Файл: Реферат по дисциплине История (история России, всеобщая история) по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование (дошкольное образование).rtf
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русский византинист С.Д. Сказкин опровергает мнение, которое в корне исторически не верно, что мы приняли из Византии не настоящее просвещение и, не разобрав хорошего от дурного, стали слишком рабски воспроизводить испорченные идеалы византинизма. Прежде всего, иных организующих начал нам неоткуда было принять, кроме того, Западная Европа того времени была ниже Византии и сама пользовалась плодами эллинской культуры.
Византия исполняла свою миссию с полным самоотвержением в этом величайший успех греческого духовенства и разнообразных и влияний Византии между восточноевропейскими народами. Она не налагала тяжелого и неудобоносимого ярма на новопросвещенных, отличаясь значительною терпимостью в делах веры: припомним хоть то, греческое духовенство на Руси не имело политического значения и не стремилось к организации, ограничивающей светскую власть.
Принятием христианства Русь становилась в ряды европейских государств и вместе с тем обнаружила желание занять твердое положение на Дунае и Черном море. Расширение политического кругозора, как следствие предыдущих сношений с империей, должно было привести русских князей к сознанию, что в старой вере отцов нельзя иметь влияния ни между болгарами, ни между греками. Христианскую веру и сопутствующую ей письменность на славянском (родном для древних русов) языке Древняя Русь получила от Византии, первую - непосредственно от империи, вторую - в основном через посредство болгар, принявших крещение раньше Руси на столетие с четвертью, а едва через полвека после этого освоивших и усовершенствовавших славянскую грамоту.
С рубежа X-XI вв. в Древней Руси в течение длительного времени проживали представители культурных кругов империи: священнослужители, архитекторы, живописцы, мозаичисты (они концентрировались в основном в подворье киевского митрополита-грека), а в Византии часто и подолгу пребывали русские послы, воины, купцы, паломники. В Константинополе существовала русская колония, обладавшая определенными юридическими правами; русы жили и близ столицы империи постоянно, ежедневно вступая в тесное общение с греками.
Взаимная отдаленность двух стран затрудняла общение, но она же и исключала осложнения, вызываемые обычно пограничными конфликтами. Древняя Русь приняла крещение, не испытав на себе, в отличие от балканских стран, никакого военного или политического давления со стороны Византии, как не знала она и ее притязаний на непосредственное господство над неофитами. Атрибуты византийской цивилизации никогда не были на Руси символами иноземной власти. Разумеется, более или менее точная датировка начала культурных связей невозможна.
Первые контакты со славянами Восточной Европы уходят в глубокую древность. В письменных источниках они фиксируются с VI в. Начало проникновения на Русь христианства относится уже к рубежу VIII-IX вв. Русские стремились к регулярным связям с Византией, а имперская дипломатия никогда не упускала случая, чтобы не попытаться крестить желавших общения с империей «варваров». За 100 лет контактов до крещения десятки тысяч русов из самых разных социальных слоев ознакомилась с византийскими формами жизни, с бытом богатых и бедных византийцев, нормами морали и основами их религии. Во всяком случае, число христиан на Руси к 980 г. и число осведомленных об основах христианского учения был, по всей вероятности, гораздо значительнее, чем это признано в историографии.
Крещение от Византии было исторически обусловлено всей совокупностью геополитических условий и обстоятельств жизни восточного славянства в VI-X вв. Формы язычества и мусульманство племен, давивших на Русь с востока и юго-востока и чаще всего ей враждебных, были совершенно чужды русам, как и сам образ их жизни: это были по преимуществу кочевники и полукочевники. Русь стала страной европейской культуры задолго до ее крещения.
Без учета культурных связей Руси с Византией в дохристианский период невозможно объяснить последовавший уже через полвека после крещения бурный расцвет самых разных сфер древнерусской культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Византия весьма редко обращалась к христианской Руси с просьбой об экстраординарной военной помощи, тогда как у языческой Руси просила ее неоднократно. Крещение Руси не внесло, на первый взгляд, коренных перемен в ее политические отношения с империей. Сохранение контактов с Византией стало на Руси древней традицией, питаемой исторической памятью не только о том, что именно Византия избавила руссов от язычества, но и вступила одновременно с Русью в кровное родство через брак князя-крестителя с порфирородной царевной.
Языческая Русь ходила походами против Византии, но она же часто оказывала ей и военную помощь.
Имелись, однако, три коренных отличия в отношениях Византии с Русью после ее крещения, сравнительно с отношениями империи с Болгарией и Сербией в христианскую эпоху их истории. Во-первых только крещеная Русь не ставила цели овладеть Константинополем (разоряя его окрестности, русы ни разу не штурмовали его стен). Во-вторых, только князья Руси никогда официально не посягали на титул Василевса. Русь находилась вне борьбы за престижное преобладание в ойкумене.
В-третьих, наконец, наиболее тесными были действительно только узы между Византией и Русью. Именно христианская Русь (и только она) оказывала империи военную помощь в течение почти столетия, шеститысячный русский отряд стал постоянным союзным подразделением византийского войска. Со времен крещения Руси правительство империи рассматривало воинов-русов не как частных наемников, а как представителей дружественного (союзного) Древнерусского государства, условия службы которых были установлены межгосударственным договором.
То обстоятельство, что Русь никогда не была (и не могла быть) в какой-либо политической зависимости от Византии, обусловило ее более лояльную в течение почти полутысячелетия позицию в отношении к империи. Используя затруднения империи, Русь вынудила ее к крупному вкладу в утверждение своего имиджа на мировой арене в период упрочения Древнерусского государства. Заключив почетный династический союз с правящим в империи домом, получив от нее христианство, а вместе с ним (в основном - через посредство болгар) и изобретенную в Византии письменность на родном для славян языке и другие феномены высокой культуры, Русь испытала, как до нее Болгария в первое полу-столетие после крещения, бурный расцвет культуры и искусства. Используя богатый опыт древней христианской державы, правители Руси укрепили центральную власть и систему управления огромной страной с разным уровнем развития ее регионов, с этнически разнородным населением и крайне трудными коммуникациями. Русь усматривала огромные выгоды в том, чтобы не только поддерживать, но и демонстрировать перед другими странами свои связи с империей в качестве ее друга и союзника. Наконец, ныне широко признано в историографии, что русские князья до середины XII в. никогда (кроме спорного случая с Илларионом) не возражали против того, чтобы поставить во главе русской церкви митрополитов - греков и никогда эти митрополиты не были в чужой и далекой странепроводниками выгодной империи политики.
Литература
-
Августин Блаженный О Граде Божьем. М.:ACT, 20201296 с. -
Хрестоматия по истории Древнего Рима под ред. С.Л. Утченко. М., 2020 -
Эклога. Византийский законодательный свод VIII века. Вст. статья, перевод, комментарий Е. Э Липшиц. М., 2015. -
Азаревич Д. История византийского права. 4.2. Ярославль 2017.352 с. -
Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. М.: «Юридическая литература», 2013.608 с. -
Асмус В. Отношения государства по законам императора Юстиниана I (Великого)//Исторический вестник, 2021 № 2. С.85 92. -
Асмус В. Церковные полномочия византийских императоров// Православная государственность: 12 писем об империи. Изд-во Юридического института СПб., 2013. С. 30 44. -
Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт. Пг., 2016. -
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев. «Путь к истине», 2011.407 с. -
Васильев А. А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб., «Алетейя», 2000.583 с. -
Величко А. М. Византийский монархизм//Правоведение, 2005. № 5. С. 175-196. -
Величко А.М. Император в византийской и русской истории (историко-правовые очерки). СПб., 2006.237 с. -
Гийу Андре Византийская цивилизация. Екатеринбург, 2015. 552 с. -
Грибовский В.М. Народ и власть в Византийском государстве. Опыт историко-догматического исследования. СПб., 2020.439. -
История политических и правовых учений под ред. О.Э. Лейста. М.: «ЗЕРЦАЛО-М», 2012. 678 с. -
Каждан А.П. Византийская культура. СПб., «Алетейя», 2017.284 с. 43.0н же. Византийский монастырь XI XII вв. как социальнаягруппа//Византийский Временник, 1971. Т. 31. С. 48 70. -
Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. СПб., «Алетейя», 2018.336 с.
Интернет источники.
-
https://www.pravmir.ru/vizantijskaya-imperiya/ (Дата посещения 12.06.2023) -
https://obrazovaka.ru/istoriya/vizantiyskaya-imperiya-stolica-sobytiya.html (Дата посещения 12.06.2023) -
https://arzamas.academy/materials/856 (Дата посещения 12.06.2023) -
https://kulturologia.ru/blogs/280918/40676/ (Дата посещения 12.06.2023)