Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1114
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29
б) определяющие правовое положение граждан в сфере управления; в) регулирующие порядок организации и функционирования органов управления; г) регулирующие порядок организации предприятий и учреждений; д) регулирующие службу в органах управления; е) определяющие правовое положение общественных организаций в сфере управления; ж) регулирующие порядок издания актов управления; з) регулирующие применение мер убеждения и принуждения в сфере управления; и) регулирующие контроль исполнения в управлении; к) обеспечивающие соблюдение законности в управлении.
Другая большая группа административно-процессуальных норм регу- лирует более узкие, обособленные группы общественных отношений, воз- никающих главным образом в ходе осуществления того или иного вида административного производства. Эти нормы в своей совокупности составляют
Особенную часть административно-процессуального права.
Таким образом, система российского административно-процессуального права может быть представлена в следующем виде:
Общая часть
I. Административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников административного процесса.
1. Нормы, регулирующие статус индивидуальных участников адми- нистративного процесса:
1.1. Граждан Российской Федерации.
1.2. Иностранных граждан и лиц без гражданства.
2. Нормы, регулирующие статус коллективных субъектов админи- стративного процесса:
2.1. Федеральных органов исполнительной власти:
– Правительства Российской Федерации и подразделений его аппарата;
– федеральных министерств и подразделений их центральных аппара- тов, местных территориальных органов;
– иных федеральных органов исполнительной власти, подразделений их центральных аппаратов, местных территориальных органов;
– полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
2.2. Нормы, регулирующие статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
– высшего органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации;
– высшего должностного лица (руководителя высшего органа испол- нительной власти субъекта Российской Федерации);
– иных органов исполнительной власти субъекта Российской Феде- рации.
30 3. Нормы, регулирующие статус государственных служащих:
– федеральных государственных служащих;
– государственных служащих субъектов Российской Федерации;
– муниципальных служащих.
4. Нормы, регулирующие статус исполнительных органов местного самоуправления.
5. Нормы, регулирующие статус предприятий и учреждений различ- ных форм собственности, их внутренних подразделений.
6. Нормы, регулирующие статус общественных объединений:
– политических общественных объединений;
– неполитических общественных объединений.
II. Административно-процессуальные нормы, регулирующие поря- док производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государ- ственного управления:
1. Нормы, регулирующие положение лиц, участвующих в производ- стве по индивидуально-конкретному делу.
2. Нормы, регулирующие принципы административного процесса.
3. Нормы, регулирующие общий порядок рассмотрения индивидуально- конкретных дел в сфере государственного управления.
4. Нормы, регулирующие порядок вынесения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
5. Нормы, регулирующие порядок исполнения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
6. Нормы, регулирующие порядок обжалования решения (постанов- ления) по индивидуально-конкретному делу.
7. Нормы, регулирующие порядок опротестования решения (поста- новления) по индивидуально-конкретному делу.
8. Нормы, регулирующие порядок пересмотра и отмены решения
(постановления) по индивидуально-конкретному делу.
III. Административно-процессуальные нормы, регулирующие кон- трольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рас- смотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти.
Особенная часть
1. Нормы, регулирующие производство по принятию нормативных актов государственного управления.
2. Нормы, регулирующие производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления.
3. Нормы, регулирующие производство по административно-правовым жалобам и спорам.
4. Нормы, регулирующие производство по делам о поощрениях.
5. Нормы, регулирующие производство по делам об административ- ных правонарушениях.
6. Нормы, регулирующие производство по дисциплинарным делам.
31 7. Нормы, регулирующие лицензионное производство.
8. Нормы, регулирующие регистрационное производство.
9. Нормы, регулирующие исполнительное производство.
§ 3. Взаимодействие административно-процессуального права
с иными отраслями российского права
Не подлежит сомнению тезис о том, что административно-процессуа- льные нормы наиболее тесно и многообразно связаны с материальными административно-правовыми нормами.
Характер связей административно-процессуального права с иными отраслями российского права неодинаков как по масштабам, так и по содер- жанию. Но факт налицо – административно-процессуальное право реально
обслуживает большинство общепризнанных у нас материальных отраслей
российского права, отчетливо демонстрируя значительное опережение практики по сравнению с теорией, отдельные представители которой отмечают, что административно-процессуальное право еще не сложилось.
Следует обратиться к характеристике реальных связей администра- тивно-процессуального права с другими отраслями российского права.
1. Административно-процессуальное право тесно связано с конституцион- ным правом. Важнейшие положения административно-процессуального права находят свое закрепление в нормах Конституции Российской Федерации: а) закрепление Конституцией Российской Федерации принципа раз- деления власти (ст. 10), среди которых важная роль отведена исполнительной власти, в рамках деятельности которой осуществляется основная админи- стративно-процессуальная деятельность; б) широкие права и свободы граждан Российской Федерации, а также их обязанности, закрепленные Конституцией Российской Федерации, во многом реализуются с помощью административно-процессуальных норм, регулирующих, например, порядок рассмотрения предложений и заявлений граждан, а также их жалоб органами исполнительной власти, предприяти- ями, организациями, органами местного самоуправления, должностными ли- цами; в) принципиальное значение имеет указание Конституции Россий- ской Федерации (п. "к" ст. 72), согласно которой к ведению Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено, в частности, административное и административно-процессуальное законодательство; г) глава 6 Конституции Российской Федерации, Федеральный кон- ституционный закон от 17 декабря 1997 г.
№ 2-ФКЗ
"О Правительстве Рос- сийской Федерации", другие законодательные акты закрепляют основы правового статуса органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации – Правительства России, федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, органов
32 исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главные направле- ния деятельности исполнительной власти, юридические формы ее реализации и т.д. Административно-процессуальные нормы имеют самое непосред- ственное отношение к регулированию различных аспектов осуществления исполнительной власти на всех уровнях; д) Конституция Российской Федерации (п. "т" ст. 71), федеральные законы от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы
Российской Федерации", от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и др. создали необходимую правовую основу для регулирующего воздействия административно-процессуальных норм на соответствующие стороны осуществления государственно- служебной деятельности.
2. Административно-процессуальные нормы определенным образом связаны с материальным гражданским правом, обеспечивая реализацию некоторых разновидностей гражданско-правовых отношений. Основные формы взаимодействия норм названных отраслей российского права отра- жены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Например:
к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой... гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законода- тельством (п. 3 ст. 2);
гражданские права и обязанности могут возникать из актов госу- дарственных органов, в том числе органов исполнительной власти и орга- нов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 8);
защита гражданских прав в административном порядке осуществ- ляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд... (п. 2 ст. 11).
В современных условиях заметно расширяется сфера совместного гражданско-правового и административно-процессуального регулирования все возрастающего числа отношений. Речь идет, например, о процедуре регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Только с момента регистрации, осуществляемой с помощью административно-процессуальных норм, юридическое лицо считается созданным.
Заметный удельный вес в совместном регулировании двух назван- ных отраслей российского права приобретает лицензионное производство, в котором материально-правовую сторону обеспечивает гражданское право, а процессуальную – нормы административно-процессуального права.
3. Административно-процессуальные нормы участвуют в реализации отношений, складывающихся в сфере действия финансового права (например,
33
с помощью административно-процессуальных норм регулируется порядок принятия нормативных правовых актов Минфином России посредством одноименного административного производства. Так, Минфин России регистрирует выпуск ценных бумаг, а также лицензирует деятельность страховых организаций).
В области финансового права с помощью административно- процессуальных норм осуществляется лицензирование всех видов профес- сиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в соответствии со ст. 39
Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Лицензии выдает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг или уполномоченные ею органы на основании генеральной лицензии.
4. Административно-процессуальные нормы взаимодействуют с рос- сийским трудовым правом по нескольким направлениям. Прежде всего, это участие в регулировании государственно-служебных отношений, осу- ществляемом как Трудовым кодексом Российской Федерации, так и Феде- ральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и другими актами. В этом плане есть основания говорить о ряде процедур, представляющих собой определен- ные административные производства, например, по делам о поощрениях, по рассмотрению предложений и заявлений работников, по делам о рас- смотрении их жалоб, производства по дисциплинарным делам, а также по делам об административных правонарушениях, субъектами которых явля- ются, к примеру, должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и т.д.
5. Административно-процессуальные нормы участвуют в регулиро- вании отношений, складывающихся в сфере действия семейного права.
Так, Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает, что "защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами или органами опеки и попечительства" (ст. 3).
Поскольку признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, то права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации брака в этих органах.
Как известно, семейное законодательство предусматривает основа- ния для расторжения брака в органах загса, осуществляющих регистрацию названной процедуры.
Административно-процессуальные нормы регулируют также порядок осуществления исполнительного производства по принудительному взыс- канию алиментов, розыска должника, уклоняющегося от уплаты алиментов, с помощью органов внутренних дел, что предусмотрено Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
34
Рекомендуемая литература к теме
Основная
Конституция Российской Федерации (в ред. от 30 декабря 2008 г.) //
Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
Бахрах, Д. Н. Административное право : учеб. / Д. Н. Бахрах. –
М., 1996.
Макарейко, Н. В. Административно-процессуальное право : учеб. пособие / Н. В. Макарейко. – М., 2008.
Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно- процессуальное право : учеб. / В. Д. Сорокин. – СПб., 2008.
Федощев, А. Г. Административно-процессуальное право в схемах и определениях : учеб. пособие / А. Г. Федощев, Н. Н. Федощева. – М. :
Юристъ, 2008.
Дополнительная
О Правительстве Российской Федерации : федер. конституц. закон от
17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 10 января 2009 г.) // СЗ РФ. – 1997. –
№ 51. – Ст. 5712.
Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 декабря
2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 7 мая 2009 г.) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 3.
Семейный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря
1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 30 июня 2008 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст.
16.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29 июня 2009 г.) // СЗ РФ. –
1994. – № 32. – Ст. 3301.
Об исполнительном производстве : федер. закон от 2 октября 2007 г.
№ 229-ФЗ (в ред. от 3 июня 2009 г.) // СЗ РФ. – 2007. – № 41. – Ст. 4849.
О муниципальной службе в Российской Федерации : федер. закон от
2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. – 2007. –
№ 10. – Ст. 1152.
О системе государственной службы Российской Федерации : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. –
2003. – № 22. – Ст. 2063.
О рынке ценных бумаг : федер. закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ
(в ред. от 3 июня 2009 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1918.
Демин, А. А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства Российской Федерации /
А. А. Демин // Государство и право. 2000. № 11.
35
Демин, А. А. Понятие административного процесса и администра- тивно-процессуальный кодекс Российской Федерации / А. А. Демин //
Вестник Московского университета. 1998. № 4.
Демин, А. А. Уточним понятие административного процесса /
А. А. Демин // Административное право и процесс. 2004. № 1.
Козлов, Ю. М. Предмет советского административного права /
Ю. М. Козлов. – М., 1967.
Кононов, П. И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования / П. И. Кононов. – Киров, 2001.
Кононов, П. И. Административный процесс: подходы к определению понятий и структуры // Государство и право. 2001. № 6.
Панова, И. В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы и виды // Правоведение. 2000. № 2.
Панова, И. В. Административно-процессуальная деятельность в Рос- сийской Федерации / И. В. Панова. – Саратов, 2000.
Петров, Г. И. Советское административное право : учеб. / Г. И. Петров. –
Л., 1970.
Стребкова, А. А. Административный процесс как юридическая кате- гория: понятие и сущность / А. А. Стребкова // Юристъ-Правоведъ.
2007. № 4.
Студеникин, С. С. Социалистическая система государственного управления и вопрос о предмете советского административного права /
С. С. Студеникин // Вопросы советского административного права. – М., 1949.