Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1117
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
187
Под специальными техническими средствами (ст. 26.8 КоАП РФ) понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие серти- фикаты и прошедшие метрологическую проверку. Показания тех или иных технических средств могут быть рассмотрены в качестве доказательств только в том случае, если специально уполномоченное лицо на производство по делу об административном правонарушении будет выступать в качестве непосредственного наблюдателя. Информация о применении специальных технических средств и их показаниях отражается в протоколе об админи- стративном правонарушении с указанием сведения об измерительном прибо- ре и лице, присутствующем при производстве и осуществляющем измере- ние посредством требуемого технического средства.
Сущность закрепленных Кодексом норм, посвященных истребова-
нию сведений по делу об административном правонарушении, состоит в наделении субъектов, осуществляющих производство, правом вынесения определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
В статье 26.10 КоАП РФ, которая регламентирует данный вид процессуальных действий, не содержится какой-либо информации в отношении содержания и формы непосредственно самого определения как документа, посредством которого осуществляется истребование необходимой информации.
Истребование сведений, необходимых для разрешения дела, должно осуществляться судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, до стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении, поскольку на последней стадии произ- водства подобная информация теряет практический смысл. В целях реали- зации принципа оперативности при рассмотрении дел об административных правонарушениях законодатель установил сроки направления истребуе- мых сведений – три дня со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест, – незамедлительно.
Как правило, истребуемые сведения направляются в письменной форме. Если организация не в состоянии представить такие сведения, то она обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме субъекта, вынесшего постановление. В качестве процессуальной гарантии, обеспечивающей своевременное представление сведений, можно рассмат- ривать норму Кодекса (ст. 19.7), установившую административную ответ- ственность за непредставление сведений (информации).
Поручения и запросы по делу об административном правонарушении направлены на получение информации и материалов, наличие которых необходимо для решения дела по существу. В соответствии со ст. 26.9
КоАП РФ поручение (запрос) направляется для проведения конкретных процессуальных действий в связи с осуществлением производства по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что поручения
188 и запросы направляются в соответствующие территориальные органы
(органы исполнительной власти), предусмотренные Кодексом. Исполнение поручения и запроса должно быть осуществлено в определенных времен- ных рамках – не позднее чем в пятидневный срок со дня получения ука- занных документов.
Существенное значение в процессе получения и закрепления доказа- тельств по делу представляет экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ) и взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ).
Экспертиза проводится в тех случаях, когда при осуществлении производства возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве и т.д. О назначении экспертизы судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, выносится определение. Кодекс предусматривает основные составляющие определения, среди которых: основания для назначения экспертизы; инфор- мация об эксперте и данные об учреждении, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Кодекс не содержит какого-либо указания на стадии, в рамках кото- рых возможно проведение экспертизы, представляется, что это может быть любая из закрепленных Кодексом стадий, за исключением заключительной стадии производства – исполнения постановления.
Регламентируя вопросы проведения экспертизы, Кодекс закрепляет норму, являющуюся важной процессуальной гарантией в направлении укрепления реализации прав лица, в отношении которого ведется произ- водство, а также потерпевшего. Согласно этой норме субъект, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязан ознакомить с определением лицо, в отношении которого ведется произ- водство, и потерпевшего. При этом закон указывает на необходимость разъяснения прав указанных участников производства, в том числе и права ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта. Кодекс не устанавливает каких-либо сроков проведения экспертизы. По результа- там проведения экспертизы экспертом дается заключение в письменной форме от своего имени с содержанием фактических данных, т.е. доказа- тельств. Заключение должно содержать обоснованные ответы на постав- ленные перед экспертом вопросы, а также сделанные выводы.
Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело. Все выводы должны быть внимательно изучены субъектом, осуществляющим производство.
Кодекс оговаривает возможность несогласия субъекта, в производстве которого находится дело, с заключением эксперта, при этом несогласие должно быть мотивировано.
Взятие проб и образцов проводится должностным лицом, осуществ- ляющим производство по делу об административном правонарушении, если
189
это необходимо для проведения экспертизы. Таким образом, взятие проб и образцов выступает в качестве обеспечивающего проведение экспертизы обстоятельства.
Процессуальное оформление осуществляется в соответствии с пра- вилами, закрепленными в ст. 27.10 КоАП РФ "Изъятие вещей и документов".
Оценка доказательств представляет собой деятельность судьи, чле- нов коллегиального органа, должностного лица, направленную на всесто- роннюю проверку доказательств по делу посредством основных способов.
Объектом данного вида деятельности являются доказательства по делу об административном правонарушении, цель – получение фактических дан- ных, определение их достоверности или недостоверности, допустимости и достаточности для использования этих данных в процессе принятия решения по делу об административном правонарушении. Содержание рассматрива- емого вида процессуального действия определяется ст. 26.11 КоАП РФ. В соответствии с указанной статьей субъекты, осуществляющие производ- ство по делу, оценивают доказательства по своему внутреннему убежде- нию, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При оценке доказательств субъект, осуществляющий производство, должен, во-первых, исходить из равенства доказательств, что означает их независимость от того, кем были они предоставлены, во-вторых, субъект не должен быть связан предварительной оценкой доказательств по делу.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об администра- тивных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье
1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привле- каемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномо- ченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к администра- тивной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Однако КоАП РФ устанавливает исключение. Так, данный принцип административной ответственности не распространяется на администра- тивные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Собственнику (владельцу) транспортного средства предоставляется возможность доказать свою невинов- ность и сообщить данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или поль-
190 зовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его владения в результате противоправных действий других лиц. Если в ходе проверки будут подтверждены данные, содержащиеся в его сообщении, он освобож- дается от административной ответственности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении со- бранные по делу доказательства должны оцениваться также с позиции со- блюдения требований закона при их получении. Не допускается использо- вание доказательств, полученных с нарушением закона.
Нарушением, влекущим невозможность использования доказа- тельств, может быть признано, в частности, получение объяснений потер- певшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предвари- тельно разъяснены их права и обязанности.
Протоколы и иные материалы ранее прекращенного уголовного дела в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности за те же действия (бездействие), могут быть использованы в качестве доказа- тельств при рассмотрении дела об административном правонарушении.
§ 3. Участники производства по делам об административных
правонарушениях
В учебной и научной литературе можно встретить попытки ученых систематизировать участников производства, объединив их (участников) в какие-либо группы, используя при этом определенные критерии. Данные группы не имеют законодательного закрепления, но их наличие в опреде- ленной мере облегчает процесс усвоения статуса участников производства.
Участники производства по делам об административных правонарушениях условно могут быть разделены на следующие группы: а) лица, интересы которых затрагиваются производством, – лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ), и потерпевший (ст. 25.2 КоАП РФ); б) лица, защищающие или представляющие интересы других лиц, – законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП РФ), законные представители юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ), защитник и пред- ставитель (ст. 25.5 КоАП РФ); в) лица, выполняющие процессуальные функции, – свидетель (ст. 25.6
КоАП РФ), понятой (ст. 25.7 КоАП РФ), специалист (ст. 25.8 КоАП РФ), эксперт (ст. 25.9 КоАП РФ), переводчик (ст. 25.10 КоАП РФ), прокурор
(ст. 25.11 КоАП РФ).
Правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по
делу об административном правонарушении,закреплен в ст. 25.1 КоАП РФ.
В соответствии с данной статьей указанное лицо вправе: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказатель- ства; заявлять ходатайства, например, об отложении рассмотрения дела;
191
заявлять отводы лиц, участие которых в производстве по делу об админи- стративном правонарушении не допускается; обжаловать постановление по данному делу; пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется произ- водство по делу об административном правонарушении. В отсутствие ука- занного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Вместе с тем судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. Кроме того, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным и в случае рассмот- рения дела об административном правонарушении, влекущем администра- тивный арест или административное выдворение за пределы Российской
Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства.
Нельзя не сказать и о специфике рассмотрения дел об администра- тивных правонарушениях в отношении лиц в возрасте от 16 до 18 лет.
Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отри- цательное влияние на указанное лицо.
Потерпевшим, в соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ, является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.
Он вправе знакомиться со всеми материалами дела об администра- тивном правонарушении, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и др. Дело рассматривается с участием потерпевшего. В его отсут- ствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела, и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рас- смотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Законные представители физического лицаосуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потер- певшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно ре- ализовать свои права, осуществляют их законные представители.
Особенность правового статуса законного представителя физического лица определяется той ролью, которая при рассмотрении дела отведена лицу, чьи интересы они представляют. Законные представители физического