Файл: Мчс россии федеральное автономное учреждениедополнительного профессионального образования волгодонский учебный центр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЧС РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОДОНСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника учебного центра
(по учебной работе) – начальника отдела
_______________ А.Н. Кудрин
________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Профессиональная переподготовка помощников начальников караулов
пожарных частей
(разработана на основе примерной программы дополнительного профессионального образования МЧС России «Профессиональная переподготовка помощников начальников караулов пожарных частей», утвержденной статс-секретарём - заместителем
Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
В.С. Артамоновым от 02.03.2016 года)
Волгодонск-2016
Профессиональная переподготовка помощников начальников караулов
пожарных частей
1. Общая характеристика программы
1.1. Цель реализации программы: целью реализации программы профессиональной переподготовки является формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для выполнение нового вида профессиональной деятельности по должности помощника начальника караула.
1.2. Планируемые результаты обучения
Слушатели за время обучения на данных курсах получают объем знаний и навыков, необходимый для выполнения обязанностей по должностям помощников начальников караулов.
В результате освоения образовательной программы слушатели должны обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В результате освоения образовательной программы слушатели должны обладать профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1. Нести службу в пожарных подразделениях.
ПК 2. Контролировать несение службы во внутреннем наряде личным составом караула.
ПК 3. Выполнять действия по сосредоточению сил и средств на пожаре.
ПК 4. Выполнять работы по локализации и ликвидации пожара.
ПК 5. Выполнять работы по спасению, защите и эвакуации людей и имущества, а также аварийно-спасательные работы.
ПК 6. Готовить к использованию средства индивидуальной защиты органов дыхания.
ПК 7. Вести действия по тушению пожаров и проведению аварийно- спасательных работ в качестве командира звена газодымозащитной службы.
ПК 8. Обслуживать и ремонтировать пожарное оборудование,
пожарную и аварийно-спасательную технику.
ПК 9. Осуществлять контроль соблюдения противопожарного режима на охраняемых объектах.
ПК 10. Осуществлять контроль систем противопожарного водоснабжения на охраняемых объектах и в районе выезда.
ПК 11. Проводить мероприятия по поддержанию в готовности к ведению действий по тушению пожаров и проведению АСР пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного инструмента и аварийно- спасательного оборудования, огнетушащих веществ, средств связи.
ПК 12. Разрабатывать и корректировать, в части касающейся,
документы караульной службы, предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведения АСР.
ПК 13. Проводить занятия по пожарно-строевой подготовке с личным составом отделения дежурного караула.
ПК 14. Выполнять нормативы по пожарно-строевой и тактико- специальной подготовке.
ПК 15. Иметь навыки оказания первой помощи.
ПК 16. Выполнять работу согласно специализации караула.
ПК 17. Обеспечивать соблюдение мер безопасности при ведении действий по тушению пожаров и выполнять требования охраны труда, при работе с пожарными автомобилями и оборудованием.
ПК 18. Уметь использовать методы психологической саморегуляции.
ПК 19. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств;
проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.
1.3. Категория слушателей: младший начальствующий состав ФПС,
назначаемый на должность помощника начальника караула пожарных частей.
Программа предназначена для подготовки слушателей, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лиц,
получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование и прошедших профессиональную переподготовку командиров отделений пожарных частей.
1.4.Трудоемкость обучения: 250 часов.
1.5.Форма обучения:
Очная форма обучения – проводится на базе учебного заведения с полным отрывом от работы со сроком обучения 250 часов, при 5-дневной учебной неделе – 35 учебных дней, с продолжительностью занятий 6–8 часов в день.
Электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий – проводится без отрыва от работы (частичным отрывом от работы) по месту нахождения слушателя через сеть Интернет, в соответствии с учебно-тематическим планом, расположенным на сайте учебного заведения с изучением учебных материалов и сдачей промежуточных и итоговой аттестаций (зачетов и экзамена). Для обучения по дистанционной форме с частичным отрывом от работы (выполнения должностных обязанностей) определить слушателям период обучения 62
учебных дня с ежедневным выделением 4 часов свободного от работы времени для прохождения обучения с возможностью доступа к сети
Интернет.
Дистанционно-очное обучение – проводится в 2 этапа: 1 этап - электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий; 2 этап - очная форма обучения. Учебное заведение самостоятельно осуществляет распределение часов между этапами, не выходя за рамки трудоемкости обучения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
2. Содержание программы
2.1. Учебный план программы профессиональной переподготовки
помощников начальников караулов пожарных частей
№
п/
п
Наименование
дисциплин
Всего
часов
Количество часов по видам
занятий
Форма
промежуточной
и итоговой
аттестации
теорети
ческие
занятия
практи
ческие
занятия
подгото
вка к
экзамен
у
зачет
экзаме
н
1.
Входной контроль
6
-
-
-
6
-
2.
Охрана труда и электробезопасность в электроустановках
26 14 8
-
4
-
3.
Психологическая подготовка
14 10 2
-
2
-
4.
Организация деятельности ГПС
14 8
4
-
2
-
5.
Пожарная профилактика
18 10 4
-
4
-
6.
Пожарная тактика
58 34 20
-
4
-
7.
Пожарная техника
28 16 8
-
4
-
8.
Газодымозащитная служба
22 8
10
-
4
-
9.
Пожарно-строевая подготовка
32 4
24
-
4
-
10.
Первая помощь
10 4
4
-
2
-
11.
Безопасность жизнедеятельности
10 8
-
-
2
-
12.
Итоговая аттестация
(экзамен)
12
-
-
6
-
6
Итого:
250 116 84 6
38 6
Учебная практика
№
п/п
Наименование должности
Кол-во дежурств
Примечание:
1.
Помощник начальника караула не менее 2
Учебная практика проводится по графику с обязательным посещением учебных занятий
2.
Начальник караула не менее 1
2.2. Календарный учебный график (250 часов) по программе:
профессиональной переподготовки помощников начальников караулов
пожарных частей
Очная форма обучения
Неделя обучения
1 2
3 4
5 6
7
Итого часов пн вт ср чт пт сб вс
1 неделя
8 8
8 6
6
-
-
36 2 неделя
8 8
8 6
6
-
-
36 3 неделя
8 8
8 6
6
-
-
36 4 неделя
8 8
8 6
6
-
-
36 5 неделя
8 8
8 6
6
-
-
36 6 неделя
8 8
8 6
6
-
-
36 7 неделя
8 8
8 4
ИА
-
-
34
Итого:
250
Примечание: ИА – Итоговая аттестация (экзамен)
Электронное обучение и обучение с применением дистанционных
образовательных технологий
Неделя обучения
1 2
3 4
5 6
7
Итого часов пн вт ср чт пт сб вс
1 неделя
4 4
4 4
4
-
-
20 2 неделя
4 4
4 4
4
-
-
20 3 неделя
4 4
4 4
4
-
-
20 4 неделя
4 4
4 4
4
-
-
20 5 неделя
4 4
4 4
4
-
-
20 6 неделя
4 4
4 4
4
-
-
20 7 неделя
4 4
4 4
4
-
-
20 8 неделя
4 4
4 4
4
-
-
20 9 неделя
4 4
4 4
4
-
-
20 10 неделя
4 4
4 4
4
-
-
20 11 неделя
4 4
4 4
4
-
-
20 12 неделя
4 4
4 4
4
-
-
20 13 неделя
4
(ИА)
-
-
-
-
10
Итого:
250
Примечание: ИА – Итоговая аттестация (экзамен)
2.3. Учебная программа
Содержание дисциплин
1. Входной контроль (6 часов)
Входной контроль проводится с целью определения уровня подготовленности слушателей к обучению. Прием входного контроля проводится по теоретическим знаниям и физической подготовке.
Теоретическая часть входного контроля проводится в виде тестов по следующим направлениям:
пожарная тактика;
пожарная техника;
организация деятельности ГПС.
Физическая подготовка на входном контроле проводится в виде приема зачетов по нормативам:
челночный бег (10х10м);
подтягивание на перекладине или силовое комплексное упражнение;
кросс 1000 метров.
По результатам входного контроля формируется справка, которая доводится до руководителей комплектующих подразделений территориальных органов МЧС России в целях совершенствования организации подготовки сотрудников и работников по месту их службы в период прохождения индивидуального обучения, стажировки и ознакомительного периода.
Перечень вопросов для приема входного контроля
«Пожарная тактика»
1. Что называется пожаром?
2. Что составляет основу горения?
3. Что не относится к принципам (способам) прекращения горения.
4. Назовите условие возникновения горения.
5. Что является первичным тактическим подразделением?
6. Что является основным тактическим подразделением?
7. Что не относится к видам действий подразделений по тушению пожаров.
8. Кто имеет право приостанавливать следование к месту пожара
(вызова)?
9. С какого момента начинается разведка пожара.
10. В каких случаях проводится подготовка к развертыванию сил и средств.
11. В каких случаях проводится предварительное развертывание сил и средств.
12. В каких случаях проводится полное развертывание сил и средств.
13. Что не относится к принципам (способам) прекращения горения.
14. Когда пожар считается локализованным?
15. Когда пожар считается ликвидированным?
16. Что называется, решающим направлением?
17. Что называется, специальными работами на пожаре?
18. Что не относится к специальным работам на пожаре?
19. Кто является руководителем тушения пожара?
20. Что называется, оперативным штабом пожаротушения?
21. Что называется, тылом на пожаре?
22. Что называется, участком тушения пожара?
23. Дайте описание нарукавной повязки для начальника участка тушения пожара.
24. Дайте описание нарукавной повязки для начальника тыла.
25. Если обозначение на каске имеет следующий вид: номер пожарной части, изображенный внутри квадрата, то какую должность занимает данный участник тушения пожара.
26. К какому огнетушащему веществу относится вода в виде компактных и распыленных струй по доминирующему принципу прекращения горения?
27. К какому огнетушащему веществу относится углекислый газ и азот по доминирующему принципу прекращения горения?
28. К какому огнетушащему веществу относится химическая и воздушно-механическая пена по доминирующему принципу прекращения горения?
29. С какого момента начинаются действия подразделений по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров?
30. После чьего указания осуществляется возвращение с места пожара
(вызова)?
«Пожарная техника»
1. Специальная защитная одежда пожарного. Назначение, устройство,
характеристика.
2. Каска пожарного. Назначение, устройство, техническая характеристика. Знаки различия на касках пожарной охраны.
3. Снаряжение пожарного. Назначение, устройство, испытание.
4. Теплоотражательные и теплозащитные костюмы. Назначение,
устройство, характеристика.
5. Веревка пожарная спасательная. Назначение, устройство, хранение,
порядок применения и испытания.
6. Ручной немеханизированный инструмент. Назначение, виды,
хранение. Техника безопасности при использовании.
7. Механизированный пожарный и аварийно-спасательный инструмент. Назначение и классификация.
8. Комплект для резки электрических проводов. Назначение, сроки испытаний, критерии пригодности.
9. Лестница-палка. Назначение, устройство, техническая характеристика, сроки и порядок испытания.
10. Лестница штурмовая. Назначение, устройство, техническая характеристика, сроки и порядок испытания.
11. Трёхколенная выдвижная лестница. Назначение, устройство,
техническая характеристика, сроки и порядок испытания.
12. Пожарные рукава. Классификация, назначение, испытания.
13. Рукавное оборудование. Виды, назначение и область применения.
14. Ручные пожарные стволы. Назначение, устройство, характеристики.
Техника безопасности при работе со стволом.
15. Лафетные пожарные стволы. Назначение, устройство,
характеристика. Техника безопасности при работе со стволом.
16. Пожарная колонка. Назначение, устройство и порядок использования.
17. Пожарный гидрант. Назначение, устройство, порядок использования. Гидравлический удар.
18. Гидроэлеватор Г-600. Назначение, устройство, принцип работы и порядок использования.
19. Воздушно-пенные стволы. Назначение, устройство, характеристика.
Техника безопасности при работе со стволами.
20. Генераторы пены: назначение, устройство, виды. Техника безопасности при работе со стволами.
21. Классификация пожарных автомобилей.
22. Основные пожарные автомобили общего применения. Назначение,
краткие тактико-технические характеристики.
23. Основные пожарные автомобили целевого применения. Назначение,
краткие тактико-технические характеристики.
24. Специальные пожарные автомобили. Назначение, типы, краткие тактико-технические характеристики.
25. Назначение и классификация огнетушителей.
26. Классификация, устройство и принцип действия центробежных насосов.
27. Вакуумные системы центробежных насосов.
28. Общие сведения о насосах. Основные рабочие параметры насосов.
29. Основные правила ведения радиообмена. Требования радиодисциплины.
«Организация деятельности ГПС»
1. Порядок привлечения сил и средств гарнизонов пожарной охраны и специализированных подразделений к тушению пожаров и проведению АСР.
2. Виды гарнизонов пожарной охраны. Основные задачи гарнизонной службы.
3. Особенности организации несения службы в период особого противопожарного режима.
4. Нештатные службы пожарной охраны.
5. Размещение личного состава и техники в подразделении.
6. Понятие караула, караульной службы, основные задачи караульной службы Государственной противопожарной службы.
7. Обязанности командира отделения.
8. Порядок допуска лиц, прибывших в подразделение.
9. Порядок проведения развода и смены караулов.
10. Внутренний распорядок дня дежурного караула.
11. Состав внутреннего наряда караула (дежурной смены), обязанности дневального по помещениям.
12. Состав внутреннего наряда караула (дежурной смены), обязанности дежурного по караулу.
13. Виды обучения личного состава ГПС МЧС России.
14. Основные задачи подготовки личного состава ГПС МЧС России.
15. Организация подготовки личного состава дежурных смен.
16. Переподготовка как вид обучения личного состава ГПС МЧС
России.
17. Повышение квалификации как вид обучения личного состава ГПС
МЧС России.