, осуществление социальных выплат.
Особенности социальных гарантий в сфере занятости населения обусловлены в первую очередь тем, что они тесным образом касаются сферы труда. С одной стороны, эти гарантии играют важную роль в функционировании рынка труда и в этом аспекте характеризуются как экономические, с другой - выступают проявлением заботы со стороны государства, выражающейся в оказании содействия гражданину в трудоустройстве, что, в свою очередь, отражает их социальную направленность.
Гарантии, предусматривающие материальную поддержку граждан в период поиска ими работы, имеют ярко выраженный социальный характер. Глава III «Гарантии государства в области занятости» Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» посвящена гарантиям государства в реализации права граждан на труд и дополнительным гарантиям занятости для отдельных категорий населения. В частности, гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.
Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; финансирование в порядке, определяемом Правительством РФ, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.