Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1110

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19
Принцип оперативности и экономичности заключается в том, что процесс ведется в максимально короткие сроки и его проведение требует минимума материальных затрат. Оперативности и экономичности процесса во многом способствуют установленные законодательством точные сроки, в течение которых дело должно быть разрешено, рассмотрено и исполнено принятое по делу решение.
Принцип ответственности компетентных органов и лиц за ненад- лежащее ведение процесса и принятое решение – должностные лица, виновные в нарушении процессуальных норм или принятии незаконного акта
(решения), несут установленную законом юридическую ответственность.
§ 7. Субъекты административного процесса
С точки зрения общей теории права, субъектами права признаются лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. В понятие правосубъектности включаются такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность.
Универсальность субъектов административного процесса проявляется в том, что они являются участниками как материальных административно-правовых отношений, так и административно-процессуальных отношений.
В административном процессе могут участвовать разнообразные органы и лица: органы государственного управления (исполнительной вла- сти), должностные лица, общественные организации и их представители, граждане и лица без гражданства. Все они являются участниками или сто- ронами административного процесса. Но положение, занимаемое каждым из них в механизме этого процесса, различно: одни разрешают индивидуа- льные дела, другие своими действиями создают условия для возникновения административного процесса (например, путем подачи жалобы, соверше- ния административного правонарушения).
В науке отечественного административного права существуют раз- личные взгляды на систему субъектов административного права и админи- стративного процесса. Обобщая различные точки зрения ученых, систему субъектов административного процесса можно представить в следующем виде:
1) индивидуальные субъекты:
– граждане Российской Федерации;
– иностранные граждане;
– лица без гражданства;
2) коллективные субъекты:
– органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации;
– исполнительные органы местного самоуправления;
– предприятия и учреждения различных форм собственности;
– общественные объединения;
– иные органы государства и местного самоуправления.


20
Государственные и муниципальные служащие, уполномоченные разре- шать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления, выступают от имени соответствующих органов или своими действиями воз- буждают административный процесс.
Первая группа субъектов (индивидуальные субъекты) выступает в административном процессе в качестве:
– лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение;
– стороны административного спора;
– уполномоченного представителя;
– лица, в отношении которого ведется административное дело;
– потерпевшего;
– лица, защищающего права и интересы других участников процесса;
– свидетеля, переводчика, эксперта.
В каждом из перечисленных случаев административно-правовой статус индивидуального субъекта как участника административного процесса имеет свою специфику, обусловленную той ролью, которую выполняет субъект в процессе. Российское законодательство закрепляет общие про- цессуальные права и обязанности, признавая за гражданами (иностранными гражданами, лицами без гражданства) административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.
Второй группе субъектов принадлежит особая роль в сфере управ- ленческих отношений. Органы исполнительной власти Российской Феде- рации, субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в той или иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел. Они могут выступать в административ- ном процессе в качестве: органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело; органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц.
Предприятия и учреждения различных форм собственности по тем же основаниям, что и органы исполнительной власти Российской Федера- ции, субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, могут быть участниками административного процесса.
Общественные объединения и иные негосударственные организации могут выступать в административном процессе в качестве: негосудар- ственного формирования, возбудившего дело в связи с осуществлением сво- их функций; стороны административно-правового спора; третьего лица; ор- гана, защищающего права и законные интересы других лиц.
Государственные и муниципальные служащие как субъекты админист- ративного процесса могут выступать в качестве: должностных лиц, уполномо- ченных разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного


21
управления; должностных лиц, возбудивших дело в связи с осуществлением своих функций; стороны административно-правового спора; представителя государственного органа или предприятия; третьего лица; лица, привлека- емого к дисциплинарной или административной ответственности.
Предусмотренные законом иные органы государственной власти и должностные лица могут выступать в административном процессе в каче- стве: лиц, возбудивших дело в связи с осуществлением своих функций; лиц, уполномоченных разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления.
Рекомендуемая литература к теме
Основная
Конституция Российской Федерации (в ред. от 30 декабря 2008 г.) //
Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
Бахрах, Д. Н. Административное право: учеб. / Д. Н. Бахрах. – М., 1996.
Макарейко, Н. В Административно-процессуальное право : учеб. пособие / Н. В. Макарейко. – М., 2008.
Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно- процессуальное право : учеб. / В. Д. Сорокин. – СПб., 2008.
Федощев, А. Г. Административно-процессуальное право в схемах и определениях : учеб. пособие / А. Г. Федощев, Н. Н. Федощева. – М., 2008.
Дополнительная
О системе государственной службы Российской Федерации : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. –
2003. – № 22. – Ст. 2063.
О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2008 г.) //
СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
О муниципальной службе в Российской Федерации : федер. закон от
2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. – 2007. –
№ 10. – Ст. 1152.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос- сийской Федерации : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от
7 мая 2009 г.) // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации : учеб. / А. П. Алехин, Ю. М. Козлов, А. А. Кармалицкий. – М., 2003.
Бахрах, Д. Н. Советское законодательство об административной ответственности / Д. Н. Бахрах. – Пермь, 1969.
Демин, А. А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства Российской Федерации /
А. А. Демин // Государство и право.  2000.  № 11.

22
Демин, А. А. Понятие административного процесса и администра- тивно-процессуальный кодекс Российской Федерации / А. А. Демин //
Вестник Московского университета.  1998.  № 4.
Демин, А. А. Уточним понятие административного процесса / А. А. Демин //
Административное право и процесс.  2004.  № 1.
Кононов, П. И. Административный процесс: подходы к определению понятий и структуры / П. И. Кононов // Государство и право.  2001.  № 6.
Кононов, П. И. Современное состояние и вопросы кодификации административно-процессуального законодательства / П. И. Кононов //
Журнал российского права. – 2001. – № 7.
Коренев, А. П. Кодификация советского административного права /
А. П. Коренев. – М., 1970.
Махина, С. Н. Административный процесс: проблемы теории, пер- спективы правового регулирования / С. Н. Махина. – Воронеж, 1999.
Панова, И. В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы и виды / И. В. Панова // Правоведение.  2000.  № 2.
Панова, И. В. Административно-процессуальная деятельность в Рос- сийской Федерации / И. В. Панова. – Саратов, 2000.
Петров, Г. И. О кодификации советского административного права /
Г. И. Петров // Советское государство и право. – 1962. – № 5.
Салищева, Н. Г. Административный процесс в СССР / Н. Г. Салищева. –
М., 1984.
Старилов, Ю. Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции / Ю. Н. Старилов //
Государство и право. – 2004. – № 6.
Стребкова, А. А. Административный процесс как юридическая кате- гория: понятие и сущность / А. А. Стребкова // Юристъ-Правоведъ. 
2007.  № 4.
Студеникин, С. С. Социалистическая система государственного управления и вопрос о предмете советского административного права /
С. С. Студеникин // Вопросы советского административного права. – М., 1949.


23

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
Содержание темы:
§ 1. Понятие, предмет и метод административно-процессуального права.
§ 2. Система административно-процессуального права.
§ 3. Взаимодействие административно-процессуального права с иными отраслями российского права.
§ 1. Понятие, предмет и метод
административно-процессуального права
Административно-процессуальное право сегодня находится в стадии активного развития. Причем особенностью этого периода является, что законодателем принимается все больше нормативных правовых актов, как целиком состоящих из административно-процессуальных норм, так и содержащих последние наряду с материальными административно-право- выми нормами. Разрабатываются многочисленные проекты Административно- процессуального и Административно-процедурного кодексов, увеличива- ется число ученых – сторонников существования автономной отрасли административно-процессуального права. Вследствие, появляются все новые исследования в этой сфере.
Жизненная необходимость разработки и принятия административно- процессуальных норм продиктованы потребностью максимального обес- печения прав и свобод человека в сфере государственного управления и защиты его от произвола органов государства, а с другой стороны – потребностью в упорядочении, четкой регламентации и повышении эффек- тивности деятельности аппарата государственного управления. Значительное увеличение количества административно-процессуальных норм, постоянная работа над их качеством и эффективностью, своеобразие регулируемых ими общественных отношений ставит вопрос об обосновании относитель- ной автономии административно-процессуального права, выработке его понятия и очерчивании предмета.
Традиционно основными критериями для выделения самостоятельной отрасли права являются предмет и метод правового регулирования.
Наиболее разработанной проблема предмета административно- процессуального права выступает в работах основоположника админи- стративно-процессуального права профессора В.Д. Сорокина.
Выделение единого предмета правового регулирования и обуслов- ленного им единого метода правового регулирования, естественно, требует иного подхода и к проблеме определения оснований деления российского права на отрасли, поскольку традиционная схема, основанная на признании наличия у каждой отрасли своего предмета и метода, не дает ясного ответа на вопрос об особенностях отраслевого метода.