Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1116

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

182
Перечень субъектов, рассматривающих дела об административных
правонарушениях, закреплен в разделе III КоАП РФ.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются упол- номоченными органами и лицами в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ. Таких органов и лиц, в том числе судей, в настоящее время Кодекс насчитывает более 70.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных
КоАП РФ, рассматриваются:
1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из за- дач и функций, возложенных на них федеральными законами либо норма- тивными правовыми актами Президента Российской Федерации или Прави- тельства Российской Федерации.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных за- конами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполни- тельной власти субъектов Российской Федерации;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Дела об административных правонарушениях от имени соответству- ющих органов уполномочены рассматривать:
1) руководители соответствующих федеральных органов исполни- тельной власти, их учреждений, их заместители;
2) руководители структурных подразделений и территориальных ор- ганов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с феде- ральными законами либо нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзор- ные или контрольные функции.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных зако- нами субъектов Российской Федерации, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Главой 23 КоАП РФ установлена предметная подведомственность соответствующих органов и лиц по рассмотрению дел об административ- ных правонарушениях. Статья 23.1. КоАП РФ устанавливает компетенцию


183
судей. В частности, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ устанавливает исключительную компетенцию судей по рассмотрению дел, ч. 2 указанной статьи – альтер- нативную компетенцию. Перечисленные в ней правонарушения, рассмат- риваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Вместе с тем дела об административных правонарушениях, преду- смотренных ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществля- ется в форме административного расследования, могут быть рассмотрены судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рас- смотрение судье.
§ 2. Предмет доказывания и доказательства
по делам об административных правонарушениях
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным пра- вонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об админи- стративном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разре- шения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, винов- ность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются:
 протоколом об административном правонарушении;
 иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;
 объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
 показаниями потерпевшего, свидетелей;


184
 заключениями эксперта, иными документами;
 показаниями специальных технических средств;
 вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с наруше- нием закона.
Процессуальное регулирование доказывания в Кодексе выражено в трех основных аспектах: предмете доказывания, доказательствах, оценке доказательств.
Содержание предмета доказывания раскрывается в рамках ст. 26.1
КоАП РФ. В процессе осуществления доказывания как деятельности упол- номоченных на то субъектов, направленной на сбор, проверку и оценку доказательств по делу об административном правонарушении, необходимо выяснить конкретный перечень обстоятельств, указанных в ст. 26.1 КоАП РФ.
Таких обстоятельств семь, при этом они имеют нормативное обеспечение в рамках иных статей Кодекса, что способствует полноценной реализации задач производства. Например, в соответствии с п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат обстоя- тельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Перечень же этих обстоятельств содержится, соответственно, в ст.ст. 4.2,
4.3 КоАП РФ.
В числе обстоятельств, подлежащих выяснению по делу в первую очередь, указано "наличие события административного правонарушения".
Установление события административного правонарушения представляет собой важную составляющую в осуществлении производства в целом, так как его отсутствие в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ будет квалифици- ровано как обстоятельство, исключающее производство по делу об адми- нистративном правонарушении. От правильно осуществленного действия, направленного на установление события проступка, зависит и правильная квалификация совершенного административного проступка. Выяснение наличия события административного правонарушения предполагает ответ на такой вопрос, как: имело ли место в жизни деяние, обладающее признаками административного правонарушения. К последним, как известно, относятся противоправность, наказуемость, виновность. Иногда к признакам адми- нистративного правонарушения относят и общественную опасность
1
Подлежат выяснению вредные последствия, наступившие в результате совершения проступка, а также наличие причинной связи между этими послед- ствиями и действием (бездействием) соответствующего органа или лица.
Данное положение распространяется главным образом на материальные составы административных правонарушений. В КоАП РФ находится большое количество административных правонарушений с формальным составом, когда для признания какого-либо действия в качестве админист-
1
Теплухин В. В., Черенков Е. А. Указ. соч. – С. 8.


185
ративного проступка не требуется наступления материальных последствий.
К правонарушениям с формальным составом относятся, например, адми- нистративные проступки, связанные с нарушением правил пожарной без- опасности, правил дорожного движения и др.
В определенных случаях выяснению подлежат место, способ, характер совершенного деяния и др.
В процессе осуществления производства по делу об административ- ном правонарушении необходимо установить лицо, совершившее действие
(бездействие), за которое Кодексом или законом субъекта РФ преду-
смотрена административная ответственность. Субъектами админи- стративной ответственности в соответствии с Кодексом могут быть как физические, так и юридические лица. При рассмотрении дела следует руководствоваться рядом статей, которые способствуют практической реа- лизации обстоятельства, подлежащего установлению. К этим статьям можно отнести ст. 2.3 КоАП РФ "Возраст, по истечении которого наступает административная ответственность", ст. 2.4 КоАП РФ "Административная ответственность должностных лиц", ст. 2.5 КоАП РФ "Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов", ст. 2.6 КоАП РФ "Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц", ст. 2.10 КоАП РФ "Административная ответственность юридических лиц".
Установление виновности лица в совершении административного
правонарушения представляет собой очередной этап первой стадии произ- водства по делу. Данное положение реализуется в рамках субъективной стороны административного правонарушения, где установлению подлежит наличие в действии (бездействии) умысла или неосторожности, цели и мотива совершения правонарушения.
Следующее обстоятельство, подлежащее выяснению, указывает на
характер и размер ущерба, причиненного административным правонару-
шением.
Кодекс закрепляет круг доказательств по делу об административном правонарушении, под которыми понимаются любые фактические данные, на основании которых субъекты, рассматривающие дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Среди них рассмотренные выше обстоятельства (наличие события администра- тивного проступка, виновность лица и т.д.). Фактические данные устанав- ливаются протоколом об административном правонарушении, а также иными протоколами, предусмотренными Кодексом. В КоАП РФ отражена классификация фактических данных, содержание которой предполагает деление доказательств на личные, вещественные и документы.
Личные доказательства представляют собой доказательства, где носителями информации являются физические лица, например объяснение лица, в отношении которого ведется производство, показания потерпевшего,


186 показания свидетелей. В соответствии со ст. 26.3 КоАП РФ указанные положения представляют собой сведения, имеющие отношение к делу, и должны быть сообщены указанными лицами в устной и письменной форме.
Полноценная реализация данной нормы Кодекса обусловливает обращение к тем статьям Кодекса, в которых закрепляется правовой статус указанных участников производства (ст. 25.1 – лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ст. 25.2 – потерпевший, ст. 25.6 – свидетель).
Вещественные доказательства включают в себя материальные объекты, являющиеся носителями информации. Определение вещественных доказательств дается в ст. 26.6 КоАП РФ: «…под вещественными доказа- тельствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы». Информация о наличии вещественных доказательств должна быть занесена в протокол об административном правонарушении или иной протокол, предусмотренный действующим
Кодексом (например, протокол об изъятии вещей и документов). Субъекты, осуществляющие производство, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу. Реализация данных положений обеспечивается содержанием ряда статей, регламентирующих последовательность действий при приме- нении процессуальных мер. Например, в ст. 27.10 КоАП РФ закреплен порядок применения такой меры, как изъятие вещей и документов. Про- цедура изъятия вещей и документов и их документальное оформление спо- собствуют правильному сохранению и использованию материальных следов административных правонарушений – вещественных доказательств в целях достижения задач производства.
Документы также имеют доказательственное значение в тех случаях, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (ст. 26.7
КоАП РФ). К ним можно отнести материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационные базы и банки данных и иные носители информации. Получение документа, имеющего доказательственное значение, должно быть зафиксировано в протоколе об административном правона- рушении (ином протоколе). Обязанность сохранять документы возложена на субъекты, в производстве которых находится дело. Кодексом оговорены и те случаи, когда документы обладают признаками вещественных доказа- тельств, что позволяет признать их в качестве последних (ст. 26.6 КоАП РФ).
В Кодексе содержатся нормы, закрепляющие положения о специаль- ных технических средствах, поручениях и запросах по делу об админи- стративном правонарушении и порядке истребования сведений по делу об административном правонарушении.