Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1125
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
63
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17
ТЕМА 5. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПРЕДЛОЖЕНИЯМ
И ЗАЯВЛЕНИЯМ ГРАЖДАН И ОБРАЩЕНИЯМ ОРГАНИЗАЦИЙ
В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Содержание темы:
§ 1. Общая характеристика права на обращения.
§ 2. Стадии производства по предложениям, заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления.
§ 1. Общая характеристика права на обращение
Одним из важных средств реализации политических и иных прав и свобод человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства, воздействия на него является право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, закрепленное в Конституции Российской Федерации (ст. 33).
В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращения гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложе- ние, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в госу- дарственный орган, орган местного самоуправления (ст. 4)
1
Праву на обращение соответствует обязанность органов и их долж- ностных лиц, которым оно направлено, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть его и принять по нему законное и обоснованное решение.
Следует отметить позицию Конституционного Суда Российской
Федерации, высказанную в Определении от 25 января 2005 г. № 42-О относительно понятия и значения конституционного права на обращение
2
Согласно этой позиции указанные права требуется рассматривать не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов. Это означает необхо- димость принятия по обращению предусмотренного законом процессуального решения. Конституционное право обращаться в государственные органы с жалобами и ходатайствами предполагает право получить на каждое обращение адекватный ответ.
1
О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 19. – Ст. 2060.
2
По жалобам граждан Астахова Павла Алексеевича, Замошкина Сергея Дмитри- евича, Карцевой Веры Константиновны и Костанова Юрия Артемовича на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 7 и 123, части третьей статьи 124, ста- тей 125, 388 и 408 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2005 г. № 42-О // Вестник Кон- ституционного Суда РФ. – 2005. – № 4.
64
В юридической литературе право на обращение рассматривается в двух значениях
1
:
как форма реализации личностью политического права – права на участие в управлении государством посредством обязательной для рассмотре- ния гражданской инициативы, с перспективной целью нормативного и органи- зационного решения органом власти общественно значимого вопроса;
как установленный законом способ защиты прав и свобод человека и гражданина посредством направления различных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.
Право граждан на обращение является средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с госу- дарственным аппаратом, способствует усилению контроля народа за дея- тельностью государственных органов и их должностных лиц, а также сред- ством борьбы с волокитой и чрезмерным бюрократизмом. Через обращения граждан обеспечивается обратная связь власти и граждан, возможность для власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политиче- ские потребности общества, т.к. обращения граждан являются важным источником информации, полезной при решении вопросов государствен- ного, хозяйственного и социально-культурного развития, содержат в себе сведения о процессах, происходящих в обществе
2
Правовую основу реализации права на обращение образуют Консти- туция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации",
Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Россий- ской Федерации. Примером нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти могут служить Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России, Инструкция по работе с обра- щениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В субъектах Российской Федерации порядок обра- щения граждан в региональные органы государственной власти регламен- тируется, как правило, законами, аналогичными по содержанию федеральному закону. Например, Закон Челябинской области от 28 сентября 2006 г.
№ 60-ЗО "О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в государ- ственные органы Челябинской области и органы местного самоуправления".
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права
1
Головистикова А. Н., Грудицина Л. Ю. Конституционное право России : учеб. / под ред. Н. А. Михалевой. – М., 2006. – С. 364.
2
См.: Там же.
65
граждан на обращение, в том числе гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом от 2 мая
2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации".
Отдельные вопросы обращения граждан в органы государственной власти регламентируются иными нормативными правовыми актами, в их числе федеральные конституционные законы от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ
"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, от
21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федера- ции", Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс РФ об административ- ных правонарушениях и др.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" выделяет три вида обращений граждан:
предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государствен- ных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятель- ности государства и общества;
заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его кон- ституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указан- ных органов и должностных лиц;
жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В зависимости от формы обращения они могут быть письменными,
устными и электронными. Хотя последний вид обращений не выделяется
Федеральным законом и может рассматриваться в рамках письменного обращения, имеющего особенности в передаче и получении, о чем, кстати, и свидетельствует практика федеральных органов государственной власти.
По способу осуществления обращения можно классифицировать на
индивидуальные и коллективные.
По составусубъектов обращения их можно подразделить на обраще- ния граждан Российской Федерации и обращения иностранных граждан и
лиц без гражданства. Здесь следует отметить, что Федеральный закон от
2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Рос- сийской Федерации" в отличие от Конституции Российской Федерации, предоставившей право обращения только гражданам Российской Федерации, наделяет таковым иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответ- ствии с ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона установленный порядок
66 рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным до- говором Российской Федерации или федеральным законом.
Таким образом, Федеральный закон, очевидно, не столько расширяет круг субъектов, наделенных правом обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, сколько устраняет очевидное техниче- ское недоразумение Конституции Российской Федерации, предоставившей право на обращение только лишь гражданам Российской Федерации.
Возможны и другие классификации обращений. Например, Инструк- ция по работе с обращениями граждан в системе МВД России подразделяет письменные обращения на коллективные, анонимные, аналогичные, повтор- ные, многократные, некорректные по содержанию или изложению.
§ 2. Стадии производства по предложениям, заявлениям граждан и
обращениям организаций в сфере государственного управления
Анализ производства по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления позволяет выделить следующие стадии:
1. Подача предложений, заявлений гражданами и обращений органи- зациями.
2. Рассмотрение предложений, заявлений граждан и обращений организаций и дача ответа по ним.
Подача предложений, заявлений и обращений осуществляется непо- средственно путем направления письменного обращения или личного при- ема в том государственном органе, органе местного самоуправления или у того должностного лица, в компетенцию которых входит решение постав- ленных в обращении вопросов. И в том и в другом случае обращение об- ладает равной юридической силой, а обращающемуся (заявителю) предо- ставляются при его рассмотрении дополнительные права:
представлять дополнительные документы и материалы либо обра- щаться с просьбой об их истребовании;
знакомиться с документами и материалами, касающимися рас- смотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содер- жатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, когда ведется отдельное производство по обращениям, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;