Файл: Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10 различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Очень важно и продумать меры по стимулированию педагогов по подготовке обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям разных уровней.
Кадровое обеспечение образовательной деятельности - важное направление деятельности руководителя школы.
По результатам мониторинга высокая эффективность деятельности руководителей, а также её положительная динамика чаще фиксируется в тех ОО, в которых разработана программа/план развития кадрового потенциала. При этом в городских школах эта взаимосвязь сильнее, чем в сельских. Для руководителей сельских школ актуальным остается вопрос дефицита кадров. Поэтому, нужно совместно с учредителем рассматривать все возможности по созданию условий для привлечения кадров для работы в ОО, в том числе выпускников педагогических ВУЗов и колледжей. Всем руководителям школ необходимо усилить контроль за своевременным повышением квалификации педагогическими работниками с учетом их профессиональных дефицитов, прохождением профессиональной переподготовки. А также обеспечить условия для формирования и подготовки школьных управленческих команд, члены которой в дальнейшем могут стать претендентами на включение в кадровый резерв.
Анализ эффективности проведённых муниципалитетами мер и мероприятий, направленных на повышение управленческой деятельности руководителей ОО, показал взаимосвязь с результатами мониторинга эффективности руководителей ОО. Повышение сводной эффективности руководителей ОО отмечается в тех муниципалитетах, в которых выстроена работа по созданию условий для индивидуализации обучения, повышению качества преподавания учебных предметов и сопровождению резерва управленческих кадров.
Рассмотрим подробнее результаты мониторинга реализации муниципальных «дорожных карт» по повышению эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций (рисунок 4).
Все муниципальные районы и городские округа Новосибирской области разработали муниципальные
«дорожные карты» по повышению эффективности деятельности руководителей ОО и проводят работу по её реализации. Однако, не все муниципалитеты смогли предоставить корректную подтверждающую информацию.

11
Рисунок 4– Результаты мониторинга по показателям в среднем по
Новосибирской области, в баллах
Большинство муниципалитетов 25 (71,4%) находится в группе со средним уровнем сопровождения руководителей ОО. В группу с высоким уровнем сопровождения входит только один городской округ – г. Искитим.
Низкий уровень сопровождения зафиксирован в 9 (25%) муниципалитетов.
Планируя работу в рамках критерия «повышение качества управленческой деятельности» муниципальные команды сосредоточились, в основном, на создании условий: для выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодёжи в ОО; для получения образования для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в ОО; условий, направленных на повышение качества преподавания учебных предметов в ОО. Вместе с тем, реализации муниципальных мер, направленных на выявление и распространение положительного управленческого опыта руководителей ОО, на создание условий для индивидуализации обучения, профориентации и дополнительного образования в ОО, уделяется меньшее внимание.
Важным фактором, влияющим на эффективность управленческой деятельности, является создание условий для профессионального роста перспективных кадров системы образования, а также сопровождение и использование кадрового резерва. Этому направлению муниципалитеты не


12 уделили должного внимания в рамках реализации мер по повышению эффективности деятельности руководителей ОО.
В основном, муниципалитеты пытаются влиять на эффективность деятельности руководителей ОО через усиление контроля: отчётные сессии с руководителями, совещания с заслушиванием отдельных руководителей.
Лишь у отдельных муниципалитетов можно проследить элементы управления изменениями, такие управленческие механизмы, как создание творческих групп, элементы планирования и управления разными процессами, выделены сроки, ответственные, формы принятия управленческих решений.
Для повышения эффективности управленческой деятельности руководителей школ на муниципальном уровне нужно анализировать профессиональные дефициты руководителей школ, затрудняющих выполнение ими управленческой деятельности. Важно продумать совместно с руководителями ОО возможность использования индивидуальных планов развития руководителей и управленческие меры по оказанию методической поддержки в рамках подготовки и реализации этих планов.
На муниципальном уровне необходимо обеспечить возможности для непрерывного повышения профессионального мастерства руководителей
ОО: повышение квалификации с учётом профессиональных дефицитов, организация конкурсов для руководителей, обеспечение сетевого взаимодействия руководителей, стажировки на базе инновационных ОО, в том числе по вопросам управления качеством образования. Также нужно в муниципалитетах во взаимодействии с ОО усилить работу по сопровождению и использованию кадрового резерва.

Профессиональное развитие руководителей как условие эффективного
управления общеобразовательных организаций
Золотовицкая Ю.Ю.,
проректор по проектной деятельности
БУ ДПО РА «Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Республики Алтай»
Проблема школ, работающих в сложных социальных контекстах и показывающих низкие образовательные результаты, была определена в
Республике Алтай как проблема региональной образовательной политики.
Комплекс факторов, которые носят негативный характер
(технологическое отставание, социальное влияние среды, дефицит кадров, методический дефицит) влияет на мотивацию учащихся и педагогов к повышению качества обучения; доступ к образовательным ресурсам и знаниям; снижение практикоориентированности образования.

13
Изменение состояния школ, переход в качественно новое состояние - является объективной потребностью и предполагает не только приток внешних ресурсов, но и развитие внутреннего потенциала самой школы.
Формирование позитивной повестки в организации, создания благоприятной атмосферы, условий для всех участников образовательного процесса относится к задачам руководителя общеобразовательных организаций.
Мониторинг условий профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций, расположенных на территории
Республики
Алтай, проводился с целью выявления степени удовлетворенности основных участников образовательного процесса качеством общего образования в регионе.
В рамках исследования, которое представляло собой собой четыре блока вопросов, было выявлено ряд особенностей.
Первый блок вопросов носил социально-демографические характер:
1. В исследовании приняло участие
162 руководителя общеобразовательных организаций (далее – ОО), расположенных на территории Республики Алтай, из них: мужчин – 26 человек, женщин – 136 человек. Средний возраст мужчин-руководителей составляет 42 года.
Средний возраст женщин-руководителей ОО составляет 46 лет.
2. Большинство школ имеют численность обучающихся до 100 человек
(46 % руководителей ОО от общего количества респондентов).
3. В анкетировании приняли участие руководители ОО-представители всех муниципальных образований Республики Алтай (далее – МО), из них 18
ОО – городские, 144 ОО – сельские ОО.
Рисунок 1– Количество ОО-участников анкетирования
в разрезе муниципальных образований
4 14 15 15 23 10 10 15 21 12 6
17
Количество школ-участников исследования
МОН РА
МО "г.Горно-Алтайска"
МО "Кош-Агачский район"
МО "Майминский район"
МО "Онгудайский район"
МО "Турочакский район"
МО "Улаганский район"
МО "Усть-Канский район"
МО "Усть-Коксинский район"
МО "Чемальский район"
МО "Чойский район"
МО "Шебалинский район"


14
Анализируя первый блок вопросов можно сделать вывод о том, что в настоящее время отмечается тенденция обновления управленческого корпуса. Не смотря на средний возраст руководителей ОО, условия расположения, а также руководство ОО различной численности, возникает необходимость организации адресной работы с руководителями ОО, имеющим стаж административной работы от 0 до 3 лет (48 руководителей), в том числе в части оказания методической помощи по управленческим практикам.
Этот блок тесно связан с результатами мониторинга следующего блока.
Ко второму блоку относились вопросы, касающиеся климата и удовлетворенности работой.
1. Большая часть руководителей отмечают достаточный уровень информированности. Однако, 10 % руководителей ОО от общего количества
ОО, участвующих в мониторинге, испытывают дефицит информации о новых лучших практиках.
2. Отсутствие достаточного уровня профессиональных компетенций по выстраиванию эффективных коммуникаций внутри коллектива, поддержки со стороны сотрудников коллектива, условий по формированию внутришкольной культуры приводит к выводу о наличии сложностей в создании комфортных условий для участников образовательных отношений
(72 руководителя ОО, что составляет 44 % от общего числа участников, принявших участие в анкетировании).
Рисунок 2 – Сведения о количестве руководителей, владеющих информацией
о новых лучших практиках
Выходом может стать организация и проведение ряда образовательных мероприятий по преодолению данных дефицитов в различных форматах, но с учетом потребностей руководителей ОО.
Отсутствие, нарушения коммуникаций внутри коллектива, ведет к разрушению мотивационной среды каждого педагога. Организация
68 80 11 3
Владение информацией о новых лучших
практиках в образовании
Да
Скорее да
Скорее нет
Нет

15 образовательного процесса в условиях неопределённости может отразиться на формировании готовности педагогов к решению более сложных задач в рамках реализации образовательных программ с учетом обновленных ФГОС.
3. Комфортными условиями для всех участников образовательного процесса в своей ОО считают 82 % руководители ОО от общего числа участников анкетирования).
Рисунок 3 – Сведения о количестве руководителей, оценивающих комфорт
своей общеобразовательной организации
В третьем блоке – «Адаптация к разным условиям работы» рассматривались результаты опроса руководителей ОО по техническому оснащению кабинетов в школе, созданию условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
1. Почти 33 % руководителей считают, что имеющиеся условия не является оптимальными для достижения высоких образовательных результатов. Отмечается, что в ОО существует возможность только для обучения в дистанционном формате. Даная проблема напрямую связана в большей степени не с особыми условиями организации учебного процесса, а с уровнем компетенций и наличия затруднения педагогов при подготовке к урокам в классах, где есть дети с ОВЗ (30 % ОО от общего количества респондентов).
Решению данного вопроса будут способствовать мероприятия по повышению уровня профессиональных компетенций педагогов в различных форматах, в том числе, через создание внутришкольной системы повышения квалификации в части реализации целевой модели наставничества.
2. Формированию целевой модели наставничества уделяется в настоящее время особое внимание. В процессе опроса почти 93 % руководителей ОО ответили, что в их ОО существует различные модели наставничества, 5 % руководителей ОО являются сами наставниками.
Четвертый блок вопросов был направлен на изучение условий готовности руководителя к инновационной деятельности.
0 20 40 60 80 100 120 140 133 72 4
Климат и комфорт


16 1. Большая часть руководителей отмечает влияние современных образовательных технологий на качество обучения (94 % руководителей ОО от общего количества респондентов). Большинство управленческих команд готовы к проявлению активности в новых инновационных видах деятельности, приветствуется обновление и наполнение содержания новыми интересными формами обучения. Однако, инновационный потенциал многие руководители оценивают лишь как «средний».
2. Основными препятствиями инновационного развития ОО считают руководители следующие факторы: отсутствие времени, отсутствие стимулирования, отсутствие необходимых теоретических знаний, отсутствие лидеров, новаторов в ОО.
Рисунок 4 – Сведения о препятствиях инновационного развития
общеобразовательной организации
Руководители ОО для повышения квалификации за последние
12 месяцев использовали следующие форматы:
– «Очные курсы повышения квалификации» – 40 % руководителей ОО;
– «Онлайн курсы повышения квалификации» – 83 % руководителя ОО;
– «Участие в семинарах, конференциях и других публичных мероприятиях по направлению профессиональной деятельности» – 45 % руководителей ОО;
– «Чтение профессиональной литературы» 59 % руководителей ОО;
– «Взаимодействие с организациями партнерами» – 34 % руководителя
ОО;
– «Участие в деятельности сетевого сообщества» – 13 % руководителей
ОО;
– «Посещение других ОО для ознакомления с их опытом» – 38 % руководителей ОО.
Итогом исследования стал вопрос собственной удовлетворенности руководителей ОО качеством обучения в ОО, где «10» – «максимально удовлетворен», а «1» – «максимально не удовлетворен».
54 12 11 22 3
17 12 30
Препятствия к осуществлению
инновационной деятельности
Отсутствие времени
Отсутствие обоснованной стратегии развития учебного заведения
Отсутствие помощи
Отсутствие лидеров, новаторов

17
Рисунок 5 – Сведения о количестве руководителей общеобразовательных
организаций, по удовлетворительной оценке, качества обучения
Высокий уровень удовлетворенности показали 27,8 % руководителей
ОО, средний уровень – 72,2 % руководителей ОО от общего числа респондентов.
На основании анализа результатов анкетирования руководителей ОО важно отметить, что решение обсуждаемых вопросов возможно за счет пересмотра управленческого подхода в реализации обоснованной стратегии развития ОО, выбора оптимальных, значимых, соотносящихся с задачами системы образования, направлений деятельности, отражающихся в концептуальных документах
ОО, направленные не только на функционирование (условия), но и на развитие ОО (содержание).
В данном случае важен факт внутренней готовности руководителя и педагогического коллектива к происходящим изменениям.
Система предпрофессионального образования в современной школе
на примере МАОУ ЦО «Развитие»
Минаева Е.В.,
директор МАОУ ЦО «Развитие»
Национальный проект «Образование» ставит перед образовательным сообществом следующие цели:
1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования.
2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
14 37 46 46 19
Количество ОО
4-5 баллов
6-7 баллов
8 баллов
9 баллов
10 баллов