Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1115

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ТЕМА 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОРМЫ И
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Содержание темы:
§ 1. Понятие и особенности административно-процессуальных норм.
§ 2. Классификация административно-процессуальных норм.
§ 3. Понятие административно-процессуального правоотношения.
§ 4. Структура, содержание и виды административно-процессуальных правоотношений.
§ 5. Субъекты и объекты административно-процессуальных правоот- ношений.
§ 1. Понятие и особенности административно-процессуальных норм
Административно-процессуальные нормы – разновидность действу- ющих юридических правил поведения людей, установленных государством.
Поэтому они обладают всеми признаками, которые свойственны правовой норме вообще.
Процессуальные правовые нормы тесно связаны с материальными нормами, что предопределено их принадлежностью к одной системе права – российскому праву.
Своеобразие процессуальных норм проявляется в том, что они обуслов- лены не только особенностями социально-правовой среды, но и особенностями материальных норм той отрасли права, с которой они наиболее тесно связаны и потребности которой обслуживают. Таким образом, есть основание говорить о своеобразном вторичном характере процессуальных норм, поскольку само их существование подчинено общей задаче реализации соответствующих материальных норм.
Поскольку административно-процессуальные нормы относятся к нормам правовым, они, естественно, должны рассматриваться как правила общего характера, установленные или санкционированные государством.
Для материальных и процессуальных норм административного права сферой регулирования является государственное управление, где реализу- ются многообразные функции органов исполнительной власти на всех уровнях государства.
Вместе с тем между материальными и процессуальными админи- стративно-правовыми нормами существуют и различия:
– административно-процессуальные нормы имеют более широкий предмет правового регулирования. Процессуальные нормы администра- тивного права применяются и там, где возникает необходимость в реали- зации материальных норм иных отраслей российского права;
– если норма материального административного права отвечает на вопрос, что надо сделать (или не делать) для реализации этих прав и обя-



37
занностей, то норма процессуального административного права отвечает на вопрос, как, каким образом, в каком порядке названные права и обязан- ности могут и должны быть реализованы. Материальные отношения сле- дует рассматривать как предварительное условие возникновения админи- стративно-процессуального правоотношения.
Представители "юрисдикционной" концепции административного процесса выделяют следующие различия между материальными и процес- суальными административно-правовыми нормами.
Во-первых, нормы материального административного права опреде- ляют содержание прав и обязанностей сторон административно-правового отношения по существу, в то время как нормы процессуального права (если они применимы к разрешению данного спора) определяют порядок прину- дительного разрешения спора, могущего возникнуть между сторонами данного правоотношения.
Во-вторых, нормы материального административного права уста- навливают определенные запреты, учитывая интересы охраны общественного порядка, содержат перечень административных наказаний за проступки, а нормы процессуальные определяют порядок привлечения лиц к ответ- ственности, начиная от составления процессуальных документов, удосто- веряющих факт правонарушения, и заканчивая порядком принудительного исполнения наложенного наказания.
Отличие административно-процессуальных норм от норм иных
процессуальных отраслей российского права заключается в следующем:
1) различен круг субъектов, которые правомочны устанавливать процессуальные нормы различных отраслей.
Так, гражданско- процессуальные и уголовно-процессуальные нормы устанавливаются фе- деральным законодателем в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Консти- туции Российской Федерации.
Что же касается административно-процессуальных норм, то их со- здание согласно Конституции Российской Федерации является предметом совместной деятельности Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации на основании (п. "к" ст. 72);
2) существуют заметные различия и в круге субъектов, применяю- щих административно-процессуальные и иные процессуальные нормы.
Гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы правомочен применять строго ограниченный круг субъектов, обозначенный в соответ- ствующих процессуальных законах. Круг субъектов правоприменения административно-процессуальных норм более широк и многообразен;
3) реализация административно-процессуальных норм не всегда свя- зана с принуждением в отношении участников правоотношений. Элемент принуждения как таковой характерен лишь для сравнительно небольшой части административно-процессуальных норм.


38
Таким образом, административно-процессуальным нормам присущи
две основные особенности:
– их управленческий характер (поскольку они регулируют отноше- ния, складывающиеся в сфере государственного управления, в которой ре- ализуются полномочия органов исполнительной власти). Эта особенность позволяет отграничить административно-процессуальные нормы от всех иных правовых норм, кроме норм материального административного пра- ва, которые также регулируют управленческие общественные отношения;
– это процессуальные правила, которые регулируют только те управ- ленческие отношения, которые возникают в связи с разрешением индиви- дуально-конкретных дел органами исполнительной власти Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Соответственно, административно-процессуальная норма – это уста- новленное правомочным государственным органом Российской Федерации и субъекта Российской Федерации общее правило, регулирующее право- вые отношения, возникающие при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере реализации властных полномочий исполнительных органов государственной власти.
§ 2. Классификация административно-процессуальных норм
Существуют различные классификации административно-процессуальных норм в зависимости от оснований выделения и авторской позиции.
Следует классифицировать административно-процессуальные нормы по следующим основаниям: 1) по содержанию; 2) по объему регулирования;
3) по юридической силе; 4) по кругу субъектов права, на которых распро- страняется действие нормы; 5) по видам административного производства;
6) по характеру диспозиции; 7) по действию в пространстве; 8) по дей- ствию во времени.
Деление административно-процессуальных норм по содержанию: а) нормы, регулирующие административно-процессуальные отношения, складывающиеся в сфере экономической и составляющих ее многочислен- ных отраслях – промышленности, строительстве, транспорте и т.д.; б) нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в социально- культурной сфере и отраслях, ее составляющих, к которым относятся образование, наука, культура, здравоохранение и др.; в) нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в админи- стративно-политической сфере и отраслях, ее образующих, таких, как оборо- на, безопасность, внутренние дела, юстиция и др.
По объему регулирования административно-процессуальные нормы делятся на общие и специальные.
К общим относятся административно-процессуальные нормы, действие которых распространяется на многие отрасли государственного управления.


39
Такие нормы содержатся, например, в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их госу- дарственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009.
К специальным относятся административно-процессуальные нормы, регулирующие отношения, которые возникают преимущественно в пределах одной отрасли или в отношении какого-либо органа. Примером акта, содержащего такого рода нормы, может служить Приказ МВД России от
27 июня 2003 г. № 484 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России".
По юридической силе административно-процессуальные нормы под- разделяются на правила, изданные органами государственной власти различ- ного уровня в соответствии с существующей своеобразной иерархией органов государственной власти. Так, административно-процессуальные нормы, содер- жащиеся, например, в федеральных законах, обладают большей юридической силой по сравнению с нормами административно-процессуального права, содержащимися, скажем, в нормативных актах федеральных министерств.
Например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", является опре- деляющим для иных актов, принимаемых органами исполнительной власти и регулирующих порядок рассмотрения обращений граждан структурами какого-либо ведомства. В качестве примера последнего можно привести
Инструкцию по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденную приказом МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750.
По кругу субъектов права, на которых распространяется действие административно-процессуальных норм, они подразделяются: а) на нормы, устанавливающие правила поведения для граждан Рос- сийской Федерации. Такие нормы содержатся, например, в распоряжениях
Президента Российской Федерации от 21 октября 2006 г. № 507-рп "О бланках документов к государственным наградам Российской Федерации и государственным наградам СССР" и от 3 апреля 1997 г. № 96-рп "Об утверждении Инструкции о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации"; б) нормы, регулирующие порядок деятельности органов исполни- тельной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, внутренних подразделений этих органов. Например, Приказ Минкультуры
России от 8 ноября 2005 г. № 536 "О Типовой инструкции по делопроиз- водству в федеральных органах исполнительной власти"; в) нормы, регулирующие порядок деятельности предприятий и учре- ждений независимо от форм собственности. Такого рода нормы содержатся в актах, регулирующих порядок лицензирования определенных видов дея- тельности. К их числу относится, например, Федеральный закон от 8 августа
2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";