Файл: Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций.pdf
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
61
Обучающий урок-семинар. Мы полностью изменили подход к взаимопосещению уроков. Перед занятием педагог знакомит с проектом урока. После посещения занятий делается подробное обсуждение, в котором принимает участие каждый посетивший. Основу обсуждения составляют 2 вопроса:
– сильные стороны занятия и возможности их использования в своей собственной практике;
– слабые стороны занятия, причины и предложения по способу их устранения.
Ценностью такой деятельности явилось отсутствие формального подхода к подготовке к уроку, повышение мобильности к освоению нового, самоуважения к себе как к профессионалу своего дела, развитие педагогической компетентности.
Модель методического сопровождения ориентирует наставников и наставляемых на переход с индивидуального поведения на командное.
Командный подход проявляется при подготовке открытых уроков, в том числе бинарных, составлении проектов, разработки конференций семинаров.
Команды не бывают постоянными, в каждой ситуации, предполагающей творческое решение, они образуются как организованно, так и спонтанно. В результате педагоги освобождаются от чувства неуверенности и страха, приобретают готовность к инновационной профессиональной деятельности, к непрерывному образованию в течение всей жизни.
Таким образом, командное наставничество повышает компетентность педагогов, помогает осуществить процесс решения злободневных проблем в организации учебно-воспитательного процесса, а также поиск, накопление, и систематизация своего опыта работы.
1 2 3 4 5 6 7 8
4-ый компонент. Оценка результатов наставничества
Цель: создание условий для самообобщения и объективной оценки педагогом своей компетентности.
Формами осуществления этого этапа являются:
– разработанная в школе система самооценки и самоконтроля профессионализма учителя (Приложение №4);
– самопрезентация опыта работы каждого педагога в рамках ежегодно проводимых конференций по самообразованию;
– участие в конкурсах, конференциях разного уровня.
Результативность реализации модели наставничества. За один год педагоги получили значительные результаты в работе и авторские продукты педагогической деятельности.
Показателями эффективности данной модели наставничества стали следующие результаты:
1. Высокий уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.
Цель: создание условий для самообобщения и объективной оценки педагогом своей компетентности.
Формами осуществления этого этапа являются:
– разработанная в школе система самооценки и самоконтроля профессионализма учителя (Приложение №4);
– самопрезентация опыта работы каждого педагога в рамках ежегодно проводимых конференций по самообразованию;
– участие в конкурсах, конференциях разного уровня.
Результативность реализации модели наставничества. За один год педагоги получили значительные результаты в работе и авторские продукты педагогической деятельности.
Показателями эффективности данной модели наставничества стали следующие результаты:
1. Высокий уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.
62 2. Высокая степень творческой активности педагогов (участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, сетевых сообществах, интернет- проектах, мастер-классах).
3. Повышение уровня педагогической деятельности.
4. Рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве наставников.
5. Расширение других форм наставнических пар.
Приложение 2
Комплексная экспертиза педагогической деятельности
Анкеты по изучению направленности учителя на повышение
квалификации
Цель: изучить данный вопрос для дальнейшего планирования методической работы в МО
Анкета 1. Волнуют ли меня перемены?
Готов (а) ли я что-нибудь делать?
Информирован(а) ли я об изменениях?
Уделяю ли время для обучения новым формам деятельности?
Применяю ли каждый день что-то новое и ищу способы углубления знаний и умений?
Есть ли у меня планы обновления?
Анкета 2. Изучение направленности учителя на повышение
квалификации
1. Удовлетворены ли вы своей профессиональной подготовкой?
- Да
- Нет
- Не совсем
2. По каким направлениям профессиональной подготовки вы хотели бы усовершенствовать свои знания в первую, вторую, … очередь (укажите №№)
- Научно-теоретическая подготовка
- Методическая подготовка
- Психолого-педагогическая подготовка
3. Считаете ли вы целесообразным углубить свои профессиональные знания по вопросам:
- Изучение личности уч-ся и коллектива
- Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся
- Планирование педагогической деятельности и деятельности учащихся, класса
- Организация познавательной деятельности учащихся
- Контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся
63
- Другие (допишите)
4. Какими своими профессиональными умениями вы не удовлетворены
(укажите):
- Организаторскими
- Конструктивными
- Коммуникативными
5. Хотелось бы вам их усовершенствовать?
- Да.
- Нет
- Затрудняюсь ответить
6. Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений отдали бы вы предпочтение в первую, вторую, … очередь
(укажите №№)
- самообразованию
- семинару-практикуму
- тренингам
- творческим группам учителей
- предметным МО
- межпредметным МО
- теоретическому семинару
- оргдеятельностной игре
- мастерской по разработке методических и дидактических материалов.
7. В каком из предложенных семинаров вы приняли бы участие в первую очередь:
- особенности стандартов нового поколения
- психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
- формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
- типы уроков, методика их проведения
- методы обучения и их эффективное использование в современных условиях
- современные технологии обучения (указать какие)
- мыследеятельностная педагогика
- метапредметность и способы ее реализации
- пути развития универсальных учебных действий
- учет и оценка знаний учащихся
- педагогическая техника учителя
- другие (укажите свои предложения)
Анкета 3. Саморазвитие учителя
Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие саморазвитию учителя.
1. Оцените по пятибалльной системе факторы, стимулирующие и препятствующие Вашему развитию:
5- да (препятствуют или стимулируют);
64 4- скорее да, чем нет;
3- и да, и нет;
2- скорее нет;
1 - нет.
Препятствующие факторы:
1. Собственная инерция.
2. Разочарование в результате имевшихся неудач.
3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
4. Враждебность окружающих (ревность, зависть), плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к новому.
5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т. е. отсутствиеобъективной информации о себе.
6. Состояние здоровья
7. Недостаток времени.
8. Ограниченные ресурсы, смененные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы:
1. Школьная методическая работа.
2. Обучение на курсах.
3. Пример и влияние коллег.
4. Пример и влияние руководителей.
5. Организация труда в школе.
6. Внимание к этой проблеме руководителей.
7. Доверие.
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
9. Занятия самообразованием.
10. Интерес к работе.
11. Возрастающая ответственность.
12. Возможность признания в коллективе.
Обработка данных:
Подсчитайте общую сумму баллов:
75-55 баллов – активное саморазвитие;
54-36 баллов – отсутствует система саморазвития, она сильно зависит от условий;
35-15 баллов – остановившееся развитие.
Интерпретация результатов. В результате обработки анкеты выявляется одна из трех позиций учителя («активное саморазвитие», «не сложившееся саморазвитие, зависящее от условий», «остановившееся саморазвитие»), фамилии заносятся в таблицу в соответствии со степенью готовности учителей к саморазвитию.
65
По итогам анализа анкет проектируется индивидуальный маршрут саморазвития. В систему мер предлагается: участие данного учителя в постоянно действующем семинаре по методической проблеме школы, прохождение курсов повышения квалификации, корректировка программы самообразования с учетом препятствующих и стимулирующих факторов.
Приложение 3
Индивидуальная карта профессионального роста педагога
Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/yHtH/uuTszvyeG
Приложение 4
План мероприятий по организации индивидуальной работе с педагогами в рамках реализации модели наставничества
№ п/п
Дата Тема
Количество часов
Форма работы, виды деятельности
Задания для самостоятельной работы стажера теория практика
1.
Инновация.
Инновационные технологии.
Краткая характеристика.
Классификация
1 1
Введение
Лекция
Круглый стол
Представление опыта использования инноваций в педагогической практике
2.
Возможности использования социальных сетевых сервисов в образовательном процессе
1 2
Лекция с элементами практикума
Представление опыта использования социальных сетей в педагогической практике
3.
Веб-технологии.
Практика внедрения.
Создание онлайн- уроков на платформе
CoreApp
1 2
Мастер-класс по созданию урока на платформе
CoreApp
Разработка урока на платформе
CoreApp
4.
Создание «Google формы,
QR- кодов»
2
Мастер-класс
Создание анкет,
Создание QR-кодов
5.
Смешанное обучение
Модель
«Перевернутый класс»
1 2
Семинар
Практикум
Разработка современного урока по модели
«Перевернутый класс»
66 6.
Буктрейлеры на уроках литературы
1
Лекция с элементами практикума
Создание буктрейлера к произведению
7.
Модель «Ротация станций»
1
Семинар
Практикум
Разработка современного урока по модели «Ротация станций»
8.
Применение инструментов для создания учебных объектов learningapps.org;
2
Мастер- класс
Разработка онлайн урока с использованием учебных объектов learningapps.org;
9.
Обобщение.
Защита итоговых работ.
Презентация опыта по наставничеству
Круглый стол
Приложение 5
Показатели оценки педагогической деятельности
Характеристика
Количество участников, отметивших ее у себя
Понравилосьучаствовать в программе
Хотели продолжить работу в программе наставничества
Видит свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих 5-и лет
Появилось желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации
После общения с наставником почувствовали прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала
Заметили ли рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах
Заметили сокращение числа конфликтов с педагогическими родительским сообществами благодаря программе наставничества
67
Заключение
Авторы статей сборника поделились идеями, опытом, возможностями для получения качественного образования, реализованными на практике.
Школы принципиально отличаются друг от друга. Каждая из них в качестве стратегической модели выбрали приоритетное направление, которое становится не просто важным условием функционирования и развития, но и формирует модель управления общеобразовательной организацией.
Школы активно используют организационно-управленческий и научно- методический потенциал, ресурсы имеющейся инфраструктуры, реализуя проекты в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы, предметных концепций.
Информационно-методическое сопровождение организаций обеспечивается: деятельностью методических объединений, формированием внутришкольной системы повышения квалификации через непрерывноепрофессиональноесопровождениепедагогических работников, реализацией целевой модели наставничества. Методическая помощь осуществляется по направлению формирования метапредметных и личностных результатов педагогических работников.
Важными аспектами в выстраивании системы поддержки школ в регионе являются не только организация работы по повышению уровня профессионального развития педагогических кадров, но и оценка эффективности деятельности руководящих работников – руководителей различных категорий общеобразовательных организаций. Результаты мониторинговых исследований позволяют определить «точки роста» на муниципальном, школьном уровнях.
Таким образом, задача помощи школам состоит в повышении эффективности организации работы на всей управленческой вертикали: школьном, муниципальном, региональном уровнях.