Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1120
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 4. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПРИНЯТИЮ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Содержание темы:
§ 1. Подготовка проекта нормативного акта управления.
§ 2. Рассмотрение проекта и принятие нормативного правового акта государственного управления.
§ 3. Государственная регистрация нормативного акта государствен- ного управления.
§ 4. Опубликование и вступление в силу нормативного правового акта государственного управления.
Производство по принятию нормативных правовых актов государ- ственного управления состоит из нескольких последовательно осуществ- ляемых стадий.
Это следующие стадии:
– подготовка проекта;
– рассмотрение проекта и принятие нормативного правового акта государственного управления;
– государственная регистрация нормативного акта;
– опубликование и вступление в силу нормативного акта государ- ственного управления
1
§ 1. Подготовка проекта нормативного акта управления
Это начальный этап правотворческого административного процесса.
Принятие нормативных актов различными органами исполнительной вла- сти носит схожий характер, поэтому мы охарактеризуем стадии право- творческого административного процесса применительно к федеральным органам исполнительной власти.
В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской
Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика примене- ния соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
1
Стадия оспаривания нормативного акта, предложенная В.Д. Сорокиным, на наш взгляд, не входит в состав правотворческого административного процесса, поскольку в этом случае меняется субъектный состав правоотношения. См.: Сорокин В. Д.
Административно-процессуальное право. – СПб., 2004. – С. 333.
52
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинте- ресованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.
Виза включает в себя наименование должности руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Визы проставляются в ниж- ней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.
Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполни- тельной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определя- ются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости – организации, привлекаемые к этой работе. В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти.
Срок подготовки проекта нормативного правового акта во исполне- ние федеральных законов, указов, распоряжений Президента Российской
Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской
Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
Для подготовки наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.
По просьбе федеральных органов исполнительной власти и в соот- ветствии с заключенными с ними договорами Министерство юстиции Рос- сийской Федерации может осуществлять юридическую экспертизу проектов подготовленных ими нормативных правовых актов.
Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логи- ческое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть – преамбула.
Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законода- тельных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.
53
Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей. Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согла- сованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласо- ванию с этими федеральными органами исполнительной власти.
Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.
Если при подготовке нормативного правового акта выявились необ- ходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою силу.
§ 2. Рассмотрение проекта и принятие нормативного правового
акта государственного управления
Подготовленный проект нормативного правового акта до его подпи- сания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству
Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, а также пройти независимую экспертизу на коррупциогенность
1
Независимая экспертиза на коррупциогенность – экспертиза проек- тов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления корруп- ции. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится аккреди- тованными Министерством юстиции Российской Федерации юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами) в инициативном порядке за счет собственных средств.
В отношении проектов документов, содержащих сведения, состав- ляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального харак- тера, независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится.
1
Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных право- вых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции : постановл. Правительства Российской
Федерации от 5 марта 2009 г. № 195 // СЗ РФ. – 2009. – № 10. – Ст. 1240.
54
Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность федеральный орган исполнительной власти – разработчик проектов доку- ментов размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование в государственные органы и организации.
Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти – разра- ботчиком проектов документов, не может быть меньше срока, установлен- ного для их рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями.
Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность про- ектов документов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина или устанавливающих правовой статус организаций, феде- ральный орган исполнительной власти – разработчик указанных проектов документов размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмот- рение в юридическую службу указанного федерального органа.
Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти – разра- ботчиком указанных проектов документов, не может быть меньше срока их рассмотрения юридической службой указанного федерального органа.
По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность состав- ляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с методикой.
Экспертное заключение направляется федеральному органу испол- нительной власти – разработчику проекта документа по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
Порядок рассмотрения и принятия (утверждения) нормативного акта органа исполнительной власти в значительной степени зависит от того, каким – коллегиальным или единоначальным – является данный орган исполнительной власти. Так, коллегиальный орган исполнительной власти, например Правительство Российской Федерации, рассматривает поступающие проекты его постановлений на заседании, которое считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства.
По каждому из рассматриваемых на заседании правительства проектов приглашаются лица, имеющие к этому вопросу непосредственное отноше- ние. Поступившие на заседание Правительства проекты рассматриваются с обязательным участием федерального министра, иного руководителя федерального органа исполнительной власти, к ведению которого относится рассматриваемый вопрос.
На заседании Правительства Российской Федерации решения при- нимаются, как правило, общим согласием. По решению председатель- ствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов
Правительства. При равенстве голосов решающим является голос Предсе- дателя Правительства.
55
Проекты нормативного характера могут быть рассмотрены также на заседании Президиума Правительства Российской Федерации. Решение
Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа членов президиума и не должны противоречить решениям, приня- тым на заседаниях Правительства.
В единоначальном органе руководитель несет персональную ответ- ственность за выполнение возложенных на федеральный орган исполни- тельной власти полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руко- водителем федерального органа исполнительной власти или лицом, испол- няющим его обязанности.
Отдельные нормативные правовые акты могут подписываться (утвер- ждаться) первыми заместителями (заместителями) руководителя федераль- ного органа исполнительной власти, на которых в установленном порядке возложено руководство отраслевыми службами (блоками), сформирован- ными в этих органах.
Предоставление таких полномочий, а также круг вопросов, по которым заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти вправе подписывать (утверждать) нормативные правовые акты, подлежит рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти.
Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
– наименование органа (органов), издавшего акт;
– наименование вида акта и его название;
– дату подписания (утверждения) акта и его номер;
– наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими феде- ральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствую- щие номера и единую дату.
§ 3. Государственная регистрация нормативного акта
государственного управления
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты: а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
– гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
– гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции и в иных законодательных актах Российской Федерации;
– механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
56 б) устанавливающие правовой статус организаций – типовые, при- мерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти; в) имеющие межведомственный характер (независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государ- ственную тайну, или сведения конфиденциального характера), то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных ор- ганов исполнительной власти, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего нормативный правовой акт.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осу- ществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ве- дет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют: а) федеральные органы исполнительной власти (министерства Рос- сийской Федерации, федеральные службы, федеральные агентства); б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Феде- рации, (например, Центральный банк Российской Федерации).
При этом на государственную регистрацию направляются норматив- ные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные
(принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведе- ния, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциаль- ного характера.
Не подлежат представлению на государственную регистрацию: а) индивидуальные правовые акты:
– персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);
– действие которых исчерпывается однократным применением;
– срок действия которых истек;
– оперативно-распорядительного характера (разовые поручения); б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти; в) акты, направленные на организацию исполнения решений выше- стоящих органов или собственных решений федеральных органов испол- нительной власти и не содержащие новых правовых норм;
ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Содержание темы:
§ 1. Подготовка проекта нормативного акта управления.
§ 2. Рассмотрение проекта и принятие нормативного правового акта государственного управления.
§ 3. Государственная регистрация нормативного акта государствен- ного управления.
§ 4. Опубликование и вступление в силу нормативного правового акта государственного управления.
Производство по принятию нормативных правовых актов государ- ственного управления состоит из нескольких последовательно осуществ- ляемых стадий.
Это следующие стадии:
– подготовка проекта;
– рассмотрение проекта и принятие нормативного правового акта государственного управления;
– государственная регистрация нормативного акта;
– опубликование и вступление в силу нормативного акта государ- ственного управления
1
§ 1. Подготовка проекта нормативного акта управления
Это начальный этап правотворческого административного процесса.
Принятие нормативных актов различными органами исполнительной вла- сти носит схожий характер, поэтому мы охарактеризуем стадии право- творческого административного процесса применительно к федеральным органам исполнительной власти.
В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской
Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика примене- ния соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
1
Стадия оспаривания нормативного акта, предложенная В.Д. Сорокиным, на наш взгляд, не входит в состав правотворческого административного процесса, поскольку в этом случае меняется субъектный состав правоотношения. См.: Сорокин В. Д.
Административно-процессуальное право. – СПб., 2004. – С. 333.
52
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинте- ресованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.
Виза включает в себя наименование должности руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Визы проставляются в ниж- ней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.
Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполни- тельной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определя- ются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости – организации, привлекаемые к этой работе. В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти.
Срок подготовки проекта нормативного правового акта во исполне- ние федеральных законов, указов, распоряжений Президента Российской
Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской
Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
Для подготовки наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.
По просьбе федеральных органов исполнительной власти и в соот- ветствии с заключенными с ними договорами Министерство юстиции Рос- сийской Федерации может осуществлять юридическую экспертизу проектов подготовленных ими нормативных правовых актов.
Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логи- ческое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть – преамбула.
Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законода- тельных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.
53
Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей. Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согла- сованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласо- ванию с этими федеральными органами исполнительной власти.
Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.
Если при подготовке нормативного правового акта выявились необ- ходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою силу.
§ 2. Рассмотрение проекта и принятие нормативного правового
акта государственного управления
Подготовленный проект нормативного правового акта до его подпи- сания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству
Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, а также пройти независимую экспертизу на коррупциогенность
1
Независимая экспертиза на коррупциогенность – экспертиза проек- тов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления корруп- ции. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится аккреди- тованными Министерством юстиции Российской Федерации юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами) в инициативном порядке за счет собственных средств.
В отношении проектов документов, содержащих сведения, состав- ляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального харак- тера, независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится.
1
Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных право- вых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции : постановл. Правительства Российской
Федерации от 5 марта 2009 г. № 195 // СЗ РФ. – 2009. – № 10. – Ст. 1240.
54
Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность федеральный орган исполнительной власти – разработчик проектов доку- ментов размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование в государственные органы и организации.
Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти – разра- ботчиком проектов документов, не может быть меньше срока, установлен- ного для их рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями.
Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность про- ектов документов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина или устанавливающих правовой статус организаций, феде- ральный орган исполнительной власти – разработчик указанных проектов документов размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмот- рение в юридическую службу указанного федерального органа.
Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти – разра- ботчиком указанных проектов документов, не может быть меньше срока их рассмотрения юридической службой указанного федерального органа.
По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность состав- ляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с методикой.
Экспертное заключение направляется федеральному органу испол- нительной власти – разработчику проекта документа по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
Порядок рассмотрения и принятия (утверждения) нормативного акта органа исполнительной власти в значительной степени зависит от того, каким – коллегиальным или единоначальным – является данный орган исполнительной власти. Так, коллегиальный орган исполнительной власти, например Правительство Российской Федерации, рассматривает поступающие проекты его постановлений на заседании, которое считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства.
По каждому из рассматриваемых на заседании правительства проектов приглашаются лица, имеющие к этому вопросу непосредственное отноше- ние. Поступившие на заседание Правительства проекты рассматриваются с обязательным участием федерального министра, иного руководителя федерального органа исполнительной власти, к ведению которого относится рассматриваемый вопрос.
На заседании Правительства Российской Федерации решения при- нимаются, как правило, общим согласием. По решению председатель- ствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов
Правительства. При равенстве голосов решающим является голос Предсе- дателя Правительства.
55
Проекты нормативного характера могут быть рассмотрены также на заседании Президиума Правительства Российской Федерации. Решение
Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа членов президиума и не должны противоречить решениям, приня- тым на заседаниях Правительства.
В единоначальном органе руководитель несет персональную ответ- ственность за выполнение возложенных на федеральный орган исполни- тельной власти полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руко- водителем федерального органа исполнительной власти или лицом, испол- няющим его обязанности.
Отдельные нормативные правовые акты могут подписываться (утвер- ждаться) первыми заместителями (заместителями) руководителя федераль- ного органа исполнительной власти, на которых в установленном порядке возложено руководство отраслевыми службами (блоками), сформирован- ными в этих органах.
Предоставление таких полномочий, а также круг вопросов, по которым заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти вправе подписывать (утверждать) нормативные правовые акты, подлежит рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти.
Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
– наименование органа (органов), издавшего акт;
– наименование вида акта и его название;
– дату подписания (утверждения) акта и его номер;
– наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими феде- ральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствую- щие номера и единую дату.
§ 3. Государственная регистрация нормативного акта
государственного управления
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты: а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
– гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
– гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции и в иных законодательных актах Российской Федерации;
– механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
56 б) устанавливающие правовой статус организаций – типовые, при- мерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти; в) имеющие межведомственный характер (независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государ- ственную тайну, или сведения конфиденциального характера), то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных ор- ганов исполнительной власти, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего нормативный правовой акт.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осу- ществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ве- дет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют: а) федеральные органы исполнительной власти (министерства Рос- сийской Федерации, федеральные службы, федеральные агентства); б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Феде- рации, (например, Центральный банк Российской Федерации).
При этом на государственную регистрацию направляются норматив- ные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные
(принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведе- ния, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциаль- ного характера.
Не подлежат представлению на государственную регистрацию: а) индивидуальные правовые акты:
– персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);
– действие которых исчерпывается однократным применением;
– срок действия которых истек;
– оперативно-распорядительного характера (разовые поручения); б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти; в) акты, направленные на организацию исполнения решений выше- стоящих органов или собственных решений федеральных органов испол- нительной власти и не содержащие новых правовых норм;